Изобретение относится к медицине, точнее к психофизиологическим методам лечения, и может найти применение при освобождении от заикания невротической природы.
Известен способ Некрасовой Ю.Б. (Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых. - В кн.: Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. Ляпидевского С. С., Шаховской С.Н. - М., 1975, с. 118-132), сущность которого заключается в комплексном логопсихотерапевтическом воздействии на подростков и взрослых, включающем три этапа. 1) Подготовительный - длится не менее полугода, пациентам и их родственникам предлагается прочитать и дать письменный анализ художественных произведений и ответить на определенные психологические тесты. Сформированная группа составляет 5-10 человек. 2) Сеанс психотерапевтического воздействия. 3) Групповая психотерапия в течение 2,5-3 месяцев по 8-9 часов в день. В процессе этих занятий вырабатываются две формы речи ("форма речи 1" - эмоциональная, "форма речи 2" -спокойная) и достигается свободное переключение по сигналу с одной формы речи на другую.
Однако данная технология имеет ряд ограничений - возрастных и временных. Возрастные - по данной технологии лечению поддаются только подростки и взрослые, исключая детей младше подросткового возраста. Данный способ не позволяет работать с симптомокомплексом заикания в момент его возникновения и в период его становления. Временные - для прохождения курса необходимо как минимум 2,5 месяца стационарных занятий.
Наиболее близким к заявленному является способ коррекции речи (патент 2065736 6А 61F 5/58), взятый в качестве прототипа и включающий в себя введение медикаментов, проведение логопедических приемов и воздействие светозвуковыми импульсами. С использованием этих светозвуковых импульсов проводят лечебные сеансы коррекции речи, во время которых осуществляют суггестивное воздействие, а логопедию проводят ритмизированной речью, такие сеансы используют в виде групповых и индивидуальных занятий, причем индивидуальные занятия проводят и после курса лечения, а курс включает в себя 20-25 групповых сеансов не реже 3-х раз в неделю по 2-4 часа каждый и постоянные индивидуальные занятия.
Недостатками данного способа являются использование медикаментов психофармакологического характера (ноотропы, этимизол), воздействие с определенной частотой на резидуальные поражения речевых и связанных с ними структур мозга с помощью светозвуковых импульсов. Такое искусственное воздействие несет вредность как на физиологическом уровне (воздействие на организм химическими препаратами), так и на психологическом уровне (возникновение зависимости от искусственных источников ритма и сам факт приема лекарств и ощущения себя больным человеком). Также недостатком является значительная длительность проведения способа коррекции речи (около 3-х месяцев).
Технической задачей изобретения является полное освобождение от заикания, осуществляемое только за счет внутреннего ресурса пациента, которое происходит с сокращением длительности проведения занятий.
Техническая задача решается следующим оббразом.
Проводят 11-12 групповых сеансов ежедневно длительностью 3-5 часа, при этом до их проведения и после по 1,5-2,0 часа осуществляют индивидуальную работу с пациентом; на первом сеансе устанавливают контакт и настраивают его на преодоление расстройства, вводят в состояние транса и погружают в полное молчание на четверо суток, в течение которых, используя логопедические приемы, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу, проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по А.Н. Стрельниковой, массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, осуществляют психотерапевтическое воздействие в виде аутотренинга, с помощью которого пациент вживается в образ нормально разговаривающего человека; на 5-6 сеансе пациент продолжает сохранять молчание, исключая при этом групповые занятия, во время проведения которых к логопедическим приемам добавляют обучение артикуляции и фразовой речи; в конце седьмого сеанса пациента выводят из молчания и в течение последующих 7-12 сеансов закрепляют полученные навыки, развивают фразовую речь и чтение вслух, проводят социальную адаптацию.
При этом на сеансе вместе с пациентом присутствуют родственники, которые при индивидуальной работе осуществляют отработку и повторение материала, пройденного на групповых занятиях; при обучении диафрагмально-реберному дыханию, на область диафрагмы пациента накладывают жесткий широкий пояс, который пациент носит на протяжении всех занятий и в течение двух недель после их окончания; при обучении речевому голосу пациента располагают лежа на спине на жесткой кушетке и воздействуют на нижнюю часть его грудной клетки, активно помогая выталкивать воздух.
