Изобрегение относится к машиностроению, а более конкретно к коробкам передач транспортных срецств.
Известна коробка передач транспорт кого средства, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие щестерни которых свободно установлены на входном валу, две фрикционные муфты на входном валу для связи последнего с упомянутыми ведущими шестернями, и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с источником давления и соответствующими управляющими полостями силовьк цилимдров фрикционных муфт, управляемого цвухпозиционного гидроаппарата, два входа которого связаны магистралями с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика ;относительной угловой скорости ведущих и ведбмых дисков фрикционной муфты - ключения низщей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления упомянутого гидроаппарата Cl7
Недостатком известной, коробки передач является то, что в ней датчик относительной угловой скорости дисков установлен в основной силовой цепи, передающей полную мощность двигателя. Он выполнен в виде косозубой щестерни, установленной в низщей передаче коробки передач с возможностью осевого перемещения. Сигнал о снижении относительной угловой скорости дисков до нуля датчик дает после возникновения в коробке передач циркуляции мощности, что позже оптмального момента времени подачи сигнала и приводит к увеличению работы буксовани фрикционной муфты при разгоне трактора по сравнению с оптимальным вариантом разгона.
Цель изобретения - повьш1ение долговечности путем исключения воздействия на упомянутый датчик нагрузок.
Поставленная цель достигается тем, что коробка передач, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых jрядов постоянного зацеп- ления, ведущие шестерни которых свободно установлены на входном валу, аве фрикционные муфты на входном валу для связи последнего с упомянутыми ведущими шестернями и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гицрораспределителя, вход и два вЬгхода
которого соответственно связаны магистралями с источником давления и с соответствующими -управляющими полро тямй . силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого цвухпозиционного гкдроаппарата, два входа которого связаны магистралями с соответствующими выходами тидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты вкпю чения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с орга- ном управления упомянутого гидроаппарата, снабжена дополнительным зубчал-ым рядом постоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которой связан с входным валом, а другой - с ведущей шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления упомянутого датчика, при этом передаточное отношение кинематической связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым элементо.м дат чика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты со вторым элементом цагчика.
На чертеже изображена схема коробки передач и системы управления ею.
К-оробка передач содержит ведущий вал 1, ведомый вал 2, а также пары шестерен постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи и 5 и 6 высшей передачи. Кроме того, на валу 1 установлена шестерня 7, имеющая в ступице резьбу передачи движения. На валу 1 выполнена такая же резьба 8. Вал 1с резьбой 8 и шестерня 7 являются соответственно первым и вторым упомянутыми элементами датчика относительно угловой скорости. Шестерня 7, навинчиваясь на резьбу 8 вала 1 или, наоборот, свинчиваясь с нее, имеет вовможность ограниченного осевого перемещения, но находится в постоянном зацеплении с шестер ней 9, закрепленной на ралу 2.
Низшая и высшая передачи включают ся и выключаются гидроуправляемыми .фрикционными муфтами 10 и 11. Резьба 8 вала 1 непосредственно Связана с ведущими частями муфты 11 низшей .передачи, а шестерня 7 через шестерню 9 вал 2 и пару шестерен 3 и 4 связана с ведомыми частями этой муфты. Передаточное отношение от ведущих частей муф.ты 11 JC первому элементу (резьбе 8) равно единице, а or ее вецомых частей к второму элементу (к шестерне 7) меньше еаинииы, т.е. при совместном вращении веауших и веаомых частей муфты 11 второй элемент вращается в ту же сторону, что и первый, но быстре первого. Рабочая жидкость подается к там Ю и 11 с помощью гидрораспре делителя 12, соединенного магистраля ,ми 13 и 14 с муфтами. Магистра ли 13 и 14 могут быть сообщены между собой с помощью управляемого двух- позиционного гйдроаппарата 15 и магис ралей 16 и 17. Его золотник 18 связа с помощью рычага 19 с щестерней 7. К рычагу 19 присоединена пружина 2О и Д привод, 21 управления. Коробка передач работает следующим образом. При трогании с места только на одной низшей передаче водИТ1ель устанавливает гидрораспределитель 12 в поло. жение,-при котором насос сообщен с магистралью 13 и муфгой 11 низшей передачи. Золотник 18 под действием пружины 20 и привода 21 занимает крайнее правое положение, разобщая магистрали 16 и 17, т.