Область техники
Предлагаемое изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкциям проставок между движителями, передающими крутящий момент, и исполнительными механизмами (гусеницами, покрышками, лопастями и т.д.) для передвижения транспортных средств, в том числе малогабаритных.
Уровень техники
Предлагаемое изобретение предназначено для использования в различных конструкциях транспортных средств, в частности, предлагаемое изобретение может с успехом применяться в малогабаритных колесных и гусеничных транспортных средствах, в том числе предназначенных для детей.
Из уровня техники известно колесо по патенту RU 2576777 C1 (МПК B60B 1/10, опубл. 10.03.2016 г.), содержащее вал, ступицу и обод, соединенные спицами, протектор, отличающееся тем, что спицы выполнены в виде радиально расположенных пакетов стальных пластин или дисков, зафиксированных концами на ступице и ободе с возможностью, допускающей угловые и параллельные смещения вала по отношению к ободу и наоборот. В указанном техническом решении проставка колеса сложна в изготовлении и обладает большой материалоемкостью.
Из патента на полезную модель RU 181780 U1 (МПК B62B 15/00, опубл. 26.07.2018 г.) известно применение широкого мотор-колеса для самоходного снегоката. Указанное мотор-колесо выполняется двойным для обеспечения соответствующей ширины для большей площади опоры, лучшего сцепления с поверхностью и повышения проходимости. Технологические характеристики указанного мотор-колеса и его проставки в патенте не раскрываются.
Из патента на полезную модель RU 192369 U1 (МПК B62D 55/125, опубл. 13.09.2019 г.) известно принимаемое за прототип ведущее колесо гусеничного движителя малогабаритного транспортного средства, содержащее кольцеобразное основание и внешние зацепы, отличающееся тем, что основание выполнено с возможностью разделения на сегменты. Согласно описанию полезной модели, ведущее колесо (проставку) устанавливают и закрепляют на внешней поверхности корпуса электрического мотор-колеса. Опционально крепление осуществляют за счет кольцеобразных фланцев с отверстиями через которые ведущее колесо крепят путем вкручивания саморезов в основание. Такое крепление позволяет легко устанавливать колесо и снимать его при замене. Выполнение колеса из полиуретана позволяет без предварительного сверления отверстий относительно легко крепить его саморезами на корпус мотор-колеса. Для установки колеса сегменты основания колеса стыкуют и соединяют между собой непосредственно на корпусе установленного в раму мотор-колеса. Материал ведущего колеса гусеничного движителя малогабаритного транспортного средства подбирают в зависимости от типа и условий эксплуатации гусеничного транспортного средства. Ведущее колесо изготавливают преимущественно из полиуретана методом литья.
В отличие от прототипа, изготавливаемого методом литья, требующего дорогостоящего оборудования, сложной многоступенчатой технологии по предварительному изготовлению литейных форм, навыков квалифицированного персонала, предлагаемое техническое решение представляет собой универсальную и простую в изготовлении сборно-разборную конструкцию, применимую для разных исполнительных механизмов.
Заявляемое изобретение обеспечивает повышенную технологичность изготовления проставки по сравнению с прототипом, при этом предлагаемая проставка при относительно больших габаритах обладает низкой материалоемкостью и высокой ремонтопригодностью. Большая относительная ширина проставки необходима для обеспечения достаточной ширины исполнительного механизма (гусеницы или колеса) для эффективной опоры и лучшего сцепления при передвижении транспортного средства по рыхлой поверхности (снег, песок), по неровным, наклонным участкам дорог, по пересеченной местности.
Сущность изобретения
Предлагаемое изобретение направлено на достижение следующего технического результата: значительное повышение технологичности изготовления проставки, снижение материалоемкости, повышение ремонтопригодности, а также создание простой и универсальной конструкции, применимой для разных видов исполнительных механизмов.
Указанный технический результат достигается за счет создания уникальной сборно-разборной конструкции проставки, одновременно надежной и простой в изготовлении.
Предлагаемая проставка между движителем, передающим крутящий момент, и исполнительным механизмом передвижения транспортного средства содержит несущие элементы, которые, согласно изобретению, выполнены из листового материала и включают как минимум два парных несущих элемента, при этом несущие элементы соединены между собой соединительными элементами в виде пластин из листового материала, состыкованными с несущими элементами в радиальных направлениях с помощью соединений «паз-паз», «шип-паз» или их комбинаций.
Несущие элементы и/или соединительные элементы могут иметь на их внутреннем торце выемки для крепления к движителю.
Предпочтительно несущие элементы и соединительные элементы проставки выполняются из листового металла, однако, при их изготовлении могут использоваться и иные современные материалы с высокой прочностью.
Предлагается выполнять соединительные элементы проставки в форме, близкой к трапециевидной, однако, могут применяться и иные формы соединительных элементов, предпочтительно расширяющиеся по направлению от движителя к исполнительному механизму передвижения транспортного средства.
