Инвентарный свайно-винтовой устой горизонтальной устойчивости однопутного автодорожного разборного моста САРМ-М для рек с высокими паводками Российский патент 2025 года по МПК E01D19/02 

Описание патента на изобретение RU2838806C1

Изобретение относится к области устройства временных мостов. Оно, в частности может быть применено для обеспечения горизонтальной устойчивости однопутного автодорожного разборного моста САРМ-М [1] при воздействии на его устои и береговые (пойменные) опоры высоких и интенсивных паводков, в результате чего могут образоваться подмывы устоев и других береговых опор моста (стр. 123) [1], угрожающих горизонтальной устойчивости их и моста в целом.

Известна конструкция поверхностного фундамента САРМ-М (рис. 47) [1], состоящего из верхнего ригеля опоры, устанавливаемого на опорную плиту, которая укладывается на грунт берега сразу в проектное положение. К верхнему ригелю крепится балансирная тележка, на неё опирается одна концевая секция пролётного строения моста в первом и последнем пролётах.

Эта конструкция устоя принята в качестве прототипа изобретения. Одним из недостатков прототипа является то, что она не гарантирует устойчивости устоя при воздействии на него высоких паводков, которые затапливают подходы к устоям и образуют подмывы их и других береговых (пойменных) опор. В результате этого могут произойти перекосы и понижения уровня опорных плит устоев.

Следствием этого, как показывает анализ прохода высоких паводков, возникают перекосы пролётных строений в первом и последнем пролётах моста. При катастрофических подъёмах воды возможно так же обрушение концов таких пролётных строений с устоев на грунт, что приведёт к повреждению моста и перерывам движения транспорта по повреждённому мосту. Авторы изобретения считают, что к катастрофическим подъёмам воды следует относить так же волну прорыва, возникающую при разрушении плотины или дамбы, расположенных выше моста по реке.

Анализ опыта устройства и эксплуатации временных автодорожных мостов, включая автодорожные разборные мосты (АРМ) показывает, что во время прохода высоких, в том числе катастрофических паводков, устойчивость и прочность сохраняют в основном опоры с фундаментом из свай [2].

Технической задачей изобретения является разработка такой конструкции устоя для однопутного САРМ-М, которая обеспечит горизонтальную устойчивость (прочность) его и концевых частей моста при образовании подмывов устоев во время прохода высоких, в том числе катастрофических, паводков и волны прорыва.

Указанная техническая задача решена за счет того, что инвентарный свайно-винтовой устой (ИСВУ) однопутного моста САРМ-М состоит: из свайно-винтового ростверка (СВР) с 4-мя винтовыми сваями; из верхнего ригеля промежуточной опоры; из 4-х узлов сопряжения ригеля ростверка с винтовыми сваями; из балансирной (опорной) тележки и других элементов ростверка (прил. 4) и береговой опоры (прил. 5) [1].

Отличается тем, что верхний ригель опоры с прикреплённой к нему балансирной тележкой опирается на два ригеля свайно-винтового ростверка; при этом в ростверке применены сваи с двумя витками, которые разнесены по длине ствола на полтора диаметра (рис. 3.3) [2]; при этом все сваи завинчены в грунты берега на такую глубину, при которой обеспечивается постоянное положение витков свай в грунте берега ниже уровня подмыва устоя.

Основные элементы и узлы предлагаемой конструкции свайно-винтового устоя показаны на рисунке, где обозначено: фиг. 1 - фрагмент однопутного моста САРМ-М с одним свайно-винтовым устоем; фиг. 2 - вид сверху свайно-винтового ростверка; фиг. 3 - общий вид свайно-винтового устоя на фасаде моста; поз. 1 - блок пролётного строения въездов; поз. 2 - переходный щит настила; поз. 3 - концевая секция пролётного строения; поз. 4 - штырь главных ферм; поз. 5 - соединительное звено; поз. 6 - тележка балансирная; поз. 7 - ригель верхний опоры; поз. 8 - ригель ростверка; поз. 9 - винтовая свая устоя; поз. 10 - узел сопряжения ригеля ростверка с винтовой сваей; поз. 11 - устой моста; поз. 12 - профиль берега под устоем до подмыва; поз. 13 - профиль берега под устоем после подмыва; поз. 14 - опора въезда; поз. 15 - балка балансирная; поз. 16 - опорный каток; поз. 17 - витки винтовой сваи.

