Изобретение относится к транспортным средствам на колесах и может быть использовано для передвижения по труднопроходимым местам: по грязи, пашне, снегу, песку и другим слабонесущим поверхностям.
Известен элемент противоскольжения, содержащий пластину, выполненную по форме, соответствующей профилю протектора шины колеса. На пластине закреплены ребро - грунтозацеп, продольно расположенный по длине пластины, и поперечные грунтозацепы, прочно соединенные с грунтозацепом. Патент Российской Федерации №2046726, МПК В60С 27/20, 1995 г. Пластина ненадежно держится на шине. При нагруженных поворотах и пробуксовке, пластина съезжает с колеса.
Известны П-образные грунтозацепы, соединенные с наружной стороны колеса через шарниры соединительными элементами. Каждый соединительный элемент состоит из двух шарнирно соединенных частей. Центры соединительных элементов связаны между собой пружинами. Патент Российской Федерации №2038223, МПК В60С 27/20, 1995 г. Грунтозацепы имеют малую рабочую поверхность, что приводит к снижению проходимости транспортного средства.
Известно устройство для вытаскивания колесного транспортного средства из грунта с малой несущей способностью, содержащее установленные на колеса грунтозацепы, охватывающие часть наружной поверхности колеса и одним своим концом смонтированные шарнирно посредством рычагов на фланце. Рычаги зафиксированы от поворота их относительно фланца и установлены с возможностью поворота в плоскости колеса храповым механизмом, вмонтированным во фланец. Устройство снабжено противооткатным механизмом, установленным с возможностью перемещения в плоскости колеса для взаимодействия с грунтом и включающим упор, одним своим концом шарнирно смонтированный на фланце, а другим жестко соединенный с тормозным элементом в виде лыжи. Патент Российской Федерации №2130837, МПК В60С 27/04, 1999 г. Устройство громоздко и неудобно для малогабаритных машин.
Известен движитель транспортного средства, представляющий собой ленту, выполненную из эластичного материала с внутренним кордом, на внутренней поверхности которой нанесены шипы, увеличивающие трение ленты с поверхностью колеса, а на внешней поверхности нанесены грунтозацепы. На боковой поверхности ленты выполнены приливы, в которых закреплены тяги эластичной ленты. Патент Российской Федерации №2163552, МПК B62D 57/00, В60С 27/08, 2000 г. Движитель удобен при прохождении коротких препятствий, но недостаточно надежен при прохождении участков, требующих маневренности.
Известно колесо, содержащее ступицу, спицы и ободья, ложементы, камеру, ремни, грунтозацепы и шину. Шина охватывает камеру частично, не доходя до ободьев, и прикреплена к ободьям ремнями и грунтозацепами. Патент Российской Федерации №2192968, МПК В60С 11/02, В60В 15/00, 2002 г. Устройство неудобно в эксплуатации, применимо лишь для постоянного использования.
Известно устройство противоскольжениния колеса транспортного средства, содержащее корпус в виде 2-х скрепленных болтовым соединением треугольных звездочек с закрепленными в их осях лучами в виде составных трубок. Одна из трубок закреплена защелкой с возможностью перестановки и поворота ее по оси, вторая закреплена жестко, а подвижная ее часть подпружинена, а третья скреплена между собой рычагом с серьгой и ограничена упором от перемещения. На свободных концах трубок закреплены подвижно грунтозацепы, имеющие выступы и сменные лопатки, устанавливаемые согласно состоянию грунта. Патент Российской Федерации №2205108, МПК В60С 27/04, В60В 15/08, 2003.
Известен колесный движитель, содержащий пневматическую шину, обод, диск, штанговые грунтозацепы. Каждый грунтозацеп шарнирно закреплен к пальцам, концентрично расположенным относительно центра диска на расстоянии "а" от наружной окружности движителя, при этом длина штанги грунтозацепа больше величины "а". Грунтозацепы наделены свойствами толкающего механизма, оборудованы опорным башмаком, подпружинены относительно диска и только одним своим концом шарнирно закреплены на пальце под углом к осевым линиям колеса с возможностью поворота в плоскости диска. Патент Российской Федерации №2265526, МПК В60В 15/26, В60В 15/08, 2005 г. Движитель сложный и достаточно громоздкий, не удобен для временной эксплуатации. За прототип принято изобретение по патенту Российской Федерации №2038223, МПК В60С 27/20, 1995 г., в котором описаны П-образные грунтозацепы, соединенные с наружной стороны колеса соединительными элементами.
Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности в эксплуатации, повышение проходимости транспортных средств, защита шин транспортных средств при работах в карьерах на жестких грунтах.