В качестве исполнительного механизма передвижения транспортного средства, согласно предлагаемой конструкции проставки, могут использоваться как гусеницы, так и колеса, которые могут быть выполнены из различных материалов (резина, пластик, комбинированные материалы) и могут быть снабжены шинами (в том числе низкого давления) и/или покрышками.
По одному из предпочтительных исполнений изобретения, проставка отличается тем, что пластина соединительного элемента имеет оригинальную форму, представляющую собой симметричную фигуру, образованную двумя прямыми основаниями разной длины, сегментами окружности, отходящими от короткого основания к длинному и прямыми отрезками, перпендикулярными длинному основанию.
По предпочтительному исполнению изобретения, несущие элементы проставки выполняются в виде колец.
Несущие элементы проставки при этом могут включать парные внутренние и внешние кольца, имеющие одинаковый внешний диаметр, при этом внешние кольца могут иметь меньшую ширину по сравнению с внутренними кольцами, а соединительные элементы в виде пластин состыковываются с обеими парами колец в радиальных направлениях.
Такое исполнение изобретения может применяться, если для передвижения транспортного средства выбирается исполнительный механизм в виде гусеницы.
Несущие элементы проставки также могут включать парные внутренние кольца меньшего диаметра и парные внешние кольца большего диаметра, при этом соединительные элементы могут выполняться в виде пластин с вогнутыми упорами, состыкованных с обеими парами колец в радиальных направлениях.
Такое исполнение изобретения может применяться, если для передвижения транспортного средства выбирается исполнительный механизм в виде колеса.
Достижение изобретением заявленного технического результата обеспечивается следующим. Поскольку все несущие и соединительные элементы выполнены из листового материала, их легко изготовить на известном оборудовании. При этом, применение предлагаемой конструкции проставки из листового материала в виде колец, скрепленных радиальными соединительными элементами позволяет значительно снизить материалоемкость проставки без потери её прочности. Выполнение всех соединений конструкции по принципу «паз-паз», «шип-паз» или с использованием комбинаций этих соединений обеспечивает простоту сборки проставки, её высокую ремонтопригодность и технологичность.
Осуществление изобретения
Конструктивные особенности предлагаемого изобретения проиллюстрированы на чертежах.
Фигуры 1-6 демонстрируют предпочтительное осуществление изобретения с соединением элементов по принципу «паз-паз» (вариант для гусеничного исполнительного механизма):
фиг. 1 - общий вид проставки,
фиг. 2 - вид проставки сверху с частичным горизонтальным сечением,
фиг. 3 - вид проставки сбоку,
фиг. 4 - несущий элемент в виде кольца с выемками для крепления к движителю,
фиг. 5 - дополнительный несущий элемент в виде кольца,
фиг. 6 - трапециевидный соединительный элемент.
Фигуры 7-13 демонстрируют предпочтительное осуществление изобретения с соединением элементов по принципу «шип-паз» (вариант для колесного исполнительного механизма):
фиг. 7 - общий вид проставки,
фиг. 8 - вид проставки сверху,
фиг. 9 - вид проставки сбоку,
фиг. 10 - несущий элемент в виде кольца,
фиг. 11 - дополнительный несущий элемент в виде кольца,
фиг. 12 - соединительный элемент,
фиг. 13 - вогнутый упор соединительного элемента.
Проставка (фигуры 1, 7) между движителем, передающим крутящий момент, и исполнительным механизмом передвижения транспортного средства содержит несущие элементы 1 в виде колец, выполненных из листового материала. Проставка включает два парных несущих элемента 1, при этом несущие элементы соединены между собой соединительными элементами 2 в виде пластин из листового материала, состыкованными с несущими элементами 1 в радиальных направлениях с помощью соединений «паз-паз» 3, «шип-паз» 4 или их комбинаций.
Несущие элементы 1 и/или соединительные элементы 2 могут иметь на их внутреннем торце 5 выемки 6 для крепления к движителю.
Соединительные элементы 2 проставки предпочтительно выполняются в форме, близкой к трапециевидной (как показано на фиг. 6), однако, могут применяться и иные формы соединительных элементов 2, предпочтительно расширяющиеся по направлению от движителя к исполнительному механизму передвижения транспортного средства (как показано на фиг. 12).
Пластина соединительного элемента 2, как показано на фиг. 6, может иметь оригинальную форму, представляющую собой симметричную фигуру, образованную двумя прямыми основаниями разной длины, сегментами окружности, отходящими от короткого основания к длинному и прямыми отрезками, перпендикулярными длинному основанию.
В качестве исполнительного механизма передвижения транспортного средства, согласно предлагаемой конструкции проставки, могут использоваться как гусеницы (для исполнения по фигурам 1-6), так и колеса (для исполнения по фигурам 7-13).
При этом, для гусеничного исполнительного механизма (как показано на фиг. 1-6), несущие элементы 1 проставки могут включать парные внутренние 7 и внешние 8 кольца, имеющие одинаковый внешний диаметр, при этом внешние 8 кольца могут иметь меньшую ширину по сравнению с внутренними 7 кольцами, а соединительные элементы 2 в виде пластин состыковываются с обеими парами колец 1 в радиальных направлениях.
