Коробка передач транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60K17/08 B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU901089A1

I

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к коробкам передач транспортных средств.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых свободно установлены на входном валу, две фрикционные муфты на входном валу для связи последнего с упомянутыми ведущими шестернями и систему управления фрикционными муфтами, состоя-щую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с источником давления и соответствующими управляющими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозиционного гидроаппарата, два входа которого связаны магистралями с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведуишх и ведомых дисков фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управлення, кипематгр-гески связанным с органом управления упомя--нутого гидроаппарата .

Недостаток этой коробкт передач тоит в том, что в ней датчик относите;-ь- ной угловой скорости дисков установлен в основной силовой цепи, передающей полную мощность двигателя. EibinoaReij в виде косозубой щестерни, устаноьпен- ной Б низщей передаче коробки передач

10 с возможностью осевого перемешення. Сигнал о снижении относшеяьной уаляовой скорости дисков до нуля этот датчик да-.ет после возннккове1шя в коробке передач циркуляции мощности, что позже оптн15мального момет а времеш подачи сигна- ла и приводит к увеличеьшю работы бук™ сования фрикционной М5фгы при разгоне трактора по сравнению с оптима,Ш1агм вариантом разгона.

Цель изобретения повышешш даиговечности путем искшочения воздействия на упомянутый датчик нагрузок.

Цезль достигается тем, что упомянутая коробка передач снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которого связан с входным валом а другой - с ведущей шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления упомянутого датчика, при этом передаточное число дополнительного зуб- чатото ряда меньше передаточного числа зубчатого ряда низшей передачи.

На чертеже представлена схема коробки передач и системы управления ею.

Коробка передач содержит ведущий вал 1, ведомый вал 2, а также пары шестере постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи и 5 и 6 высшей передачи. Кром того, на валу 1 установлена шестерня 7, имеющая в ступице резьбу передачи движения. На в.алу 1 тоже выполнена такая резьба 8. Вал 1 с резьбой 8 и шестерня

7являются соответственно первым и вторым упомянутыми элементами датчика относительно угловой скорости. Шестерня

7, навинчиваясь на резьбу 8 вала 1 или наоборот, свинчиваясь с нее, имеет возможность ограниченного осевого перемещения, но находится в постоянном запеп- лении с шестерней 9, закрепленной на валу 2.

Низшая и высшая передача BKjrro4aioT- ся и выключаются гидроуправляемыми фрикционными муфтами 10 и 11. Резьба

8вала 1 непосредственно связана с ведущими частями муфты 11 низшей передачи, а шестерня 7 через шестер по 9, вал 2 и пару шестерен 3 и 4 связана

с ведомыми частями этой муфты. Пере- даточное отношение от ведуших частей муфты 11 к первому элементу (резьбе 8 равно единице, а от ее ведомых частей ко второму элементу (к шестерне 7) - меньше единицы, т.е. при совместном

врашении ведуших и ведомых частей муфты 11 второй элемент врашается в ту же сторону, что и первый, но быслгрее первого.

Рабочая жидкость подается к муфтам Ю и 11 с помощью гидрораспределителя 12, соединенного магистралями 13 и 14 с муфтами. Магистрали 13 и 14 могут быть coo6uieHbi между собой с помощью управляемого двухпозиционного гидроаппарата 15 и магистралей 16 и 17, Его золотник 18 связан с помощью рычага 19 с шестерней 7 К рычагу 19 присое

динена HpyMUiHa 20 и привод 21 управления.

Коробка передач работает следующим образом.

При трогании с места тагеысо на од ной низшей передаче водитель устанавливает гидрораспрадатитель 12 в положение, при котором насос сообщен с магистралью 13 и муфтой 11 низшей передачи. Золотник 18 под действием -пружины 20 и привода 21 занимает крайнее правое положение, разобщая магистрали 16 и 17, т.е. отключая- магистраль 13 от ма гистрапи 14. Благодаря включается только одна муфта 11, чем обеспечивается разгон агрегата. При этом шестерня 7 находится левее резьбы 8 вала 1 и в процессе разгона вала 2 и агрегата не и.меет осевого перемешения.

При трогании с места на низшей rtepe даче с кратковременным подключением высшей передачи водитель перед трогание с места, воздействуя через привод 21 па рычаг 19, перемешает шестерню 7 вправо до контакта резьбы в ступице шестерни 7 с резьбой 8 вала 1. Шестерня 7, связанная через шестерню 9 с валом 2, до разгона не враи1ается, а вал 1, ;соединенный с двигателем, вращается с минимальной частотой. В результате кон такта шестерни 7 с резьбой 8 шестерня 7, наворачиваясь на резьбу 8 вала 1, перемешается вправо по валу до схода с резьбы 8. Дальнейшее перемешение шестерни 7 по валу ограничивается действием пруяшны 20, поджимающей шестерню

7к резьбе 8. Перемешение шестерни 7 вправо передается через рычаг 19 на золотник 18, что приводит к смещению последнего влево и сообщению магистралей 13 и 17 с магистралями 16 и 14.