е. отключая магистраль 13 от магистрали 14. Благодаря этому включается только одна муфта 11, чем обеспечивается разгон агрегата. При этом шестерня 7 находится левее резьбы 8 вала 1 и в процессе разгона вала 2 и агрегата не имеет осевого перемещения. При трогании с места на низшей передаче с кратковременным подключением высшей передачи водитель (перед троганием с места), воздействуя через привод 21 на §ычаг 19, перемешает ше терню 7 вправо до контакта резьбы в :ступиие шестерни 7. с резьбой 8 вала 1 Шестерия 7, связанная через шестерню 9 с валом 2, до начала разгона не вращается, а вал 1, соединенный с двигателе вращается с минимальной частотой. В результате контакта шестерни, J с резь1004 бой 8 шестерня 7, наворачйваясь на резь« бу 8 вала 1, перемещается вправо fto валу до схода с резьбы 8. Дальнейшее перемещение шестерни 7 по валу ограни чивается действием пружины 2О, мающей шестерню 7 к резьбе 8. Перемещение шестерни 7 вправо передается через рычаг 19 на золотник 18, что приводит к смещению последнего влево и сообщению магистралей 13 и 17 с магистралями 16 и 14. В результате этого при сообщении магистрали 13 с насо сом (через гидрораспределитель 12) рабочая жидкость будет поступать в обе : муфты 10 и 11. Разгон вала 2 и агре|гата будет осуществляться этими двумя муфтами, что обеспечит снижение удельной работы буксования по сравнению с разгоном только на одной низшей передаче. При разгоне ведомого вала до определенной угловой скорости щестер ня 7 под действием шестерни 9 начнет вращаться быстрее вала 1 и, поскольку шестерня 7 прижата к резьбе 8 пружиной 20, то она навернется на вал 1, двигаясь влево по валу и перемещая вправо золотник 18. Сойдя с резьбы влево, шестерня 7 займет под действием пружины 2О исходное фиксированное положение. При этом золотник 18 разобщит магистрали 13 и 14, что обеспечит выключение муфты lO высшей передачи. Подбор передаточного отнощения кинематической свйзи (детали 3, 4, 2 и 9) от ведомых частей муфты 11 к шестерне 7 позволяет подобрать оптимальный момент отключения муфты 1О высшей передачи. При этом выполняющее роль датчика резьбовое соединение шестерни 7 и вала 1 не передает мощность двигателя и его работа не обусловлена -возникновением циркуляции мощности в силовой передаче. Использование изобретения позволит повысить надежность коробки передач за счет уменьщения буксования фрикцион- ных муфт при: разгоне гранспоргного сред- ства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU1055662A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU901089A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1393666A1 |
Система управления коробкой передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1039750A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1136973A1 |
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU901090A1 |
Гидравлическая система управления трансмиссией | 1983 |
|
SU1111902A1 |
Транспортное средство повышенной проходимости | 1987 |
|
SU1428605A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ БЛИНОВА А.В. | 2005 |
|
RU2286263C1 |
КОРОВКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СгеДСТВА, соцержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых ряаов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых свободно установлены на входном валу, две фрикционные муфт-ы на входном валу для связи последнего с упомянутыми ьедущими шестернями и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспредепителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с источником давления и соответствующими управляющими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозицй- .онного гиароаппарата, два ахоаа когорого связаны магистралями с соогвегсгвующими выходами гидрораспрецелигеля, и aai чика огносигельной угловой скорости веауших и ведомых частей .фрикционной муф гы включения низшей передачи с орханом управления, кинематически связанными с органом управления упомянутого гицро- аппарата, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем исключения воздействия на упомянутый цатчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выполнен в виде вин-, товой пары, один элемент которой связан W с входным валом, а другой - с ведущей шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления упомянутого датчика, при этом передаточное отношение кинематическсй связи ведущих частей фрикционной первой передачи с первым элементом датчика болыле, чем передаточное отношение кинематической 00 связи ведомых частей той же муфты со о вторым элементом датчика. ts3 ;О
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АСТИГМАТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФАКОЭМУЛЬСИФИКАЦИИ КАТАРАКТЫ С ИМПЛАНТАЦИЕЙ ЭЛАСТИЧНОЙ ИНТРАОКУЛЯРНОЙ ЛИНЗЫ | 2007 |
|
RU2361553C2 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Авторы
Даты
1983-03-30—Публикация
1980-06-18—Подача