Изобретение относится к транспортным средствам и касается предохранительных устройств, используемых в ситемах управления агрегатами транспорного средства, в частности :его двигателем и трансмиссией.
По основному авт.св. № 846336 известна электрогидравлическая-система управления гидромеханической коробки передач транспортного средства, содержащая .электромагниты для включени ступеней в коробке передач, подключенные к источнику электрического тока через контроллер, выполненный в виде многопозиционного переключателя при.этом параллельно электромагниту включения низшей ступени подключен переключатель, управляемый датчиком давления гидросистемы, имеющей источник давления с приводом от двигателя, и последовательно-с указанным выключателем установлен звуковой сигнал в виде гудка или зуммера fl.
Эта система управления позволяет . при помощи звукового сигнала предупредить водителя об -аварийной ситуации, складывающейся в случае, если водитель при выключенном двигателе оставит контроллер в позиции включеной ступени в коробке передач. Однако в случае неиспра.вности звукового сигнала или при значительном уличном шуме, заглушающем звуковой сигнал, |Возможность пуска двигателя водителем .при включенной ступени в коробке передач остается, что особенно опасно при пуске двигателя рукояткой.
Цель изобретения - повышение безопасности при пуске двигателя транспортного средства рукояткой.
Поставленная цель достигается тем, что электрогидравличаская систе ма управления гидромеханической коробки передач снабжена исполнительным реле с замьокающими и размыкающими контактами, установленным в цепи переключателя, управляемого от , датчика давления гидросистемы, при этом .замыкающие контакты реле установлены в цепи, подключенной параллельно упомянутому переключателю, а размыкаю дие контакты - в цепи
.электромагнита включения низшей сту пени коробки передач.
На чертеже показана принципиальная схема устройства.
Электрогидравличе&кая система управления гидромеханической коробки передач транспортного средства содержит электромагниты 1 и,2 для вклю-чения низшей и высшей ступеней в коробке передач, осуществляемого с помощью фрикционных муфт (не показань .Гидравлические силовые цилиндры этих муфт подключены к насосу,имеющемуся в коробке передач, через клапаны , управляемые упомянутыми электроматнитами. Причем электромагнит 1
используется также для включения в коробке передач заднего хода. Помимо указанных электромагнитов имеется электромагнит 3 клапана для подачи сжатого воздуха в пневматический силовой цилиндр зубчатой муфты реверса. Для управления перечисленными электромагнитами служит контроллер 4, выполненный в виде многопозиционного переключателя. Контроллер 4 имеет переставной контакт 5, перемещаемый рычагом 6. Рычаг 6 контроллера может занимать следующие позиции: нейтральную Н, при которой электромагниты обесточены, позицию А автоматического включения ступеней переднего хода в коробке передач, позицию П принудительного включения низшей (первой ) ступени и позицию ЗХ включения заднего хода. Контроллер 4 подключен к источнику 7 электрического тока через включа- , тель 8 зажигания. В электрической, цепи электромагнитов 1 и 2 имеется переключатель 9 с управлением от датчика скорости движения транспортного средства.
Параллельно электромагниту 1 включения низшей ступени коробки передач через контроллер 4 к источнику электрического тока подключен звуковой сигнал 10 в виде гудка или зуКмера для оповещения водителя о наличии в коробке передач включенной ступени при неработающем (остановленномj двигателе. Этот звуковой сигнал подключен через переключатель 11, управляемый датчиком 12 давления гидросистемы, имеющей источник 13 давления с приводом от двигателя транспортного средства. Источником давления может быть либо насос системы смазки двигателя, либо насос, имеющийся в коробке передач, для подачи жидкости в гидравлические силовые цилиндры муфт.
Система упра.вления коробкой передач снабжена исполнительным реле 14 с замыкающими 15 к- размыкающими 16 контактами, подключенным к выключателю 11, управляемому датчиком давления. Реле 14 установлено последовательно с электромагнитом 1 включения низшей ступени коробки передач Контакт 16 расположен в электрической цепи 17, подключенной параллельно выключателю 11. Конт;акт 15 является нормально замкнуть1м, а контакт 16 нормально разомкнутым. Эти контакты быть выполнены как в виде механических контактов, так и бесконтактными, в виде полупроводниковых приборов.