Проведенный заявителями анализ уровня техники, включающий поиск по источникам патентной и научно-технической информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявители не обнаружили источник, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности признаков аналога, позволил установить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителями техническому результату отличительных признаков в заявляемом способе, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию "новизна".
Для проверки соответствия заявленного изобретения условию "изобретательский уровень" заявители провели дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными от прототипа признаками заявленного способа. Результаты поиска показали, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявляемого изобретения преобразований для достижения технического результата. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "изобретательский уровень".
Пример осуществления способа
Занятия по освобождению от заикания представляют собой 11-12 групповых сеансов ежедневно длительностью 3-5 часа, при этом до их проведения и после по 1,5-2,0 часа осуществляют индивидуальную работу с пациентом. Для решения данной проблемы необходимо лишь однократное прохождение курса занятий.
Формируется группа из 8-10 пациентов и их родственников. Это оптимальное число участников для того, чтобы чувствовать себя включенным в процесс общения, и, в то же время, остается возможность для индивидуальной работы с каждым пациентом. Причем групповая работа является приоритетным направлением. Так как заикание есть невротическая форма нарушения общения (а общение - это явление социальное), то только пребывание в группе - маленькой модели социума - дает возможность и для полного восстановления речевой функции, и для социальной адаптации.
Группа должна быть неоднородной по половозрастным признакам и по состоянию речи. Эта разнородность выступает дополнительным стимулом: младшие и пациенты с более тяжелым состоянием речи тянутся за старшими и пациентами с более легкими формами заикания, а те в свою очередь, задают необходимый уровень. Такой гетерогенный состав также является более естественной и полной социальной моделью.
При освобождении от заикания необходима работа с родителями, которая обеспечивает не только изменение поддерживающих заикание отношений, но и создает основу для новых отношений с вылеченным ребенком.
Нижняя возрастная граница при освобождении от заикания по данному способу - всего шесть лет. Работа с детьми, начиная с шести лет, становится возможна благодаря небольшому стажу проблемы у таких пациентов (примерно 1-3 года), высокой лабильности детской нервной системы, а также благодаря использованию специальных методик (состояние молчания, состояние транса), воздействующих на уровне чувств и эмоций. Помимо снижения возрастной границы, данные способы воздействия делают более устойчивым достигнутое состояние, сводя к минимуму количество рецидивов.
Итак, в описываемую группу входят 10 человек, из которых 7 - мужского пола в возрасте 7, 10, 12, 13, 15, 16, 22 года; трое - женского пола в возрасте 6, 11, 36 лет. Все они - с разным состоянием речи (см. таблицу).
День первый очень сложный и насыщенный. Он включает знакомство, диагностику состояния пациента, сеанс освобождения от заикания - трансовое состояние, в котором пациента настраивают на преодоление расстройства и погружают в молчание на шесть суток (полное молчание в течение 4-х суток; 5-6 сутки - молчание, исключая групповые занятия).
Диагностика состояния пациента проводится совместно с родителем и в присутствии всей группы. Пациент должен продемонстрировать самостоятельную речь, чтение вслух. Исследуется выраженность заикания, выявляется весь набор симптомов (например, наличие сопутствующих движений, речевых и двигательных уловок), определяется общий уровень речевого развития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй). Цель занятий не просто освобождение от заикания, а обретение красивой, полноценной речи, для достижения которой и необходимо определение в ходе диагностики всех дополнительных направлений работы.
Смысл диагностики не в том, чтобы расклассифицировать состояние пациента, отнести его речевые судороги к определенному виду и типу, а в том, чтобы наметить направление, в котором необходимо работать человеку для достижения им нормальной речи. Исходное состояние пациента фиксируется для того, чтобы нагляднее был результат, который достигнут по окончании занятий.
Таким образом, главная цель и первичного знакомства, и диагностики - установить контакт с пациентом и родителем, настроить на серьезную работу, так как и знакомство, и диагностика есть непосредственное начало работы по освобождению от заикания.
Во время диагностики выясняются также ранее предпринятые по преодолению заикания меры и их результативность. В данной группе 9 из 10 пациентов (за исключением самой младшей Ирины Б., 6 лет) имеют значительный и безрезультатный опыт общения с логопедами, невропатологами, обстоятельный диагноз, связывающий человека по рукам и ногам. Здесь, на занятиях, пациенты рассматриваются как сильные и волевые личности, имеющие все возможности для того, чтобы справиться с данным функциональным расстройством самостоятельно.
