Настоящее изобретение относится к переносным устройствам токопроводящих соединений и предназначено для обеспечения заземления контактной сети постоянного и переменного тока электрифицированных железных дорог при проведении ремонтных и сервисных работ.
Известно переносное заземление для контактной сети электрических железных дорог, состоящее из заземляющего башмака, охватывающего подошву рельса, заземляющего троса и разъемной штанги, также имеется блокировочный ключ, служащий для закрепления заземляющего башмака на подошве рельса и соединения штанги (патент СССР на изобретение SU 166940, опубл. 12.12.1964).
Недостатком данного устройства является необходимость проведения трудоемких работ, связанных с удалением грунта из-под рельса для его установки.
Известно переносное заземляющее устройство, содержащее заземляющий башмак, заземляющий трос и разъемную штангу, соединяемую посредством блокировочного ключа, где башмак состоит из основания и контактной части, связанной с основанием посредством спиральных пружин. И контактная часть, и основание снабжены двумя боковыми ручками, выполненными в виде скобы, при смыкании которых башмак заводится под костыль крепления рельса, а контактная часть упирается в головку рельса (патент СССР на изобретение SU 158315, опубл. 19.10.1963).
Недостатком данного устройства является необходимость приложения больших усилий для сжатия пружин и установки устройства в рабочее положение, при этом отсутствует возможность использования устройства на рельсах различных типоразмеров с различными элементами крепления рельса к шпале.
Известно переносное заземляющее устройство, содержащее заземляющий башмак, включающий основание и контактную часть, разъемную штангу, блокировочный ключ, выполненный с возможностью соединения разъемной штанги и закрепления заземляющего башмака между нижней поверхностью головки рельса и элементом крепления рельса к шпале. (патент РФ на полезную модель RU 100678, U1, опубл. 20.12.2010)
Недостатком работы данного устройства является возможность выскакивания башмака при внешних воздействиях, например при прохождении железнодорожного транспорта либо при случайных, несанкционированных воздействиях.
Задачей данного изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик устройства заземления, унификации для применения на различных типоразмерах шпалы и рельса, а также исключение вероятности выскакивания башмака в процессе проведения работ.
Технический результат заключается в повышении надежности контакта устройства заземляющего переносного с рельсом.
Технический результат достигается тем, что устройство заземляющее переносное, содержит заземляющий башмак, включающий основание и контактную часть, разъемную штангу, блокировочный ключ, выполненный с возможностью закрепления заземляющего башмака между нижней поверхностью головки рельса и элементом крепления рельса к шпале, при этом заземляющий башмак и разъемная штанга соединены при помощи заземляющего провода, в том числе шарнир позволяет перемещать контактную часть в осевом направлении для любого типоразмера рельс и шпалы, а зуб упорный препятствует сбрасыванию заземляющего башмака, кабельный наконечник фиксируется блокировочным ключом, на фиксирующем винте резьба выполнена левая, а фазный зажим имеет спираль.
Устройство заземляющее переносное поясняется следующими чертежами:
На фиг. 1 показан заземляющий башмак, вид сбоку.
На фиг. 2 показан заземляющий башмак, вид сверху.
На фиг. 3 показан фазный зажим.
На фиг. 4 показана изолирующая телескопическая штанга.
Устройство заземляющее переносное содержит заземляющий башмак, заземляющий трос и изолирующую телескопическую штангу. Причем башмак включает винт 1, основание 2, шарнир 3, контактную часть 4 и блокировочный ключ 5. Основание 2 заземляющего башмака выполнено в виде планки, соединенной с контактной частью 4 при помощи шарнира 3, на оси которого расположена, пружина кручения, имеется винт блокировки 20, зуб 7 упорный. Блокировочный ключ 5 одним концом сопряжен с фигурным выступом 6, а другой конец свободно расположен вне плоскости башмака и позволяет свободно за него держаться. Изолирующая телескопическая штанга (фиг. 4) представляет собой сборную конструкцию. Изолирующая часть 11 состоит из двухзвенного телескопа, конструкция звеньев имеет коническую форму, дополнительно звенья фиксируются хомутами 17. Заземляющая часть 12 изготовлена из алюминиевой трубы. В другом варианте исполнения заземляющая часть 12 состоит из двухзвенного телескопа изготовленного из алюминиевых труб. Звенья заземляющей части фиксируются при помощи хомута 19. Для предотвращения «закусывания» звеньев внутри нижнего звена выполнен участок раздувки, содержащий направляющую и сальник. На конец заземляющей части устанавливается фазный зажим 13 с усовиком 14. Фазный зажим 13 (Фиг. 3) содержит пружину 10, спираль 9, токосъемную скобу 8.