Осуществление изобретения производится в два этапа - подготовительный и исполнительный. Все работы по устройству устоя производятся по технологии, разработанной в составе проекта производства работ на устройство временного моста из материальной части САРМ-М. При этом в максимальной степени следует руководствоваться также рекомендациями, изложенными (главы 3 и 5) [1]. Работы по устройству предлагаемого устоя целесообразно производить той же командой с использованием той же техники и оборудования (УЗС, краны, инструменты и др.), которые применяются при устройстве опор моста [1].

В связи с тем, что график строительства однопутного моста (стр. 71-76) [1] не содержит работ по устройству свайно-винтовых устоев, следует дополнить его новыми видами работ по устройству свайно-винтовых устоев.

Таким образом, предлагаемая конструкция инвентарного свайно-винтового устоя однопутного автодорожного моста САРМ-М для рек с высокими, в том числе катастрофическими паводками, обеспечивает горизонтальную устойчивость и надежность устоя при подмыве под ним грунтов берега. Такие устои целесообразно устраивать так же на реках с плотинами и дамбами, если прогнозируется возможное разрушение их по различным причинам с образованием волны прорыва. При этом в конструкции предлагаемого устоя целесообразно применять максимально возможное количество элементов из материальной части САРМ-М и других автодорожных разборных мостов, изготовление которых освоено на предприятиях Российской Федерации, в том числе как продукции двойного назначения.

Использованные источники

1. Средний автодорожный разборный мост модернизированный (САРМ-М). М., ВИ, 2002.

2. В.Н. Железков. Винтовые сваи в энергетической и других отраслях строительства. СПБ, программа, 2004.

3. В.Н. Железков и др. Применение винтовых свай на переходе через Сургутское водохранилище ВЛ-500 кв., Сургут-Белозёрная. Журнал ''Энергетическое строительство'' №3 с 45-47. 1985.

4. Патент на полезную модель №202683 ''Инвентарный свайно-винтовой анкер для закрепления наплавных мостов на малых глубинах''.

5. Инструкция по военным высоководным мостам. М., ВИ, 1976.

Похожие патенты RU2838806C1

название год авторы номер документа
Способ обеспечения горизонтальной (поперечной) устойчивости временного высоководного моста из имущества САРМ-М при воздействии на него высокого паводка и волны прорыва 2024
  • Светлов Лев Павлович
  • Овчинников Андрей Александрович
  • Озорнин Андрей Анатольевич
  • Аникин Михаил Николаевич
  • Недоварков Сергей Алексеевич
RU2835792C1
УСТАНОВКА В ПРОЕКТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ ПОДВОДНОГО АВТОДОРОЖНОГО РАЗБОРНОГО МОСТА СОВМЕСТНО С ОДНОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ СВАЙНО-БАШМАЧНОЙ ОПОРОЙ 2019
  • Жаворонок Денис Евгеньевич
  • Вуколов Сергей Александрович
  • Светлов Лев Павлович
  • Мячин Валерий Николаевич
  • Гольцер Герман Константинович
  • Стройков Владислав Алексеевич
  • Вороной Владимир Анатольевич
RU2737748C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ ЛЕДОРЕЗ 2020
  • Калинин Иван Сергеевич
  • Коршаков Сергей Викторович
  • Осетров Сергей Николаевич
  • Филатов Владислав Николаевич
  • Орехов Михаил Павлович
RU2746339C1
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне 2023
  • Беллендир Евгений Николаевич
  • Илларионов Александр Геннадьевич
  • Бударин Александр Михайлович
  • Ремпель Георгий Игоревич
  • Бутовка Алексей Николаевич
  • Кретов Дмитрий Александрович
RU2815705C1
СПОСОБ СБОРКИ ИНВЕНТАРНОГО НИЗКОВОДНОГО МОСТА НА ВИНТОВЫХ СВАЯХ НАДВИЖКОЙ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ 2010
  • Озорнин Андрей Анатольевич
  • Железков Виктор Николаевич
  • Стройков Владислав Алексеевич
  • Недоварков Сергей Алексеевич
  • Вуколов Сергей Александрович
  • Светлов Лев Павлович
  • Квитко Александр Владимирович
  • Сухой Леонид Григорьевич
RU2446246C2
Модульный металлический шатровый телескопический ледорез 2022
  • Федоров Яков Александрович
  • Филиппов Андриан Радиславович
  • Светлов Лев Павлович
  • Озорнин Андрей Анатольевич
  • Вуколов Сергей Александрович
  • Стройков Владислав Алексеевич
  • Гольцер Герман Константинович
  • Аксенкин Виталий Иванович
RU2807000C1
СПОСОБ МОНТАЖА ЭСТАКАДЫ НА ВИНТОВЫХ СВАЯХ 2017
  • Осипов Алексей Владимирович
RU2659287C1
СПОСОБ СБОРКИ ИНВЕНТАРНОГО НИЗКОВОДНОГО МОСТА НА ВИНТОВЫХ СВАЯХ 2007
  • Недоварков Сергей Алексеевич
  • Озорнин Андрей Анатольевич
  • Сухой Леонид Григорьевич
  • Квитко Александр Владимирович
RU2446245C2
АВТОНОМНЫЙ ФУНДАМЕНТ 2016
  • Федоров Алексей Юрьевич
RU2636835C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АВТОДОРОЖНЫЙ РАЗБОРНЫЙ МОСТ (УАРМ) 2014
  • Гусев Александр Александрович
  • Шутов Евгений Дмитриевич
  • Николаевский Владимир Евстафьевич
  • Роганова Тамара Ивановна
  • Калинин Иван Сергеевич
  • Демочкин Дмитрий Михайлович
  • Гусева Анна Александровна
  • Недоварков Сергей Алексеевич
RU2580957C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 838 806 C1