После перерыва проводится информирование о том, что представляет собой заикание, которое понимается как функциональное расстройство речевого механизма, "речевой вывих", который необходимо устранить и только потом учиться правильно и красиво говорить. Эту операцию по устранению "речевого вывиха" проводят в первый же день. Для этого пациентов вводят в гипнотический транс, в котором проводят лечебное внушение - освобождают от заикания, и сразу же каждого пациента погружают в молчание (которое является "речевым гипсом", наложенным на исправленную речь). Далее следует вывод из состояния транса, закрепление полученной информации, запись задания для индивидуальной работы, которая проводится по 1,5-2 часа до и после занятий ежедневно. А именно, к следующему занятию необходимо закрепиться в новом состоянии с помощью аутотренинга, текст которого записывается в личную тетрадь пациента (она ведется на протяжении всех занятий), необходимо вжиться в образ нормально разговаривающего человека, заниматься разработкой своего речевого механизма с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н., самомассажа мышц, участвующих в процессе речепроизводства (разглаживание, растирание, вибрационные движения). Родителям необходимо "допросить" своих детей-пациентов, ребенок должен при этом держать ответ в голове и молчать - этим достигается устойчивость состояния молчания. Общение возможно только письменно или жестами.
Второй день - настройка речевого механизма: "вправление" языка, разглаживание, расслабление мышц, устранение мышечных зажимов.
Занятие начинается с повторения основных моментов первого дня. Затем проводится осмотр состояния речевого аппарата каждого пациента в присутствии группы и при участии родителя. Начинаем с осмотра языка, он может находиться в неестественном положении, если можно так сказать - в "вывихнутом" состоянии, и требует постановки на место, "вправления". При проведении этой операции зачастую раздается хруст, пациентов необходимо к этому подготовить. В описываемой группе неестественное положение языка встретилось у шести пациентов (Андрей К. 7 лет, Ваня А. 10 лет, Никита Ю. 13 лет, Леня М. 16 лет, Ольга С. 11 лет, Марина К, 36 лет), что типично. Данное явление можно трактовать как мышечный зажим, который появляется следствием перенапряжения в результате сильного стресса.
Затем через убеждение достигается расслабленное состояние нижней челюсти, так как при речевом акте весь речевой механизм должен находиться в "ленивом" состоянии. У Максима С., 15 лет, была выявлена совершенная неразработанность нижнечелюстного сустава, так как ранее он говорил практически закрытым ртом, поэтому первое время при движении нижней челюсти раздавались легкие щелчки, которые снивелировались на 5-6 день занятий благодаря дополнительному комплексу упражнений. Устраняется при необходимости напряженное состояние губ. Например, у Вани А. присутствовала натянутость губ, которую он взял на вооружение после занятий с логопедом. Устраняются зажимы мышц шеи, плечевого пояса.
Затем проводится информирование о необходимости пользоваться так называемой большой речевой дорожкой, когда в образовании слов и предложений участвуют живот, грудь, горло, голосовые связки, язык, ротовой и носовой аппараты. И все это управляется речевыми центрами коры головного мозга. Только в этом случае речь будет ясной, красивой, объемной. В процессе информирования у пациентов вызывается ощущение спокойствия и уверенности в своих силах.
После этого следует перерыв. Затем это ощущение спокойствия и уверенности закрепляется в трансовом состоянии, после вывода из которого записывается задание для самостоятельной работы: дыхательная гимнастика, самомассаж, забота о сохранении молчания.
Третий день - выработка речевого дыхания.
Для занятия потребуется жесткий пояс шириной 8-10 см, который располагается в районе диафрагмы и плотно фиксируется с помощью двух тесемок по краям. Он необходим для выработки речевого дыхания, так как побуждает к более интенсивному вдоху в нижнюю часть легких, разрывающему это препятствие. Его необходимо носить на протяжении всех занятий и в течение двух недель по их окончанию, так как пояс помогает перевести акт речевого дыхания из осознанных действий в бессознательный, автоматический акт за счет местного раздражения кожных рецепторов.
