Изобретение относится к горному делу, в частности к перевозке людей и грузов по наклонным и горизонтальным выработкам индивидуальными грузопассажирскими средствами на основе электрического привода с использованием штатных монорельсовых путей и может быть использовано для перевозки пассажиров и грузов (не более 100 кг).
Известна подвесная моноканатная дорога МДК (см. "Машины и оборудование для угольных шахт", под ред. С.Х. Клорикьяна, В.Н. Хорина, М., Недра, 1974, стр. 263), «Устройство канатной дороги для перемещения людей или, соответственно, грузов» (RU 2 598 875 С2) и другие варианты использования канатных систем, общим для которых является наличие привода (приводов), бесконечного тягового каната и сидений, подвешенных на роликах.
Недостатком данной конструкции дороги является то, что для осуществления перевозки пассажиров и грузов требуется дополнительное возведение отдельного протяженного объекта, системы приводов, большого количества сидений. При перемещении хотя бы одного пассажира или груза в движение приводится вся система, что влечет значительные затраты на перемещение единицы полезной нагрузки. При выходе из строя тягового каната функционирование системы становится невозможным.
Известно устройство перемещения по подвесным монорельсовым дорогам на аккумуляторной тяге, которое может быть использовано для подвижного состава шахтных подвесных монорельсовых дорог, предназначенных для транспортирования грузов и людей по подземным горным выработкам. Подвижной состав шахтной подвесной монорельсовой дороги содержит установленные на связанном с крепью горной выработки монорельсе подвижные единицы в виде связанных между собой тяговых устройств с электрическим приводом и нетяговых устройств, аккумуляторную батарею, подключаемую к источнику зарядки, и систему управления тяговым усилием, взаимосвязанную с микропроцессорной системой управления. [RU 2 770 968 С1 Подвижной состав шахтной подвесной монорельсовой дороги]
Результатом конструкции данной дороги является то, что не предусмотрена возможность оперативного индивидуального перемещения одного человека или единицы груза. Кроме этого, отсутствует возможность встречного разъезда транспорта, а также остановки движения и схода пассажиров вне специально оборудованного участка.
Наиболее близким аналогом, принятым в качестве прототипа, является полезная модель, относящаяся к канатным транспортным средствам, в частности, к электросамокатам с подвеской для человека, передвигающимся по неподвижно закрепленному натянутому между опорами канату, и предназначен для передвижения пассажиров из пункта А в пункт В, согласно запланированного маршрута. Используется как при необходимых для передвижения целях, так и развлекательных (экскурсионных) [Электросамокат для передвижения по канату с уклонами RU 211 254 U1].
Недостатком прототипа является то, что для перемещения требуется наличие предварительно натянутого каната, отсутствие возможности использовать имеющуюся шахтную инфраструктуру, отсутствие возможности снятия (и установки) устройства на любом участке трассы одним человеком.
Этот недостаток снижает мобильность горнорабочих и инженерно-технических рабочих и подразумевает затрату физических сил при их перемещении, равно как и легких (до 200 кг) грузов, по горным выработкам.
Целью изобретения является повышение мобильности людей и сокращение трудозатрат при перевозке легких (до 100 кг) грузов на произвольных участках горных выработок, оборудованных подвесной монорельсовой дорогой.
Поставленная цель достигается тем, что в способе индивидуального перемещения людей и грузов в подземных горных выработках используется устройство, представляющее собой разводную раму, к которой прикреплены с одной стороны два колеса, одно из которых является мотор-колесом, являющимся двигателем и тормозом одновременно, жестко закрепленное со вторым колесом, устраняющим раскачивание, служащие вместе для передвижения по подвесной монорельсовой дороге, и третье колесо с другой стороны, блокирующее соскок ведущего колеса, и подвеску для человека, отличающееся тем, что имеется возможность изменения расстояния между сиденьем и системой привода для обеспечения установки/снятия последней в условиях высоты горной выработки в переделах от 2 до 4 метров, установкой массивной нижней части, включающей опору для пассажира, аккумулятор и привод их подъема/опускания таким образом, чтобы она находилась на почве при установке и снятии приводной части к подвесной монорельсовой дороге, и страховые ограничители, выполненные в виде простого механического клапана, имеющего пружинку, блокирующего распорку колес, а подвеска состоит из двух изогнутых трубок, между которыми расположена гибкая связь переменной регулируемой длины, оснащенная в своей нижней части ручным пультом управления, соединенным проводом с мотор-колесом.
