Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления Советский патент 1988 года по МПК B60K20/14 

Описание патента на изобретение SU1393666A1

/

щрв

.8

ЯЕЗ

4,7

.8

ЕЗ

fa

/

п

1i

со

СО

05

оь

05

dfaif

ки передач (КП) производится при помощи гидроуправляемык фрикционных муфт (ФМ), Цель изобретения - повышение эффективности путем оптимизации трогания и разгона самдходной машины. Для этого гидроцилиндры ФМ 7- 10,, включая избранную для работы, с помощью селекторного механизма 1j золотникового 19 и управляемого 23 гидроаппаратов одновременно соедини-, ют с источником давления, а затем в процессе разгона при помощи датчика направления передачи низшей ступенью крутящего момента и клапана кинематически связанного с ним, а гидравлически - с гидроцилиндрами ФМ,, сливом

и с селекторным механизмом, последо- вательно отсоединяют от источника давления и соединяют со сливом ФМ низших временно использованных ступеней КП и продолжают движение на избранной для работы высшей ступени. При этом благодаря наличию датчиков и клапанов каждую из временно использованных ступеней отключают от источника давления и соединяют со сливом синхронно с возникновением в контуре с более высокой ступенью КП циркуляции паразитной мощности, т.е. в моменты времени, когда данная передача уже не участвует в разгоне СМ. 2 с.п. ф-лы 5 8 ил.

Похожие патенты SU1393666A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА 1976
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Щельцын Николай Александрович
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Кащуба Борис Павлович
  • Якименко Иван Александрович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Тепляков Анатолий Андреевич
  • Гречушников Виталий Иванович
SU797920A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами трансмиссии транспортного средства 1983
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Ларионов Михаил Александрович
SU1184705A1
Способ переключения с высшей ступени коробки передач и устройство для его осуществления 1984
  • Саенко Геннадий Викторович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1276530A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1743933A1
Система управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1039750A1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1989
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1801804A1
Планетарная коробка передач транспортного средства 1976
  • Щельцын Николай Александрович
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Зубарев Николай Иванович
  • Гречушников Виталий Иванович
SU640875A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ 1991
  • Тарасик В.П.
  • Рынкевич С.А.
RU2010734C1
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU1055662A1
Устройство для полуавтоматического управления коробкой передач транспортного средства с дизельным двигателем 1983
  • Котляров Виктор Васильевич
  • Мелешик Николай Никифорович
SU1105339A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 393 666 A1

Реферат патента 1988 года Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к способам управления ступенчатыми трансмиссиями самоходных машин (СМ)« в которых включение ступеней нороб

Формула изобретения SU 1 393 666 A1

Изобретение относится; к спр.собам

и устройствам управления ступенчатыми коробками передач самоходных маши в которых В1шючение,ступеней производится при помощи гидроуправляемьпс, фрикционных муфт.

Цель изобретения повьшгение эффективности путем оптимизации трога-; НИН и разгона самоходной машины.

На фиг. 1 представлена блок-схе- ма устройства, ре ализующего, способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки пере- :.дач 5 на фиг„ 2 - гидравх(ическая принципиальная схема устройства; на 1фиг, 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг.А - сечение Б--Б на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение В-Б на фиг. 2; на фиг. 6 - сечение Г--Г на фиг.2| на фиг« 7 - схема, иллюстрирующая рас- пределение потоков мощности, переда- ваемых элементами устройства при трогании машины; на фиг. 8 - схема,

иллюстрирующая распределение потоков

МОЩНОСТИ в момент разгона машины до

скорости, соатветств тащей низшей из включенных при трогании ступеней.

Устройство содержит селекторный механизм 1: с ручным управлением, связанный каналами 2-6 п гидроцилинд рами фрикционных муфт 7-10 включения ступеней i,, ij ig коробки передач, каналами 11-13 через клапаны 14-16 - с гидроцилиндрами муфт 7-9,,

каналом 17 - с выходом 18 управления муфтами при трогании золотникового

гидроаппарата 19, каналом 20 - с управляющей полостью 21 указанного гидроаппарата, каналом 22 - через гидроаппарат .23, управляемый педалью 24 слива, по каналу 25 - с выходом 26 управления муфтами при переключении передач гидроаппарата 19, каналом 27 со сливом.

