(54) ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ НАКЛОННЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК
1
Изобретение относится к перемещению грузов сначала на одной высотной отметке, затем подъем на другую и последующее перемещение на ней и может быть использо- . вано в горной промыщленности.
Известны транспортные системы с бесконечным канатом, включающие бесконечный тяговый канат и пассивные транспортные средства 1. ,
Недостатком таких транспортных систем являются их узкие эксплуатационные возможности, так как пассивные транспортные средства имеют ограниченный от бесконечного каната радиус действия и требуют наличия перегрузочных средств и зачастую повышенные требования к размерам транспортируемого материала.
Наиболее близкой к изобретению является подъемно-транспортная установка для наклонных горных выработок, содержащая транспортное средство, связанное прицепным и направляющим устройствами с бесконечным тяговым органом, взаимодействующим с обводным и приводными щкивами, приемные площадки со стопорными устройствами, проводниковый канат и привод 2.
Данная установка имеет узкие эксплуатационные возможности и низкую производительность.
Цель изобретения - расщирение эксплуатационных возможностей и повыщение надежности при использовании самоходных транспортных средств.
Поставленная цель достигается тем, что в подъемно-транспортной установке для наклонных горных выработок, содержащей транспортное средство, связанное прицеп10ным и направляющим устройствами с бесконечным тяговым органом, взаимодействующим с обводными и приводными шкивами, приемные площадки со стопорными уст- ройствами, проводниковый канат и привод, прицепное и направляющее устройства зак15реплены на самоходном транспортном средстве и снабжены узлами подсоединения и отсоединения их к бесконечному тяговому органу, расположенными на приемных площадках, а проводниковый канат снабжен
20 отклоняющими устройствами.
Прицепное устройство выполнено в виде двух консольных подпружиненных рам, шарнирно закрепленных на балке к самоходному транспортному средству, при этом каждан из рам снабжена соединенными между собой при помощи шарнирной тяги ползуном и ползуном-фиксатором, наружные вертикальные стенки которых имеют канавки соответственно для бесконечного тягового органа и проводникового каната, причем ползун расположен со стороны шарнирного закрепления рамы и установлен на подпружиненном рычаге с возможностью перемещения вместе с рычагом вдоль продольной оси шарнира, а ползун-фиксатор размещен у свободного конца рамы, выполненного в виде дугообразного сектора, контактирующего с узлами подсоединения и отсоединения, включающими ролики, и снабженного направляющими шкивами, а вдоль внутренней поверхности свободного конца рамы выполнены канавки для проводникового каната.
Направляющее устройство выполнено в виде П-образной рамы с упором, одна сторона которой жестко соединена с передней подвеской самоходного транспортного средства, а другая шарнирно скреплена с тягой, снабженной ограничителем и шкивом, взаимодействующим с бесконечным тяговым органом, при этом между упором и ограничителем размещен отжимной пружинящий элемент.
Отклоняющие устройства выполнены в виде продольно разрезной трубы, жестко закрепленной на опорах с изгибом, конгруэнтным профилю пути самоходного транспортного средства.
На фиг. 1 изображена установка, общий вид, разрез; на фиг. 2 - то же, в плане; на фиг. 3 - прицепное устройство, общий вид, разрез; на фиг. 4 - то же, вид снизу; на фиг. 5 - узел подсоединения, общий«ид; на фиг. 6 - направляющее устройство, общий вид; на фиг. 7 - то же, в плане; на фиг. 8 7- отклоняющий элемент, общий вид; на фиг. 9 - то же, разрез.
Подъемно-транспортная установка для наклонных горных выработок содержит самоходное транспортное средство 1, связанное прицепным 2 и направляющим 3 устройствами с . бесконечным тяговым органом 4, взаимодействующим с обводными 5 и приводными 6 шкивами, приемные площадки 7 и 8 со стопорными устройствами 9, проводниковый канат 10.
Прицепное 2 и направляющее 3 устройства закреплены на самоходном транспортном средстве 1 узлами 11 подсоединения и отсоединения 12 их к бесконечному тяговому органу 4. Узлы 11 подсоединения и отсоединения 12 расположены на приемных площадках 7 и 8.
Проводниковый канат 10 снабжен отклоняющими устройствами 13.
Прицепное устройство 2 выполнено в виде двух консольно подпружиненных рам 14, шарнирно закрепленных на балке 15 к самоходному транспортному средству 1. Каждая рама 14 снабжена соединенными между
собой с помощью шарнирной тяги 16 ползуном 17 и ползуном-фиксатором 18, наружные вертикальные стенки которых имеют канавки 19 соответственно для бесконечного тягового органа и проводникового каната 10.