Занятие начинается с подведения итогов двух дней. Затем проводится информирование об устройстве дыхательного аппарата и ознакомление с механизмом диафрагмально-реберного дыхания с записью в личных тетрадях пациентов. Затем с помощью жесткого пояса индивидуально с каждым пациентом, но в присутствии всей группы и родителей вырабатывают речевое дыхание (диафрагмально-реберное). Часто у пациентов, в данной группе - у всех 10 участников, встречается так называемое ключичное дыхание, при котором вдох делается в верхние отделы легких, поднимаются ключицы, и создается препятствие свободному току воздуха, а речеобразование возможно только на выдохе при наличии сильной струи выдыхаемого воздуха. Для исправления такого положения дел требуется дополнительное приспособление, в роли которого и выступает жесткий пояс.
После перерыва, который используется для самостоятельной тренировки акта речевого дыхания, в состоянии гипнотического транса продолжают формирование данного навыка.
Затем следует вывод из состояния глубокой сосредоточенности и запись задания для самостоятельной работы: разминка речевого механизма (гимнастика, массаж), тренировка речевого дыхания, ответы на вопросы родителей только речевым дыханием (подумать, представить в своей голове ответ, проговорить его про себя, потом через открытый рот и нос короткий глубокий вдох в нижнюю часть легких и продолжительный выдох).
Четвертый день - выработка речевого голоса.
Действительно речевой голос, который служит основой для ясной, отчетливой, стереофонической речи, имеется далеко не у всех людей даже с нормальной речью. Поэтому на наших занятиях, помимо логопедических приемов, призванных скорректировать заикание, используются приемы обучения сценической речи, в том числе система К.С. Станиславского. И пациенты, таким образом, не просто освобождаются от заикания, а получают речевое образование, которое дает возможность говорить красиво.
Зачастую и родители пациентов также нуждаются в постановке речевого голоса, чтобы впоследствии не провоцировать своих детей неясной сбивчивой речью.
Занятие, как обычно, начинается с повторения уже полученной информации, а также разминки речевого аппарата с помощью гимнастики, самомассажа, интенсивного речевого дыхания. Затем идет информирование об устройстве голосового аппарата, (основные положения фиксируются пациентами в своих тетрадях), с демонстрацией ведущим возможностей голосовых связок, а именно:
- первичный звук голоса (представляет собой только колебание голосовых связок, слаб и неприятен на слух);
- голос, усиленный по отдельности носовым, ротовым, грудным резонаторами (звук монотонный, некрасивый);
- речевой голос, когда звучит весь голосовой аппарат и первичный звук голоса усиливается всеми резонаторами, он льется то выше, то ниже, свободно и красиво.
Далее участники группы знакомятся со взглядами великого театрального деятеля К.С. Станиславского на значение речевого голоса для красивой речи.
После такого вдохновляющего примера сразу переходим к сеансу глубокой сосредоточенности, в ходе которого каждый пробует свой речевой голос - делает глубокий речевой вдох, на выдохе заставляет звучать свои голосовые связки, усиливая этот звук с помощью ротовой, носовой и грудной полостей. Затем следует вывод из состояния глубокой сосредоточенности и перерыв, во время которого пациенты обязаны сохранять молчание.
Отдохнув, приступают к решению сложной и интересной задачи - овладение своим речевым голосом в полной мере. Такая работа также проводится индивидуально с каждым пациентом и, если это необходимо, родителем, в присутствии всей группы. При этом пациент лежит на спине на жесткой кушетке, а ведущий активно воздействует прямыми руками на нижнюю часть грудной клетки, как бы помогая выталкивать воздух. Начинают с речевого дыхания, затем настраивают речевой голос, заново открывают его возможности, добиваются красивого и свободного звучания. Когда это стало возможным, пациент поднимается с кушетки и осуществляет то же, стоя перед группой. Пациентам доставляет огромное удовольствие слышать свой голос, чувствовать, как свободно он льется, как красиво звучит!
В конце занятия записывают задание для самостоятельной работы: выполнять разминку речевого механизма, тренировать речевое дыхание, речевой голос, голосом с различной интонацией отвечать на вопросы родителей.