Вход 28 гидроаппарата 19 связан с источником давления (насос не показан) с помощью канала 29 и к нему параллельно подключен регулировочный клапан 30. Вход 31 гидроаппарата 19 по каналам 32 и 33 и через гидроаппарат 23 также связан с источником давления.

Гидроаппарат 23 каналом 34 связан со сливом.

Шток 35 золотника пздроаппарата 19 контактирует с кулачком 36 педали 24 слива, а с противоположной стороны золотник поджат упругим элементом 37, удерживающим его в положении, изображенном на фиг. 1 при отсутствии давления масла в управляющей полости 21.

Клапаны 14-16 образованы радиаль- ньми каналами 38-40 в ступицах фрикционных муфт 7-9, связанными с гидроцилиндрами последних, и радиальными каналами 41-43 в валу 44 с фрикционными муфтами, соединенными соответственно с каналам:; 11-13, выполненными в этом же валу.

Корпуса фрикционных муфт 7-9 уста- новлены на валу 44 с возможностью по-: ворота благодаря зазору в шлицевых соединениях вал - ступицы муфт таким образом, что при передаче мощности в прямом направлении (от вала к муфтам) клапаны 14-16 открыты (гидроцилиндры ig фрикционных муфт 7-9 связаны с каналами 11-13), а при передаче,мощности в обратном направлении (например, ; при возникновении в контуре с одно- . временно передающей мощность высшей 15 передачей циркуляции паразитной мощности) гидроцилиндры муфт отсоединены от каналов 11 -13 и связаны со сливом по каналам 38-40 и зазорам в шлицевых соединениях вал 44 - ступи- 20 цы муфт 7-9.

Кроме того, гидроцилиндры фрикционных муфт 7-10 постоянно связаны с помощью радиальных каналов 45-48, выполненных в ступицах муфт, и радиа 25 льных каналов 49-52 в валу 44 с каналами 2-5 в этом же валу соответственно, а гидроцилиндр муфты 10 (четвертой, последней в данном устройстве ступени) связан постоянно с по- ., зо ощью каналов 53 в ступице муфты и 54 в валу 44 с каналом 6 в этом же . валу.

Передаточные отношения ступеней коробки передач, включаемых фрикционными муфтами 7-10, находятся в зависимости i 7 i 7 i 7 i , при этом ступени образованы ведущими шестернями 55-58, связанными с ведомыми частями муфт 7-10 соответственно, , и ведомыми шестернями 59-62, жестко связанными с ведомым валом 63..

Устройство реализует предлагаеый способ следующим образом.

Перед тррганием с места выжимают педаль 24 слива в направлении, показанном на фиг. 2, перемещая золот- ник гидроаппарата 23 влево а золотник гидроаппарата 19 с помощью кулачка 36 педали 24 и штока 35, сжимая упругий элемент 36, - вправо, вследствие чего селекторный механизм 1 со- единяется со сливом по каналам 17, 32 и 33, а также по каналам 22 и 34, Гидроцилиндры фрикционных муфт вследствие этого соединяются со сливом. Ведущий вал 44 вращается в направлении, показанном на фиг. 3, а вал 63 остановлен. Благодаря наличию в от-Г

50

35

45

g 5

5 о

0

5

5

ключенных фрикционных муфтах так называемых моментов ведения корпуса их располагаются на валу 44 так, как- показано на фиг, 3-6.

Затем с помощью ручного привода селекторного механизма 1 устанавливают последний в положение, соответствующее избранной для работы передаче (например четвертой). При этом гидроцилиндры муфт с помощью селекторного механизма 1, каналов 11, 41, 38; 12, 42, 39; 13, 43,40; 6 54, 53 и 17 соединяются с выходом 18 управ- ленИ5С муфтами при трогании гидроаппарата 19; гидроцилиндр муфты 10 четвертой передачи с помощью каналов 48, 52, 5 селекторного механизма 1 и канала 22 соединяется с гидроаппаратом 23, а гидроцилиндр муфты 9 третьей передачи с помощью каналов 47, 50, 4 селекторного механизма 1 и канала 20 соединяется с управляющей полостью 21 гидроаппарата 19.