Сущность способа поясняется схемой расстановки оборудования и его использованием при установке/снятии и перемещении по горным выработкам. На фиг. 1 показана принципиальная схема устройства и способа индивидуального перемещения людей и грузов с его использованием. На фиг. 2 представлена в увеличенном виде приводная часть устройства, а на фиг. 3 связанная с ней блокирующая часть устройства, расположенная с другой стороны подвесной монорельсовой дороги.
Способ индивидуального перемещения людей и грузов в подземных горных выработках может быть реализован следующим образом.
Перемещение по горным выработкам осуществляется с использованием действующей подвесной монорельсовой дороги 1. Устройство вместе со сменным аккумулятором 2 выдается в специально оборудованном помещении, расположенном у шахтного ствола. Перенос устройства рабочим осуществляется вручную. Допускается перебрасывать устройство через плечо за счет гибкой связи 3. На месте посадки гибкую связь 3 удлиняют до длины, позволяющей производит установку приводной части 4 на подвесную монорельсовую дорогу 1, расположив подвеску для человека 13 на почве выработки. Таким образом отсутствует необходимость удержания в руках большей части устройства. Для установки приводной части 4 на подвесную монорельсовую дорогу 1 снимается механический клапан 5 путем преодоления сопротивления пружины натяжением троса 6, осуществляется разведение частей 7 и 8 разводной рамы, расположение ведущего 9 и стабилизирующего 10 колес с одной стороны монорельса и блокирующего колеса 11 с другой, сведение частей 7 и 8 разводной рамы в исходное положение, при этом механический клапан 5 защелкнется автоматически. Для посадки человека на подвеску 13 сокращают гибкую связь 3 до удобной для безопасного расположения высоты. Осуществляют посадку и дополнительный подъем подвески 13 на высоту 30-40 сантиметров, либо выше в зависимости от состояния почвы, а также высоты сечения выработки. Сокращение и удлинение гибкой связи 3 осуществляется за счет механизма лебедочного типа 12, управляемого ручным пультом управления 14, расположенном на опорной перекладине 15 подвески 13. Для начала движения отклоняют ручку 16 по часовой стрелке, что приводит в движение приводное колесо. Остановка происходит нажатием на рычаг тормоза 17. При торможении при движении по уклонам происходит рекуперация энергии, направляемой на заряд аккумуляторной батареи 2. Гибкий стабилизирующий механизм 18 предотвращает продольное и поперечное раскачивание подвески 13 во время движения. При достижении пункта назначения или при встрече с шахтным электровозом осуществляется сход с подвески 13 и снятие приводной части 4 с подвесной монорельсовой дороги 1. Для этого удлиняют гибкую связь 3 до высоты, комфортной для схода с нее человека, сходят на почву, удлиняют гибкую связь 3 до ее установки на почву, снимается механический клапан 5 путем преодоления сопротивления пружины натяжением троса 6, осуществляется разведение частей 7 и 8 разводной рамы и снятие приводной части 4 и блокирующего колеса 11 с подвесной монорельсовой дороги 1.
Для перемещения грузов до 100 кг их закрепляют на подвеске 13 и осуществляют перевоз аналогично перемещению человека. При этом перевозящий рабочий следует в непосредственной близости пешком, управляя органами управления (14, 16, 17). Для перемещения грузов, имеющих один геометрический размер, значительно превышающий остальные, используют два устройства одновременно. При этом организация движения осуществляется одним человеком, управляющим передним по ходу движения устройством. При необходимости допускается включение приводной части 4 второго устройства в строгой синхронизации с первым.