Устройство заземляющее переносное работает следующим образом.
В соответствии с нормами проведения ремонтных и сервисных работ, сначала устанавливают заземляющий башмак (Фиг. 1). Заземляющий башмак устанавливают в распор между элементом крепления рельса к шпале и нижней поверхностью головки рельса. Для этого упирают основание 2 в элемент крепления (костыль, либо головку анкера в шпале) со стороны, обращенной к рельсу, и тянут за свободный конец блокировочного ключа 5 вверх, преодолевая усилие пружины кручения в шарнире 3, через фигурный выступ 6 создавая усилие вращения относительно оси шарнира 3. При этом контактная часть 4 поворачивается вокруг оси шарнира 3 относительно плоскости основания 2 и опускается ниже уровня нижней поверхности головки рельса. Контактную часть 4 заводят под головку рельса и отпускают свободный конец блокировочного ключа 5 на упор 21, выполненный на основании 2. Пружина кручения в шарнире 3 создает усилие, достаточное для плотного прижима контактной части 4 к нижней поверхности головки рельса. Для надежной фиксации башмака на рельсе предусмотрен винт блокировки 20, который упираясь в зуб 7 упорный, расположенный на внутренней части основания 2, препятствует осевому перемещению контактной части 4 и сбрасыванию установленного башмака при случайных, несанкционированных внешних воздействиях на башмак, провод и т.п.
Также возможность осевого перемещения контактной части 4 относительно плоскости основания 2 при установке позволяет использовать заземляющий башмак для всех типоразмеров шпал и рельс.
Основание 2 и контактная часть 4 заземляющего башмака устанавливаются под углом друг к другу, при этом блокировочный ключ 5 свободно выходит из зацепления с выступом 6. Таким образом блокировочный ключ 5 вынимают из заземляющего башмака.
Далее собирают изолирующую телескопическую штангу до нужной длины. Вначале собирается изолирующая часть 11, путем выдвижения звеньев и фиксации их хомутами 17. В случае если заземляющая часть 12 состоит из двухзвенного телескопа, то аналогично собирается путем выдвижения звеньев и закрепления их хомутом 19. Далее изолирующая часть 11 соединяется с заземляющей частью 12, путем сочленения узлом 15. Заземляющий провод 16 одним концом закреплен неразъемно к контактной части 4 через винт 1 заземляющего башмака, а другой конец, через опресованный кабельный наконечник 18 устанавливается на контактную площадку хомута 19 заземляющей штанги и фиксируется ключом блокировки 5. Для исключения использования подручных средств и с целью исключения блокировки, резьба на фиксирующем винте 22, соединяющем кабельный наконечник 18, выполнена левая.
Собранную изолирующую телескопическую штангу с закрепленным заземляющим проводом подводят к контактному проводу. Далее надевают токосъемную скобу 8 на контактный провод и тянут вниз до упора со спиралью 9. Повернув изолирующую телескопическую штангу на 180°, путем сопряжения контактного провода и спирали 9, осуществляют перемещение контактного провода к верхней части внутренней горизонтальной плоскости токосъемной скобы 8. Пружина 10 обеспечивает плотное прилегание контактного провода, через спираль 9 к токосъемной скобе 8. А конструкция спирали 9 обеспечивает надежный контакт и удержание изолирующей телескопической штанги на контактном проводе без возможности потери контакта при колебаниях штанги.