Не всегда удается настроить речевой голос во время группового занятия. Так, в описываемой группе возникла необходимость в дополнительной работе с Ириной Б. 6 лет и Ваней А. 10 лет. У Ирины Б. наблюдался так называемый "носовой голос" - вся струя выдыхаемого воздуха привычно пропускалась через нос. А Ваня А. обладал скрипучим, более напоминающим первичный звук голосовых связок, голосом. Этим пациентам необходимо было, в буквальном смысле этого слова, реанимировать голосовой аппарат.
Пятый день - проба новой, красивой речи.
Занятия не равнозначны по своей продолжительности, насыщенности информацией и практическими действиями. Пятое и шестое занятия - одни из самых продолжительных (около 5 часов) и насыщены практикой, отработкой конкретных действий и формированием навыков в речи. На пятом занятии пациенты начинают говорить, сначала очень медленно и простые слова, а затем - все сложнее и сложнее.
В начале занятия дается информация (под запись) о строении артикуляторного аппарата, благодаря которому и образуются конкретные звуки речи, придающие ей членораздельность.
Практическая часть начинается на кушетке. Прямые руки ведущего упираются в район диафрагмы, пациент, преодолевая созданное препятствие, демонстрирует речевое дыхание, издает речевой голос очень большой силы, практически кричит, пробиваясь тем самым в новую речь. И теперь идут дальше, из голоса делают слова и предложения, говорят: "Мама!", - начинают всегда именно с этого дорогого слова, говорят еще две, три фразы, пациент поднимается с кушетки, ведущий задает простые вопросы, дает возможность пациенту как бы "пощупать" свою новую речь.
Затем, после перерыва, пациентов необходимо увести в трансовое состояние для того, чтобы закрепиться в новой речи, и опять погрузить в состояние молчания, оставив возможность пользоваться только речевым голосом.
И, записав задание (упражнения, тренировка речевого дыхания, голоса, только голосом изложить свою биографию, рассказать о доме, о школе, о работе), пациенты продолжают самостоятельно вырабатывать речевые навыки.
Шестой день - подготовка к выводу из молчания.
Продолжается тренировка речевого дыхания, речевого голоса. Пациентам внушается чувство ответственности за каждое действие. Каждому предоставляется возможность говорить с родителем, ведущим, другим пациентом, - пока медленно, контролируя себя.
После перерыва пациентов уводят в состояние глубокой сосредоточенности, чтобы еще раз проверить речь и погрузить в молчание. Затем следует вывод из этого состояния и вручение так называемой "Речевой памятки", в которой описывается, как делать слова и предложения. Самостоятельно необходимо изучить "Речевую памятку", делать упражнения, тренировать речевое дыхание, речевой голос.
Седьмой день - вывод из молчания.
Это трудное, ответственное, кульминационное, самое продолжительное по времени занятие. Пациенты, освобожденные от заикания, вооруженные знаниями о том, как надо делать слова и предложения, получают разрешение говорить.
Проводится обязательная работа с родителями. Они обязаны позаботиться о своих детях, делающих в новой речи свои первые шаги. Родителям необходимо задавать своим детям только простые вопросы, говорить медленно, из голоса делать слова и предложения.
Затем пациентов погружают в состояние глубокой сосредоточенности. В этом состоянии проводится внушение о необходимости речевого дыхания, речевого голоса. Каждый пациент осуществляет речевое дыхание, речевой голос, отвечает на несложный вопрос, после чего - выводится из молчания и получает разрешение говорить - из голоса делать слова и предложения.
После вывода из состояния глубокой сосредоточенности следует перерыв и снова за работу. На этом отрезке пути необходима строгая последовательность и осторожность. Каждый пациент выходит к ведущему, родитель находится рядом. Ведущий еще и еще раз рассказывает и показывает, как надо делать слова и предложения, "замыкает" пациента на себя (зрительный контакт, контакт руками), и пациент вслед за ведущим повторяет простые фразы, затем он отвечает на несложные вопросы ведущего, все это в медленном темпе. Подключается родитель, пациент отвечает на его вопросы и сам их задает.