Далее отпускают педаль 24. При э.том золотники гидроаппаратов 23 и 19 стремятся вернуться в исходное положение, изображенное на фиг. 1, под действием оттяжной пружины педали 24 и упругого элемента 37. При прохождении ими промежуточных положений масло от источника давления по каналам 29 и 32, гидроаппарату 23 и каналу 33 поступает к входу 31 гидроаппарата 19 и далее с помощью каналов 1,, 11, 12, 13, 6 и селекторного механизма 1 - к гидроцилиндрам всех четырех муфт 7- 10, а из гидроцилиндра муфты 9 (предпоследней из включенных одновременно при трогании) по каналам 4 и 20 и селекторному механизму 1 - к управляющей полости 21 гидроаппарата 19. Таким образом, соединяют с источником давления гидроцилиндры фрикционных муфт нескольких (в нашем случае всех четырех)ступеней коробки пере- дач.

Сжимая упругий элемент 37 под действием давления масла в управляющей полости 21 золотник гидроаппарата 19 перемещается в правое крайнее положение, обеспечивая тем самым соединение селекторного механизма 1 по каналам 17, 33, 32, 29 и по гидроаппарату 23 с источником давления. Дальнейшее перемещение педали 24 и золотника гидроаппарата 23 при возврате в исходное положение не оказывает влияние на положение золотника гидроаппа

рата 19, который теперь управляется топько давлением масла в гидроцилиндре муфты 9 третьей передачи.

По мере роста давления в гидроци- ливдрах фрикционных муфт растет передаваемый ими суммарный момент и при достижении последним величины момента сопротивления троган1-по, приведенного к ведущему )зал:| 44., машина начи нает движение. При этом все муфты буксуют и передают мощность от вала 44 к ведомому валу 63 так, как показано на фиг. 7„ В дальнейшем по мере роста моментов,, передаваемых фрикционными муфтами ступеней коробки передач, разгона самоходной машины, а также вследствие неравенства передаточных отношений включенных одновременно ступеней i ,,- i 4 происходит перераспределение потока мощности в схеме коробки передач - увеличение доли мощности, передаваемой фрикционными муфтами высших передач, веду- щее к уменьшению доли мощности, не- редаваемой фрикционной муфтой 7. низшей ступени и уменьшению относительной скорости вращения ее ведущих и ведомых дисков. Наконец наступает мо MeHTj когда вся мощность передается только фрикционными муфтами передач i, а машина разгоняется до скорости, соответстБуюп11ей ступени i ij. В процессе дальнейшего разгона машины и роста моментов, передаваемых муфтами, происходит смена знака момента, передаваемого муфтой 7, ее ве домые диски стремятся вращаться быстрее ведущих, вследствие чего происходит поворот корпуса. 1чуфты 7 относительно вала 44, ее . ги;дроцилиндр отключается от канала 11 и соединяется со сливом по каналу 38 и зазору в шлицевом соединении вал - корпус муфты. Происходит выключение муфты 7 и первой передачи 1, а машина продолжает разгон на трех ступенях коробки передач.

Распределение потоков мощности в момент выключения передачи i показано на фиг. 8. При дальнейшем разго не машины в силовой цепи коробки пе редач постоянно происходит перераспределение потока мощности, аналогичное описанному выше; снижение долр мощности, передаваемой низшими сту- пенями, и рост доли мощности, передаваемой высшими., сопровождаемое последовательным отключением гидроци