8результате этого при сообшении магистрали 13 с насосом (через гидрорас- пределитачь 12) рабочая жидкость поступает в обе муфты 10 и 11. Разгон вала 2 и агрегата осуществляется этими двумя муфтами, что обеспечивает снижение удельной работы буксования, по сравнению с разгоном только на одной низшей передаче. При разгоне ведомого вала до определенной угловой скорости шестерня 7 под действием шестерни 9 начинает враишться быстрее вала 1 и поскольку шестерня 7 прижата к резьбе 8 пружиной 20, то она наворачивается на вал 1, двигаясь влево по налгу и перемещая вправо золотник 18. Сойдя с резьбы влево, шестерня 7 занимает под действием пру 590 жины 20 исходное фиксированное положение. При этом аопотник 18 разобщает магистрали 13 и 14, что обеспечивает выключение муфты 10 высшей передачи. Подбор передаточного отношения кинема тической связи (детали 3, 4, 2 и 9) от ведомых частей муфты 11 к шестерне 7 позволяет подобрать оптимальный момент времени отключения муфты 10 высшей передачи. При этом вьшогашющее роль датчика резьбовое соединение шестерни 7 и вала 1 не передает мощность двигателя и его работа не обусловлена возникновением циркулядии МО.ШНОСТИ в сило вой передаче. При реализации на тракторах типа и Т-150К экономический эффект устройства составит 500 тыс. руб. в год Формула изобретения Коробка передач транспортного средства, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две парь зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых свободно установлены на входном валу, две фрикционные муфты на входном валу для связи последнего с упомянутыми ведущими шестернями, и систему управления 4ч нкционными муфтами, состо5пную из гидрораспределителя, вход и два выхода; которого соответствен S но связаны магистралями с источником давле1шя и соответствующими управляющими полостякш силовых цишщдров фрик- муфт, управляемогО двухпозмсиошюго гидроагшарата, два выхода которого связа {ьг магистралями с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых дисков фрикционной муфты включешш низшей передачи с органом управления, кинемат {ческк связанным с органом управлени я упомянутого гидроаппарата, отличающаяся тем, что, с цепью. повьгшения долговечности путем исключения воздействия на упомянутый датчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым рядом по™ стоянного зацепления, ведомая шестерня которого закреплена на выходном валу, а упомянутый датчик выпо.го1ен в виде виито™ войпары, один элемент которого связан с входным валом, а другой - с ведущей шестерней доиошштельного зубчатого да п органом управлеш я упомянутого датчика, при этом передаточное число дополнительного зубчатого ряда меньше передаточного числа зубчатого ряда низ шей передачи. Источники информздии, принятые во внимание ири экспертизе 1, Авторское свидетельство СССР по заявке № 2361553/27-11, кл. В 6О К 17/1О, 2О.05.76.

Похожие патенты SU901089A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU1008020A1
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU1055662A1
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА 1976
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Щельцын Николай Александрович
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Кащуба Борис Павлович
  • Якименко Иван Александрович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Тепляков Анатолий Андреевич
  • Гречушников Виталий Иванович
SU797920A1
Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления 1986
  • Саенко Геннадий Викторович
SU1393666A1
Система управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1039750A1
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства 1980
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шестопалов Владимир Васильевич
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU901090A1
Коробка передач транспортного средства 1983
  • Амельченко Петр Адамович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Стецко Петр Александрович
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Черкас Александр Адамович
SU1136973A1
Гидравлическая система управления трансмиссией 1983
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Щельцын Николай Александрович
  • Захаров Виктор Степанович
  • Борисов Сергей Герасимович
  • Черпак Федор Абрамович
  • Довжик Валерий Львович
  • Карлов Владимир Георгиевич
  • Розеноер Михаил Генохович
  • Новиков Виктор Георгиевич
SU1111902A1
Планетарная коробка передач транспортного средства 1976
  • Щельцын Николай Александрович
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Зубарев Николай Иванович
  • Гречушников Виталий Иванович
SU640875A1
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680923A1

Иллюстрации к изобретению SU 901 089 A1

Реферат патента 1982 года Коробка передач транспортного средства

Формула изобретения SU 901 089 A1

SU 901 089 A1

Авторы

Львовский Кива Яковлевич

Савин Александр Михайлович

Якименко Иван Александрович

Даты

1982-01-30Публикация

1980-06-18Подача