Система управления гидромеханической коробки передач работает следующим образом.
Перед запуском двигателя рычаг 6 контроллера 4 занимает позицию Н. Для запуска двигателя водитель устанавливает включатель 8 зажигания во включенное положение и затем запускает двигатель с помощью стартера или рукоятки. После запуска двига теля водитель переводит рычаг 6 конт роллера в -нужную позицию, например в позицию А автоматического переключения ступеней переднего хода, и нажимает на педаль управления двига-. телем. При этом сначала срабатывает электрон агнит 1 и в коробке, передач устанавливается низшая ступень, а затем, при увеличении скорости транс портного средства, переключатель 9 выключает электрслиагнит 1 и включает электромагнит 2, в результате чего в коробке передач устанавливается высшая (прямая) ступень. При приближении транспортного средства к остановке его скорость уменьшается и тогда посредством переключателя 9 выключается электромагнит 2 и вновь включается электромагнит 1, в результате чего в коро0ке передач опят устанавливается низшая ступень, кото рая остается включенной и при остано ке транспортного средства в случае, если рычаг 6 контроллера по-прежнему находится в позиции А. Если теперь произойдет- остановка двигателя, то источник 13 давления перестает создавать давление жидкости и выкл чатель 11 замкнет электрическую цепь в которой расположены звуковой сигнал 10 и исполнительное реле 14. Кон такт 15 обесточивает электромагнит 1 Тем самым в коробке передач устанав ливается нейтральное положение, при котором фрикционные муфты разомкнуты. Теперь, если водитель даже и запустит двигатель при положении рычага контроллера в упомянутой позиции А, то, хотя выключатель 11 и разомкнется, то реле 14 останется включенным, контакт 15, соответственно, разомкнутым, а электромагнит 1 по-прежнему обесточенным. Благодаря этому в коробке передач сохраняется нейтральвое положение и не происходит самопроизвольное движение транспортного средства. Причем, в это время работает звуковая сигнализация, юповещая водителя о том, что раочаг коитроллера 4 находится в позиции включенной ступени в коробке передач и вынуждая водителя перевести рйчаг 6 контроллера в позицию Н. В этом случае, цепь звукового сигнала разрывается и он умолкает, при этом реле 14 обесточивается и электрическая Цепь 17 размыкается, а контакт 15 подключает электромагнит 1 к контроллеру. Система управления коробкой передач при этом вновь становится готова к работе. Таким образом, предлагаемая электрогидравлическая система управления гидромеханической коробки передач повьаиает безопасность экспуатации транспортного средства, так как при положении рычага контролера в позиции включенной ступени исключает возможность самопронзволь ного движения транспортного средста при пуске двигателя как стартером, ак и рукояткой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрогидравлическая системаупРАВлЕНия гидРОМЕХАНичЕСКОйКОРОбКи пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU846336A1 |
Автоматическая система управления двигателем и коробкой передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1502413A1 |
Система управления гидромеханической многоступенчатой передачей | 1987 |
|
SU1437257A1 |
Устройство для автоматического управленияКОРОбКОй пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU839762A1 |
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ПЕРЕДНИМИ И ЗАДНИМИ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ | 2011 |
|
RU2483947C1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, | 1969 |
|
SU237600A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины | 1980 |
|
SU928111A1 |
Сигнально-автоматическая следящая система регулирования рабочего процесса сельскохозяйственных машин | 1958 |
|
SU123788A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1344633A1 |
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИС ТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св. 846336, отличающаяся тем, что, с целью повьшения безопасности при пуске двигателя рукояткой, она снабжена исполнительным реле с заьолкающими и размыкающими контактами, установленным в цепи переключателя, управляемого от датчика давления гидросистемы, при этом замыкающие контакты реле установлены в цепи, подключенной параллельно упомянутому переключателю, а размыкающие контакты в цепи электромагнита включения низшей ступени коробки передач.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Электрогидравлическая системаупРАВлЕНия гидРОМЕХАНичЕСКОйКОРОбКи пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU846336A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1983-03-23—Публикация
1981-06-25—Подача