Технический результат достигается тем, что в устройстве противоскольжения, включающем П-образные грунтозацепы каждый П-образный грунтозацеп выполнен в виде звена, по крайней мере, из двух П-образных скоб, соединенных между собой продольными перемычками, закрепленными снаружи на боковых сторонах П-образных скоб, при этом концы скоб изогнуты к внешней стороне с образованием U-образного крюка. Верхняя часть П-образной скобы снабжена шипами. П-образный грунтозацеп последовательно соединен, по крайней мере, с двумя П-образными грунтозацепами в цепь противоскольжения соединительным элементом, выполненным в форме кольца с гофрами или петлями, или промежуточными колечками. П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протектора и грязеотводные каналы, ребра протектора снабжены шипами, а с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала. П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протектора и грязеотводные каналы, а с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала, огибающая линия ребер протектора по длине накладки выполнена в виде дуги, а ребра протектора снабжены шипами. П-образный грунтозацеп снабжен соединительным элементом, выполненным в форме кольца с гофрами или петлями, или промежуточными колечками. П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протекторов и грязеотводные каналы, ребра протекторов снабжены шипами, с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала, а между накладкой и слоем из эластичного материала расположен кордовый слой. П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протектора и грязеотводные каналы, с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала, огибающая линия ребер протектора по длине накладки выполнена в виде дуги, а ребра протектора снабжены шипами, П-образный грунтозацеп последовательно соединен, по крайней мере, с двумя П-образными грунтозацепами в цепь противоскольжения соединительным элементом, выполненным в форме кольца с гофрами или петлями, или промежуточными колечками.
Сущность изобретения поясняется на чертежами.
На Фиг.1 схематично представлена накладка грунтозацепа, где 1 - ребро протектора (далее ребро), 2 - грязеотводные каналы, 3 - шипы.
На Фиг.2 схематично показан разрез между ребер протектора, где 4 - слой из мягкого материала, например пористая резина, 5 - кордовый слой.
На Фиг.3 схематично показан разрез вдоль накладки (крайние ребра протектора скошены или выполнены меньшего размера).
На Фиг.4 представлен схематичный вид колеса с полным набором П-образных грунтозацепов, где 6 - накладки, 7 - колесо.
На Фиг.5 схематично показан вид накладки со скобами вдоль линии вращения колеса, где 8 - скоба.
На Фиг.6 схематично показан вид накладки вдоль оси колеса.
На Фиг.7 схематично представлено колесо в сборе с цепью противоскольжения.
На Фиг.8 схематично представлен соединительный элемент, выполненный в форме кольца с гофрами или петлями.
Устройство работает следующим образом. П-образный грунтозацеп представляет собой накладку 6, выполненную из нескольких слоев. Слой, обращенный к поверхности колеса 7, выполнен из эластичного материала 4, способного легко изменять свою форму без разрушения (например, пористая резина). Следующий слой - кордовый 5, для придания жесткости всей накладки, а на нем расположен третий слой со сформированными ребрами протектора 1 и грязеотводными каналами 2 (Фиг.1 и 2). Ребра протектора 1 снабжены шипами 3. Шипы 3 П-образных грунтозацепов могут быть как длинными и острыми для скользких и рыхлых поверхностей (лед, снег, песок, земля), так и обычными автомобильными для использования на дорогах с твердым покрытием (асфальт, бетон). Ребра грунтозацепов 1 по краям накладки 6 имеют меньшую высоту, чем в центре и не оборудованы шипами 3 для того, чтобы не задевать детали автомобиля при использовании на переднем приводе (Фиг.1). Для плавного начала работы П-образного грунтозацепа при использовании неполной цепи крайние ребра протектора 1 (Фиг.3) выполнены скошенными (мягкое движение при наезде и съезде с П-образного грунтозацепа). Минимальное количество П-образных грунтозацепов в цепи противоскольжения должно быть не менее трех. Два грунтозацепа при большой нагрузке и длинном пути по бездорожью могут соскочить с колеса. П-образные грунтозацепы могут быть использованы и по одному, если требуется кратковременное преодоление препятствия, например выезд с места буксования.
В П-образном грунтозацепе шипы выполнены в виде саморезов, диаметр головки которых меньше диаметра лунки в ребре протектора. При вворачивании саморезов они углубляются в лунку. Края лунки смыкаются над головкой самореза, добавляя дополнительное крепежное усилие.
При использовании полной цепи противоскольжения огибающая линия по скосам всех П-образных грунтозацепов создает дополнительное (шестеренчатое) зацепление с грунтом (Фиг.4, 7). Огибающая линия ребер протектора 1 по длине накладки 6 выполнена в виде дуги, а ребра протектора 1 снабжены шипами 3 в области вершины дуги.
Пористый слой, обращенный к поверхности колеса 7, выполнен из эластичного материала 4, при прижимании к колесу 7 сдавливается ребрами протектора 1, оставаясь несжатым между ребрами протектора 1, создавая, таким образом, ответный протектор, что обеспечивает идеальное сочленение с колесом 7. Внутренний кордовый слой 5 увеличивает прочность грунтозацепа.