С каждой фразой пациент чувствует себя все увереннее. Это очень эмоциональный момент: счастливые лица пациентов, слезы радости на глазах родителей. Но не исключены и ошибки. Если это произошло, необходимо остановиться, подумать, выяснить причину этого явления. Дело в том, что предстоит огромная работа, необходимо весь свой словарный запас как бы переписать "набело", без заикания. Какое-то слово по привычке получилось плохо, без голоса, и нужно приложить усилия, сделать это слово по-новому, красиво, на голосе, а для закрепления повторить пять раз, не забывая похвалить себя за проделанную работу.
В конце занятия записывают домашнее задание: кроме гимнастики, массажа, необходимо много говорить - рассказать свою биографию, о школе, о доме, о друзьях и т.п. Говорить не спеша, следить за своей речью.
После занятия остаются пациенты, которым необходима дополнительная помощь. Сразу после вывода из молчания речь у всех пациентов нормальная, но с усложнением речевых конструкций могут появиться ошибки - случайные, которые уже известно как исправить, и закономерные - из-за недоработок по речевому дыханию, речевому голосу. В описываемой группе такие закономерные ошибки возникли у Лени М. (16 лет), Вани А. (10 лет), Андрея К. (7 лет).
Леня М. - недостаточный контроль своего выросшего организма, формальное отношение к речевому дыханию. Помещен на кушетку, там ему была проведена дополнительная разминка речевого механизма, затем разработка речевого дыхания с преодолением сопротивления прямых рук ведущего, присоединение речевого голоса и фразовая речь в этом же положении. Все это проделывается в течение длительного времени, пока не будет достигнут необходимый результат. Пациент получает разрешение говорить только с дополнительным контролем руками дыхательных движений (одна рука - в районе диафрагмы, другая - в верхней части грудной клетки).
Ваня А. - на трудных участках (сочетание двух и более согласных), о которых он знает, волнуется, напрягается, применяет логопедические уловки (растягивает губы, искусственный звук "А" в начале или середине слова). А если трудные участки застают его врасплох - все в порядке, но может осознать трудный участок уже после его произнесения, остановиться, спросить с удивлением: "А почему у меня получилось?". От родителя требуется постоянное одобрение и поддержка, чтобы ребенок мог преодолеть неверие в себя. Дополнительная работа была начата с расслабления нижней челюсти и далее по схеме занятий, все это с акцентом на смысле совершаемых действий и постоянной поддержкой. Помимо общего домашнего задания, Ване необходимо с помощью родителя составить рассказ о том, что он достиг на занятиях, и благодаря чему это произошло.
Андрей К. - гиперактивный ребенок, слабо контролирующий свои действия, легко настраивается на работу и также легко путается, сбивается, запинается. Ему необходим постоянный внешний контроль со стороны родственника, желательно ограничить подвижные игры с другими детьми и воздействовать на ребенка через короткие, понятные целевые инструкции. Например: "Сообразил, сделал вдох в живот, на выдохе зазвучал голос, из которого делаешь слова и предложения". Ребенок очень сложный, но надо отметить его огромное желание говорить, открытость, доброжелательность.
Восьмой день - овладение чтением вслух, тренировка новой речи.
В начале занятия необходимо проверить речь каждого, дать возможность детям поговорить с родителями, друг с другом, убедиться в том, что вся группа готова к новой речи. Далее идет обучение чтению вслух, во время которого необходимо проявлять максимальное терпение и осторожность, так как у многих детей оно совершенно не развито.
После перерыва - погружение в состояние глубокой сосредоточенности, во время которого пациенты отдыхают, получают подзарядку для своей нервной системы. Затем следует вывод из этого состояния, и приступают к выработке навыков чтения вслух.
Задание для самостоятельной работы: к предыдущему заданию добавляется чтение вслух, продолжительность и объем которого назначаются индивидуально. Кому-то больше внимания необходимо уделить самостоятельной речи, например - Ване А. (10 лет), Никите Ю. (13 лет), Лене М. (16 лет), так как с чтением вслух у них все в порядке. У Ирины Б. (6 лет), Андрея К. (7 лет), Ярослава К. (12 лет) навык чтения вслух отсутствует, у Ирины и Андрея - в виду того, что совсем недавно научились читать и делают это только по слогам, причем Ирина с большим трудом. А Ярослав К. всегда стеснялся читать вслух из-за заикания, читал только про себя. И, хотя мальчик прекрасно развит, самостоятельная речь не вызывает никаких замечаний, чтение вслух не развито. Основное внимание им необходимо уделить развитию чтения вслух. У Ольги С. (11 лет), Максима С. (15 лет), Вани С. (22 года), Марины К. (36 лет) речь и чтение вслух - в полном порядке. Им необходимо для поддержания формы уделить внимание в равной степени и тому, и другому.