Ползун 17 расположен со стороны шарнирного закрепления рамы 14 и установлен на подпружиненном рычаге 20 с возможностью перемещения вместе с рычагом 20
0 вдоль продольной оси шарнира 21, а ползун-фиксатор 18 размещен у свободного конца рамы 14, выполненного в виде дугообразного сектора 22, контактирующего с узлами подсоединения 11 и отсоединения 12, включающими ролики 23 и 24, и снабженного направляющими шкивами 25. Вдоль внутренней поверхности свободного конца рамы 14 выполнены канавки 26 для проводникового каната 10.
Направляющее устройство 3 выполнено
в виде П-образной рамы 27 с упором 28, одна сторона которой жестко соединена с передней подвеской 29 самоходного транспортного средства 1, а другая шарнирно скреплена с тягой 30, снабженной ограничителем 31 и шкивом 32, взаимодействую5 щим с бесконечным тяговым органом 4, при этом между упором 28 и ограничителем 31 размещен отжимной пружиняющий элемент 33.
Отклоняющее устройство 13 выполнено в виде продольно-разрезной трубы 34, жест ко закрепленной на опорах 35 с изгибом, конгруэнтным профилю пути самоходного транспортного средства 1. Кроме того, установка содержит пружины 36 и 37, направляющие 38, выступ 39, шарнир 40 и
5 упор 41.
Подъемно-транспортная установка работает следующим образом.
Самоходное транспортное средство 1, например троллейвоз для подъемных условий или автосамосвал для открытых гор0 ных разработок, на горизонте нижней приемной площадки 8 загружается в забое и своим ходом подходит по уступу или по откаточной выработке к нижней приемной площадке 8. Здесь самоходное транспортное средство 1 направляющим устройством 3 входит в контакт с постоянно двигающимся бесконечным тяговым органом 4, при этом задние колеса проходят стопорное устройство 9.
Q Далее с помощью узла 11 подсоединения самоходное транспортное средство 1 соединяется прицепным устройством 2 с бесконечным тяговым органом 4, с помощью которого поднимается на верхнюю приемную площадку 7. При этом на всем наклон5 ном пути прицепное устройство 2 находится в контакте с проводниковым канатом 10. На верхней приемной площадке 7 после прохода задними колесами стопорного устройства 9 прицепное устройство 2 входит
в контакт с узлом отсоединения 12 его от бесконечного тягового органа 4. Далее самоходное транспортное средство. 1 транспортирует груз к приемным бункерам перерабатывающих предприятий, разгружается там и возвращается к верхней приемной площадке 7. Взаимодействие самоходного транспортного средства 1 с бесконечным тяговым органом 4 при спуске аналогично таковому при подъеме.
При накатывании дугообразного сектора 22 узлы подсоединения 11 рамы 14 поворачиваются относительно щарнира 21 и сжимают пружины 36. В этот момент самоходное транспортное средство 1 находится над бесконечным тяговым органом 4, который размещается между канавками 19 ползунов 17. По прохождении дугообразного сектора 22 узлов отсоединения 12 пружины 36 отжимают рамы 14, и ползунами 17 зажимается бесконечный тяговый орган- 4, а рычаги 20, перемещаясь в пазах, сжимают пружины.37, возможное смещение которых предотвращается направляющими 38.
Одновременно с ползуном 17 и рычагом 20 начинают перемещаться тяга 16 и ползун-фиксатор 18. Между ползуном-фиксатором 18 и дугообразным сектором 22 образуется зазор, в который пропускают проводниковый канат 10. Последний входит в контакт со щкивом 25. Отсоединение прицепного устройства 2 происходит при накатывании дугообразного сектора 22 на ролик 24 на верхней площадке 7. При этом рама 14 также поворачивается относительно щарнира 21, пазы ползунов 17 раскрываются и бесконечный тяговый орган 4 освобождается, а пружинами 37 ползун 17 возвращается в исходное положение, проводниковый канат 10 выходит из контакта со щкивом 25 прицепного устройства 2. После прохождения дугообразного сектора 22 ролика 24 пружинами 36 все прицепное устройство 2 возвращается в исходное положение.
В случае обрыва бесконечного тягового органа 4 пружины 37 возвращают ползун 17 в исходное положение, и он через тягу 16 и ползун-фиксатор 18 прижимает проводниковый канат 10 к дугообразному сектору 22 рамы 14, которая-через щарнир 21 и балку 15 останавливает самоходное транспортное средство 1.