На колесе 7 П-образные грунтозацепы удерживаются с помощью пружинящих скоб 8, выполненных или за одно целое с накладкой 6, либо одеваемых самостоятельно. Скобы 8 могут быть выполнены из того же материала, что и тело звена, и отлиты вместе, могут быть из металла, пластика и других материалов, обладающих пружинными свойствами. При использовании съемных скоб 8 в накладках 6 могут быть выполнены посадочные места. Концы скоб 8 должны быть изогнуты или иметь глубокие крючки, на которые надевают соединительный элемент, выполненный в форме кольца 10 с гофрами или петлями И. Концы скоб 8 изогнуты к внешней стороне с образованием U-образного крюка.
Петли 11 предназначены для стягивания П-образных грунтозацепов к центру колеса 7, что предотвращает их соскакивание с колеса 7 под действием центробежных сил либо перекашивание автомобиля. Внутреннее кольцо 10 может быть разрывным, чтобы не надевать его через колесо 7 (Фиг.8). Внешнее кольцо 10 должно иметь внутренние фиксирующие петли или промежуточные колечки 11, предотвращающие сдвиг П-образных грунтозацепов вдоль окружности колеса. Внешнее кольцо 10 может быть выполнено с гофрами по всему периметру для упрощения фиксации его на U-образных крюках скоб П-образных грунтозацепов при соединении П-образных грунтозацепов в цепь противоскольжения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2163552C1 |
ПРОТИВОПРОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2582759C1 |
Противопробуксовочное устройство | 2022 |
|
RU2790107C1 |
СЪЕМНОЕ ПРОТИВОПРОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2020 |
|
RU2742397C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ | 2017 |
|
RU2651358C1 |
ПРОТИВОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2795330C1 |
ШИНА С ИЗМЕНЯЕМОЙ ФОРМОЙ ПРОТЕКТОРА | 2014 |
|
RU2544075C1 |
МОДУЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ И ПРОБУКСОВКИ АВТОКОЛЁС | 2017 |
|
RU2654715C1 |
СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ШИНЕ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНОГО УСТРОЙСТВА | 2019 |
|
RU2729893C1 |
ГУСЕНИЧНАЯ ЛЕНТА | 2016 |
|
RU2631964C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам на колесах и может быть использовано для передвижения по труднопроходимым местам: по грязи, пашне, снегу, песку и другим слабонесущим поверхностям. В устройстве противоскольжения П-образный грунтозацеп выполнен в виде звена, по крайней мере, из двух П-образных скоб, соединенных между собой продольными перемычками, закрепленными снаружи на боковых сторонах скоб. Концы скоб изогнуты к внешней стороне с образованием U-образного крюка. П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протектора и грязеотводные каналы. Грунтозацеп последовательно соединен, по крайней мере, с двумя П-образными грунтозацепами в цепь противоскольжения соединительным элементом, выполненным в форме кольца с гофрами или петлями. Технический результат - упрощение конструкции, повышение надежности в эксплуатации, повышение проходимости транспортных средств, защита шин транспортных средств при работах в карьерах на жестких грунтах. 7 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Устройство противоскольжения, включающее П-образные грунтозацепы, отличающееся тем, что П-образный грунтозацеп выполнен в виде звена, по крайней мере, из двух П-образных скоб, соединенных между собой продольными перемычками, закрепленными снаружи на боковых сторонах П-образных скоб, при этом концы скоб изогнуты к внешней стороне с образованием U-образного крюка.
2. Устройство противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что верхняя часть П-образной скобы снабжена шипами.
3. Устройство противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что П-образный грунтозацеп последовательно соединен, по крайней мере, с двумя П-образными грунтозацепами в цепь противоскольжения соединительным элементом, выполненным в форме кольца с гофрами или петлями, или промежуточными колечками.
4. Устройство противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протектора и грязеотводные каналы, ребра протектора снабжены шипами, а с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала.
5. Устройство противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протектора и грязеотводные каналы, а с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала, огибающая линия ребер протектора по длине накладки выполнена в виде дуги, а ребра протектора снабжены шипами.
6. Устройство противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что П-образный грунтозацеп снабжен соединительным элементом, выполненным в форме кольца с гофрами или петлями, или промежуточными колечками.
7. Устройство противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протекторов и грязеотводные каналы, ребра протекторов снабжены шипами, с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала, а между накладкой и слоем из эластичного материала расположен кордовый слой.
8. Устройство противоскольжения по п.1, отличающееся тем, что П-образный грунтозацеп снабжен накладкой, с внешней стороны которой сформированы ребра протектора и грязеотводные каналы, с другой стороны накладки расположен слой из эластичного материала, огибающая линия ребер протектора по длине накладки выполнена в виде дуги, а ребра протектора снабжены шипами, П-образный грунтозацеп последовательно соединен, по крайней мере, с двумя П-образными грунтозацепами в цепь противоскольжения соединительным элементом, выполненным в форме кольца с гофрами или петлями, или промежуточными колечками.
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН | 1992 |
|
RU2038223C1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2265526C2 |
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
DE 3423959 А, 24.01.1985. |
Авторы
Даты
2009-08-10—Публикация
2007-04-09—Подача