Для колесного исполнительного механизма (как показано на фиг. 7-13) несущие элементы проставки также могут включать парные внутренние 9 кольца меньшего диаметра и парные внешние 10 кольца большего диаметра, при этом соединительные элементы 2 могут выполняться в виде пластин с вогнутыми упорами 11, состыкованных с обеими парами колец 1 в радиальных направлениях.
Проставка собирается из листовых деталей и монтируется на движитель, например, мотор-колесо. Может осуществляться крепление проставки к мотор-колесу на саморезы, размещаемые в специальных выемках несущих элементов. Поверх проставки монтируется соответствующий исполнительный механизм (гусеничные звенья, колесо, лопасти и т.д.). При вращении движителя проставка передает крутящий момент на исполнительный механизм.
Конструктивные преимущества предлагаемой проставки позволяют использовать её как универсальную деталь для различных исполнительных механизмов транспортных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАКТОР | 1999 |
|
RU2183162C2 |
АДАПТИВНАЯ КОЛЕСНАЯ ОПОРА ТРАНСПОРТНОГО МОДУЛЯ ВНУТРИТРУБНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО РОБОТА | 2023 |
|
RU2821671C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ С ИЗМЕНЯЕМОЙ КОЛЕЕЙ | 2004 |
|
RU2310574C2 |
ТЕПЛИЧНЫЙ КОМПЛЕКС | 1996 |
|
RU2099911C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2163552C1 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРА ДРОЖЖИНА | 2007 |
|
RU2363595C2 |
Амфибийное транспортное средство (варианты) | 2020 |
|
RU2738500C1 |
ВЫСОКОУНИВЕРСАЛИЗИРОВАННАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1996 |
|
RU2123432C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ КАТЕР С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2023 |
|
RU2836745C1 |
Шасси четырехгусеничного транспортного средства | 2022 |
|
RU2785930C1 |
Предлагаемое изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкциям проставок между движителями, передающими крутящий момент, и исполнительными механизмами (гусеницами, покрышками, лопастями и т.д) для передвижения транспортных средств, в том числе малогабаритных. Проставка между движителем, передающим крутящий момент, и исполнительным механизмом передвижения транспортного средства содержит несущие элементы, которые выполнены из листового материала и включают как минимум два парных несущих элемента. Несущие элементы соединены между собой соединительными элементами в виде пластин из листового материала, состыкованными с несущими элементами в радиальных направлениях с помощью соединений «паз-паз», «шип-паз» или их комбинаций. Технический результат - повышение технологичности изготовления проставки, снижение ее материалоемкости, а также простота и универсальность конструкции, применимой для разных видов исполнительных механизмов. 7 з.п. ф-лы, 13 ил.
1. Проставка между движителем, передающим крутящий момент, и исполнительным механизмом передвижения транспортного средства, содержащая несущие элементы, отличающаяся тем, что несущие элементы выполнены из листового материала и включают как минимум два парных несущих элемента, при этом несущие элементы соединены между собой соединительными элементами в виде пластин из листового материала, состыкованными с несущими элементами в радиальных направлениях с помощью соединений «паз-паз», «шип-паз» или их комбинаций.
2. Проставка по п. 1, отличающаяся тем, что парные несущие элементы имеют на их внутреннем торце выемки для крепления к движителю.
3. Проставка по п. 1, отличающаяся тем, что несущие элементы и соединительные элементы выполнены из листового металла.
4. Проставка по п. 1, отличающаяся тем, что соединительные элементы имеют форму, близкую к трапециевидной.
5. Проставка по п. 1, отличающаяся тем, что пластина соединительного элемента имеет оригинальную форму, представляющую собой симметричную фигуру, образованную двумя прямыми основаниями разной длины, сегментами окружности, отходящими от короткого основания к длинному, и прямыми отрезками, перпендикулярными длинному основанию.
6. Проставка по п. 1, отличающаяся тем, что несущие элементы выполнены в виде колец.
7. Проставка по п. 6, отличающаяся тем, что несущие элементы включают парные внутренние и внешние кольца, имеющие одинаковый внешний диаметр, при этом внешние кольца имеют меньшую ширину по сравнению с внутренними кольцами, при этом соединительные элементы в виде пластин состыкованы с обеими парами колец в радиальных направлениях.
8. Проставка по п. 6, отличающаяся тем, что несущие элементы включают парные внутренние кольца меньшего диаметра и парные внешние кольца большего диаметра, при этом соединительные элементы выполнены в виде пластин с вогнутыми упорами, состыкованных с обеими парами колец в радиальных направлениях.
ПЕРЕХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЛЕС НА УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2491176C2 |
US 3039825 A1, 19.06.1962 | |||
Уширитель колеса | 1979 |
|
SU893588A1 |
Авторы
Даты
2025-05-12—Публикация
2024-11-15—Подача