Девятый день - закрепление в новой речи, чтении.
В начале занятия проводится информирование в эмоциональном ключе о жизненной позиции пациента. Необходимо жить по принципу альтруизма - и в делах, и в мыслях, заботиться о благе других людей, не отравлять их слух некачественной речью. Чувствовать себя уверенно и в речи, и в жизни. Таким образом, пациенты вооружаются способами эффективного поведения, эффективного решения любых задач, которые ставит перед ними жизнь. Они учатся изыскивать свой внутренний ресурс, как это они сделали при избавлении от заикания, рассчитывать только на свои силы.
Сегодня пациентов последний раз погружают в состояние глубокой сосредоточенности, в котором еще раз внушают новую жизненную позицию. После вывода из состояния глубокой сосредоточенности - перерыв и тренировка самостоятельной речи, чтения вслух. При этом пациентов призывают вживаться в роль нормально разговаривающего человека, стараться быть артистом и сыграть самого себя в самом лучшем виде.
Задание для самостоятельной работы: говорить и читать вслух, обязательно начиная с разминки речевого механизма, описывать все окружающее, читать вслух и пересказывать вслух записи в тетради.
Для дополнительной работы остаются те пациенты, которым необходима правильная постановка звуков речи. У Андрея К. (7 лет) отсутствует мягкий звук "Р", его замещает мягкий "Л" ("Андлей" вместо "Андрей"). У Вани А. (10 лет) вместо твердого "Ц" - мягкий "Ц" ("улиця" вместо "улица"). У Ирины Б. (6 лет) нет твердого "Р", на его месте - горловой звук с примесью "Г" ("день гождения" вместо "день рождения").
Эта работа проводится обычно на девятый день, когда речь освобождена от заикания, весь речевой механизм находится в исправном состоянии, настроено речевое дыхание, речевой голос. Остается показать правильную постановку органов артикуляции и закрепить это положение в специальных упражнениях, описанных в логопедической литературе.
Десятый день - день общения.
В начале занятия речь идет о новом домашнем распорядке дня (эта информация дается под запись). Необходимо поддерживать в тонусе свой речевой механизм, а для этого утром делать общеукрепляющую и речевую разминку, потренировать речевое дыхание, речевой голос, поговорить и почитать вслух. В течение дня следить за своей речью, контролировать себя. А вечером подвести итоги. Если целый день все было в порядке - похвалить себя; если что-то не получилось - поругать себя, исправить ошибку, из голоса сделать это слово и еще раз повторить его утром. "Речевая памятка" - инструкция как делать слова и предложения - должна висеть на видном месте. Жесткий пояс необходимо носить еще на протяжении двух недель.
После записи распорядка дня родители и дети разговаривают друг с другом, пациенты общаются между собой, рассказывают о себе, читают вслух.
Задание для самостоятельной работы: уже во время занятий необходимо начинать жить по новому распорядку дня, выполнять необходимые упражнения, соблюдать режим, много говорить и читать вслух.
Одиннадцатый день - развитие, совершенствование речи, изучение грамматики русского языка или "Правил речевого движения".
В начале занятий разбирают всю необходимую информацию о правильном построении фразы, о развитии своего словарного запаса, о соблюдении правил образцового литературного произношения и т. п., то есть оттачивают искусство красиво говорить. Затем полученная информация закрепляется на практике, в общении. Одновременно проводится итоговая диагностика состояния речи пациентов (см. таблицу).
Задание для самостоятельной работы больше не дается, пациенты и родители сами регулируют свои нагрузки, свой распорядок дня.
Двенадцатый день - конец занятий и начало нового жизненного пути. Каждый пациент сдает экзамен на зрелость, для этого имитируются различные жизненные ситуации (ответ у доски, разговор по телефону и т. п.)