Использование заявленного изобретения позволит повысить надежность контакта устройства заземляющего переносного с рельсом, улучшить эксплуатационные характеристики устройства заземления, унифицировать для применения на всех типоразмерах шпал и рельсов, а также исключить вероятности выскакивания башмака и штанги в процессе проведения работ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зажим переносного заземления | 1977 |
|
SU636720A1 |
Зажим переносного заземления для контактной сети электрических железных дорог | 1975 |
|
SU548459A1 |
ПЕРЕНОСНОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 1964 |
|
SU166940A1 |
Заземлитель переносной для контактной сети с рельсовыми путями | 1982 |
|
SU1156173A1 |
Переносное заземление | 1990 |
|
SU1728062A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗНОСА КОНТАКТНОГО ПРОВОДА | 1990 |
|
RU2009052C1 |
Заземлитель переносной для контактной сети с рельсовыми путями | 1990 |
|
SU1791880A1 |
Устройство для шунтирования и заземления контактной сети и воздушных линий электропередачи | 2020 |
|
RU2744722C1 |
Переносное устройство для установки контактного зажима для заземления линий электропередачи | 1980 |
|
SU884010A1 |
ПЕРЕНОСНАЯ ЗАЗЕМЛЯЮЩАЯ ШТАНГА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2021 |
|
RU2759704C1 |
Изобретение относится к переносным устройствам токопроводящих соединений и предназначено для обеспечения заземления контактной сети постоянного и переменного тока электрифицированных железных дорог при проведении ремонтных и сервисных работ. Технический результат заключается в повышении надежности контакта устройства заземляющего переносного с рельсом. Устройство заземляющее переносное содержит соединенные при помощи заземляющего провода заземляющий башмак и разъемную штангу, блокировочный ключ, выполненный с возможностью закрепления заземляющего башмака между нижней поверхностью головки рельса и элементом крепления рельса к шпале, содержит шарнир, снабженный пружиной кручения, обеспечивающей прижим контактной части к нижней поверхности головки рельса, при этом шарнир выполнен с возможностью перемещения контактной части в осевом направлении для всех типоразмеров рельс и шпал, зуб упорный выполнен с возможностью упора винта блокировки для исключения сбрасывания заземляющего башмака, блокировочный ключ выполнен с возможностью фиксации кабельного наконечника, причем на фиксирующем винте резьба выполнена левая, а в фазном зажиме выполнена спираль. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Устройство заземляющее переносное, содержащее заземляющий башмак, включающий основание и контактную часть, разъемную штангу, состоящую из изолирующей и заземляющей частей, блокировочный ключ, выполненный с возможностью закрепления заземляющего башмака между нижней поверхностью головки рельса и элементом крепления рельса к шпале, при этом заземляющий башмак и разъемная штанга соединены при помощи заземляющего провода, отличающееся тем, что содержит шарнир, снабженный пружиной кручения, обеспечивающей прижим контактной части к нижней поверхности головки рельса, при этом шарнир выполнен с возможностью перемещения контактной части в осевом направлении для всех типоразмеров рельс и шпал, зуб упорный выполнен с возможностью упора винта блокировки для исключения сбрасывания заземляющего башмака, блокировочный ключ выполнен с возможностью фиксации кабельного наконечника, причем на фиксирующем винте резьба выполнена левая, а в фазном зажиме выполнена спираль.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что заземляющая часть штанги выполнена двухзвенной.
БЕСКОНТАКТНЫЙ СИНУСНО-КОСИНУСНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 1951 |
|
SU100678A1 |
0 |
|
SU158315A1 | |
ПЕРЕНОСНОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ ДЛЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 0 |
|
SU166940A1 |
Приспособление для освещения указательных приборов на паровозе | 1929 |
|
SU17317A1 |
АППАРАТУРА ДЛЯ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТАКТНЫХ РЕЛЬСОВ | 2002 |
|
RU2289874C2 |
Переносной короткозамыкатель | 1990 |
|
SU1791881A1 |
Заземлитель переносной для контактной сети с рельсовыми путями | 1982 |
|
SU1156173A1 |
US 5240423 A1, 31.08.1993. |
Авторы
Даты
2025-05-12—Публикация
2024-07-29—Подача