5

0 5

5

0

5

0

5

линдров муфт низших ступеней от пита-, ющих магистралей и соединением их со сливом в моменты разгона машины до скоростей, соответствующих отключаемым ступеням (низшим из включенных при этом). Так происходит до тех пор пока машина не разгонится до скорости, соо тветствующей предпоследней из используемых для трогания и разгона передач (в данном примере - до скорости, соответствующей третьей передаче). При этом происходит поворот корпуса фрикционной муфты 9 относительно вала 44 по описанным вьш1е причинам, соединение ее гидроцилиндра со сливом по каналу 40 и зазору в шлицевом соединении вал - ступица муфты, а следовательно, - соединение со сливом по каналу 20 управляющей полости 21 гидроаппарата 19 через гидроцилиндр муфты 9 по каналу 40. Под действием упругого элемента 37 золотник гидроаппарата 19 возвращается в исходное положение (фиг. 1) и гидроцилиндр фрикционной муфты 10 (Четвертой передачи (последней из используемых для трогания и разгона, избранной для работы) соединяется с помощью канала 29, гидроаппарата 19, канала 26, гидрораспределителя 23, канала 22, селекторного механизма 1, каналов 5, 52 и 48 с источником давления, и дальнейший разгон машины до скорости, соответствующей ступени i., происходит только на одной муфте 10.

Длительность совместной работы используемых для трогания и разгона муфт автоматически изменяется в весьма широких пределах, зависящих от условий работы машины (сопротивление движению, момент инерции вращающихся и поступательно движущихся масс и других факторов),и оптимальна для каждого конкретного случая.

При работе машины также может встретиться режим торможения двигателем, когда мощность передается от корпуса муфты передачи, на которой движется машина, к входному валу 44. При этом гидроцилиндр муфты оказывается связанным со сливом, оставаясь подк.пюченным к нагнетательной магистрали (имеются в виду муфты 7-9, снабженные клапанами 14-16 соответственно), и может произойти чрезмерное снижение давления в гидроцилиндре, что приводит к выключению передачи.

Для предотвращения этого диаметры каналов 38, 39 и 40 выбираются такими, чтобы при указанном режиме работы в гидроцилиндре муфты поддерживалось давление, обеспечивающее передачу ею, как минимум, тормозного момента двигателя, приведенного к ней.

Формула, изобретения

1, Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач, содержащей фрикционные муфты включения высших и низших ступеней, заключающийся в том, что одновременно включают фрикционные муфты с последующим в процессе разгона отключением муфты и продолжением движения на оставшейся включенной фрикционной муфте, отличающийся тем, что, с целью повьше- ния эффективности путем оптимизации трогания и разгона самоходной машины, в процессе разгона отключают фрикционные муфты включения низших ступенеЙ и продолжают движение на оставшейся включенной фрикционной муфте включения высшей ступени, при этом фрикционные муфты отключают последовательно и синхронно с возникновением в контуре с соседними более высокими ступенями циркуляции паразитной мощности.

-| iia С

5

5

0

0

2. Устройство для трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач, содержащее селекторный механизм, сообщенный с гидроцилиндрами фрикционных муфт, со сливом и с управляемым гидроаппаратом сообщенным с источником давления и со сливом, золотниковый гидроаппа- рат, выход которого сообщен с селекторным механизмом, а шток золотника с органом управления управляемого гидроаппарата, и датчик направления передачи низшей ступенью коробки передач крутящего момента, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности путем оптимизации трогания и разгона самоходной машины, датчик направления передачи низшей ступенью коробки передач крутящего момента включает в себя корпус фрикционной муфты, установленный на вал коробки передач с возможностью пово-ч рота и кинематически связанный с клапаном, сообщенным с гидроцилиндром фрикционной муфты, сливом и с селекторным механизмом, при этом золотниковый гидроаппарат связан с управляемым гидроаппаратом и с источником давления, а орган управления золотникового гидроаппарата включает в себя гидроцилиндр, полость которого сообщена с селекторным механизмом.

« WrtSWP

А-А

Фи1,3

в-в

43

Фи.5

Н

«2

Фиг. 4

г-г

10

S2Ч

Фиг.В

5y-J

57 -

55

Ш

10

«I

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1393666A1

Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА 1976
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Щельцын Николай Александрович
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Кащуба Борис Павлович
  • Якименко Иван Александрович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Тепляков Анатолий Андреевич
  • Гречушников Виталий Иванович
SU797920A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 393 666 A1

Авторы

Саенко Геннадий Викторович

Даты

1988-05-07Публикация

1986-01-20Подача