Для диагностики состояния речи использовался самостоятельный устный рассказ, диалоговая речь, чтение вслух. Сравнительные результаты состояния речи до и после прохождения занятий сведены в таблицу. Степень заикания оценивалась по 9-ти функциональным речевым ступеням (Becker К.-Р., Suhrweir H. Sprachstorungen im Kindesalten - ihre Verteilung und ihr Einfluss auf die Schulleistungen. - Folia Phoniatrica, 1962, Bd 14, S. 288-304). При такой оценке уровень развития речи и степень заикания находятся в обратной зависимости. При выявлении низкой степени речевого развития (например, второй, когда заикание выявляется в одном из самых легких видов речи - отраженной, при повторении за говорящим) - степень заикания очень высокая. И, наоборот, при высокой степени речевого развития (например, восьмой - плавная речь в тематической беседе) заикание выражено незначительно.
Таким образом, можно констатировать освобождение от симптомокомплекса заикания у всех 10 испытуемых по окончании курса занятий. Также у пациентов снизился уровень личностной тревожности, они стали более благополучны в эмоциональном плане, приобрели более адекватную самооценку, стали более открыты в общении, более устойчивы, -то есть приобрели более благоприятный Я-образ (подтверждено психологическим исследованием). Полноценная речь достигается умелым сочетанием описанных выше приемов, причем воздействие идет только с помощью целебного слова, без применения медикаментозных средств. А благоприятный Я-образ пациентов, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, открытость, готовность к общению становятся благодатным фоном для закрепления новой, красивой и свободной речи.
Работа по освобождению от заикания данным способом ведется уже более двадцати лет, примерно 150-200 человек в год обретают нормальную речь, а также освобождаются от сопутствующих заиканию функциональных расстройств. Дополнительная помощь необходима лишь в случае нового сильного стресса.
По сравнению с известными предлагаемый способ имеет следующие преимущества.
1. Способ основан на активном использовании собственных резервов мозга, его саморегуляции. При наличии близкого к 100% результата полностью исключается медикаментозное воздействие, что в корне отличает данный способ от всех, применяемых в настоящее время.
2. Исключается воздействие с помощью искусственных источников ритма, вызывающих психическую зависимость.
3. Для полного освобождения от заикания и надежного закрепления в этом состоянии необходимо 12 дней интенсивной работы, в отличие от известного способа, где основной курс включает в себя 20-25 сеансов не реже 3-х раз в неделю.
4. Практически отсутствуют рецидивы.
5. Способ устраняет сопутствующие функциональные расстройства - нервные тики, энурез и т. п.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2012 |
|
RU2497555C1 |
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
Способ устранения заикания с помощью искусственной речи | 2020 |
|
RU2762060C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1995 |
|
RU2065736C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ | 1998 |
|
RU2147447C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Способ реабилитации пациентов с нарушением речевой функции после хирургических вмешательств на гортани и органах артикуляции | 2022 |
|
RU2775884C1 |
Изобретение относится к области медицины и может найти применение в дефектологии. Проводят 11-12 групповых сеансов ежедневно длительностью 3-5 ч. При этом до их проведения и после по 1,5-2,0 часа осуществляют индивидуальную работу с пациентом. На первом сеансе устанавливают контакт и настраивают его на преодоление расстройства, вводят в состояние транса и погружают в полное молчание на четверо суток, в течение которых, используя логопедические приемы, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу, проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по А.Н. Стрельниковой, массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, осуществляют психотерапевтическое воздействие в виде аутотренинга, с помощью которого пациент вживается в образ нормально разговаривающего человека. На 5-6 сеансе пациент продолжает сохранять молчание, исключая при этом групповые занятия, во время проведения которых к логопедическим приемам добавляют обучение артикуляции и фразовой речи. В конце седьмого сеанса пациента выводят из молчания и в течение последующих 7-12 сеансов закрепляют полученные навыки, развивают фразовую речь и чтение вслух, проводят социальную адаптацию. Способ позволяет повысить эффективность коррекции заикания. 3 з.п.ф-лы, 1 табл.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1995 |
|
RU2065736C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ | 1996 |
|
RU2100017C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1998 |
|
RU2128944C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ | 1993 |
|
RU2092150C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 1996 |
|
RU2149624C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ | 1998 |
|
RU2147447C1 |
Авторы
Даты
2003-02-27—Публикация
2001-10-05—Подача