Направляющее устройство 3 при подходе самоходного транспортного средства 1 к бесконечному тяговому органу 4 через щкив 32 входит с ним в контакт. В случае несовпадения углов встречи тяга 30 вместе со щкивом 32 и ограничителем 31 поворачивается относительно выступа 39 через шарнир 40 и сжимает элемент 33, который обеспечивает постоянный контакт шкива 32 с бесконечным тяговым органом 4. Упор 41 ограничивает провисание шкива 32 к почве. Контакт направляющего устройства 3 с бесконечным тяговым органом 4 исключает возможность движения по разным направлениям самоходного транспортного средства 1 и бесконечного тягового органа 4. Предлагаемая установка позволяет более широко применять транспорт и подъем грузов с помощью самоходных транспорт,ных средств самосвалов, троллейвозов и других на горных разработках. При этом
на открытых разработках исключаются из транспортного пути большие участки, что позволяет увеличить производительность системы, исключаются дополнительные перегрузки.
При подземных разработках создаются
условия бесперегрузочного транспорта и подъема полезного ископаемого от забоя
до приемных бункеров перерабатывающих предприятий, а это позволяет исключить комплекс подземного дробления, реяьсовую подготовку откаточных горизонтрв, сложные комплексы скипового и клетевого подъемов.
Формула изобретения
5 1. Подъемно-транспортная установка для наклонных горных выработок, содержащая транспортное средство, связанное прицепным и направляющим устройствами с бесконечным тяговым органом, взаимодействующим с обводными и приводными щкивами, приемные площадки со стопорными устройствами, проводниковый канат и привод, отличающаяся тем, что, с целью расщирения эксплуатационных возможностей и повыщения надежности при исполь. зований самоходных транспортных средств, прицепное и направляющее устройства закреплены на самоходном транспортном средстве и снабжены узлами подсоединения и отсоединения их к бесконечному тяговому органу, расположенными на приемных пло0 щадках, а проводниковый канат снабжен отклоняющими устройствами.
2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что прицепное устройство выполнено в виде двух консольных подпружиненных рам, щарнирно закрепленных на балке к самоходному
5 транспортному средству, при этом каждая из рам снабжена соединенными между собой при помощи щарнирной тяги ползуном и ползуном-фиксатором, наружные вертикальные стенки которых Имеют канавки соответственно для бесконечного тягового органа и проводникового каната, причем ползун расположен со стороны шарнирного закрепления рамы и установлен на подпру- . жиненном рычаге с возможностью перемещения вместе с рычагом вдоль продольной оси
шарнира, а ползун-фиксатор размещен у свободного конца рамы, выполненного в виде дугообразного сектора, контактирующего с узлами подсоединения и отсоединения, включающими ролики, и снабженного направляющими шкивами, а вдоль внутренней поверхности свободного конца рамы выполнены канавки для проводникового каната.
3. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что направляющее устройство выполнено в виде П-образной рамы с упором, одна сторона которой жестко соединена с передней подвеской самоходного транспортного средства, а другая шарнирно скреплена с тягой, снабженной ограничителем и шкивом, взаимодействующим с бесконечным тяговым органом, при этом между упором и ограничителем размещен отжимной пружинящий элемент.
4. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что отклоняющие устройства выполнены в виде продольно разрезной трубы, жестко закрепленной на опорах с изгибом, конгруэнтным профилю пути самоходного транспортного -средства.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Патент Германии № 439703, кл. 20 а 14, опублик. 1927.
2.Патент Великобритании № 818452, кл. 104 (2), опублик. 1957.
//
F
/(
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УБОРОЧНЫЙ АГРЕГАТ | 1991 |
|
RU2050102C1 |
Мобильный буксировочный бугельный подъемник | 2016 |
|
RU2619352C1 |
ПОДВЕСНАЯ КАНАТНАЯ ДОРОГА | 2003 |
|
RU2247671C1 |
ПОДЪЕМНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ГОРНЫХ РАБОТ | 2003 |
|
RU2236370C1 |
МОБИЛЬНАЯ ПОДВЕСНАЯ КАНАТНАЯ ДОРОГА | 2005 |
|
RU2269443C1 |
Грузовая тележка | 1977 |
|
SU692752A1 |
ПОДВЕСНАЯ КАНАТНАЯ ДОРОГА | 2005 |
|
RU2287444C1 |
Грейферный струг | 1981 |
|
SU964156A1 |
МОБИЛЬНАЯ ПОДВЕСНАЯ КАНАТНАЯ ДОРОГА | 2006 |
|
RU2324613C2 |
Погрузочно-разгрузочное устройство для сельскохозяйственных продуктов РСП-27 | 1986 |
|
SU1357327A1 |
Фиг.г
2J 1 15 21 / // 19 (Pui.3
ФигЛ
- ,
25
вt
.7
Авторы
Даты
1983-03-15—Публикация
1978-06-22—Подача