Таким образом, применение указанного устройства и способа обеспечивает повышение мобильности и комфортности перемещения горнорабочих и сокращение трудозатрат при перевозке легких (до 100 кг) грузов на произвольных участках горных выработок, оборудованных подвесной монорельсовой дорогой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВЕСНОЕ МОНОРЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2224672C1 |
Подвесная дорога | 1986 |
|
SU1397334A1 |
СПОСОБ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ С ПОМОЩЬЮ МОНОРЕЛЬСОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ | 2004 |
|
RU2267418C1 |
Подвижной состав шахтной подвесной монорельсовой дороги | 2021 |
|
RU2770968C1 |
Лифт грузопассажирский рудничный | 2020 |
|
RU2784651C1 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 2000 |
|
RU2233379C2 |
ШАХТНЫЙ ТЕЛЬФЕР | 1995 |
|
RU2076211C1 |
Устройство для удлинения транспортных средств с замкнутым тяговым канатом | 1983 |
|
SU1263882A1 |
Канатная дорога | 1991 |
|
SU1796512A1 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЫПУЧИХ И НЕСЫПУЧИХ ГРУЗОВ | 1994 |
|
RU2061608C1 |
Изобретение относится к горному делу, в частности к перевозке людей и грузов по наклонным и горизонтальным выработкам индивидуальными грузопассажирскими средствами на основе электрического привода с использованием штатных монорельсовых путей, и может быть использовано для перевозки пассажиров и грузов не более 100 кг. Устройство для индивидуального перемещения людей и грузов до 100 кг в подземных горных выработках по подвесной монорельсовой дороге, согласно изобретению, содержит разводную раму, к которой прикреплена с одной стороны устанавливаемая на подвесную монорельсовую дорогу колесная приводная часть с двумя колесами, первое из которых является мотор-колесом, являющимся двигателем и тормозом одновременно, жестко закрепленное со вторым колесом, устраняющим раскачивание, служащими вместе для передвижения по подвесной монорельсовой дороге, и третьим колесом с другой стороны дороги, блокирующим соскок первого колеса. Устройство содержит также подвеску с опорой для пассажира, прикрепленную к другой стороне разводной рамы, механический клапан с пружиной на разводной раме, предназначенный для блокирования распорки колес, гибкую связь регулируемой длины для обеспечения возможности изменения расстояния между опорой подвески и приводной частью для обеспечения установки/снятия последней в условиях высоты горной выработки в переделах от 2 до 4 м, при этом подвеска содержит аккумулятор, нижнюю часть с опорой для пассажира, выполненную с возможностью ее подъема и опускания на землю с помощью привода подъема/опускания, оснащенную в своей нижней части ручным пультом управления, соединенным проводом с мотор-колесом. В результате повышается мобильность людей, сокращаются трудозатраты при перевозке легких грузов на участках горных выработок, оборудованных подвесной монорельсовой дорогой. 3 ил.
Устройство для индивидуального перемещения людей и грузов до 100 кг в подземных горных выработках по подвесной монорельсовой дороге, отличающееся тем, что содержит разводную раму, к которой прикреплена с одной стороны устанавливаемая на подвесную монорельсовую дорогу колесная приводная часть с двумя колесами, первое из которых является мотор-колесом, являющимся двигателем и тормозом одновременно, жестко закрепленное со вторым колесом, устраняющим раскачивание, служащими вместе для передвижения по подвесной монорельсовой дороге, и третьим колесом с другой стороны дороги, блокирующим соскок первого колеса, подвеску с опорой для пассажира, прикрепленную к другой стороне разводной рамы, механический клапан с пружиной на разводной раме, предназначенный для блокирования распорки колес, гибкую связь регулируемой длины для обеспечения возможности изменения расстояния между опорой подвески и приводной частью для обеспечения установки/снятия последней в условиях высоты горной выработки в переделах от 2 до 4 м, при этом подвеска содержит аккумулятор, нижнюю часть с опорой для пассажира, выполненную с возможностью ее подъема и опускания на землю с помощью привода подъема/опускания, оснащенную в своей нижней части ручным пультом управления, соединенным проводом с мотор-колесом.
ШАХТНАЯ МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА | 2005 |
|
RU2279550C1 |
ШАХТНАЯ МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА | 2015 |
|
RU2611660C1 |
ОБРАТНБШ УПРАВЛЯЕМЫЙ КЛАПАН | 0 |
|
SU211254A1 |
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием | 1922 |
|
SU87A1 |
Авторы
Даты
2025-03-12—Публикация
2024-03-28—Подача