Реферат патента 2025 года Инвентарный свайно-винтовой устой горизонтальной устойчивости однопутного автодорожного разборного моста САРМ-М для рек с высокими паводками

Изобретение относится к области устройства временных мостов и может быть использовано для обеспечения горизонтальной устойчивости однопутного автодорожного разборного моста САРМ-М при воздействии на его устои и береговые пойменные опоры высоких и интенсивных паводков. Технический результат - обеспечение горизонтальной устойчивости, в том числе его концевых частей, при образовании подмывов устоев во время прохода высоких, в том числе катастрофических, паводков и волны прорыва. Инвентарный свайно-винтовой устой однопутного автодорожного разборного моста САРМ-М для рек с высокими паводками включает ростверк, образованный соединенными между собой двумя ригелями, в которых выполнены четыре узла сопряжения с четырьмя винтовыми сваями, опертый на ростверк ригель верхней опоры с прикрепленной к нему балансирной тележкой. Каждая винтовая свая выполнена с двумя витками, расстояние между которыми по длине ствола сваи составляет полтора диаметра. Сваи завинчены в грунт берега на глубину с расположением витков свай в грунте ниже уровня подмыва устоя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 838 806 C1

Инвентарный свайно-винтовой устой однопутного автодорожного разборного моста САРМ-М для рек с высокими паводками, включающий ростверк, образованный соединенными между собой двумя ригелями, в которых выполнены четыре узла сопряжения с четырьмя винтовыми сваями, опертый на ростверк ригель верхней опоры с прикрепленной к нему балансирной тележкой, при этом каждая винтовая свая выполнена с двумя витками, расстояние между которыми по длине ствола сваи составляет полтора диаметра, кроме того, сваи завинчены в грунт берега на глубину с расположением витков свай в грунте ниже уровня подмыва устоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2838806C1

Средний автодорожный разборный мост, модернизированный САРМ-М, Москва, ВИ
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1
Способ коммутации термоэлементов 1960
  • Крашенинникова И.М.
  • Финогенов А.Д.
  • Шмелев Г.И.
SU137558A1
SU 761653 A1, 07.09.1980
Автомат для сухой сборки фольговых слюдяных конденсаторов 1955
  • Панов А.Ф.
SU107171A1
0
SU153966A1
Клавиатурная крышка пианино 1959
  • Герхард Ферстер
SU122394A3
CN 209412681 U, 20.09.2019
KR 101339186 B1, 03.01.2014.

RU 2 838 806 C1

Авторы

Светлов Лев Павлович

Овчинников Андрей Александрович

Озорнин Андрей Анатольевич

Аникин Михаил Николаевич

Недоварков Сергей Алексеевич

Даты

2025-04-22Публикация

2024-07-29Подача