Известен привод стартера-генератора газотурбинного двигателя, содержаj щмй ведущую и ведомую шестерни с- различным числом зубьев, жестко соеди-. ненные с валами соответственно стартера-генератора, и коробки приводов
.двигателя, промежуточную передачу, генераторную и стартерную обгонные муфты, каждая цз которых имее,т внутреннюю и наружную обоймы и рабочие элементы.
Недостатком такого шшолнения являются относительно низкая надежность работы привода, обусловленная отказами обгонных муфт, невысокая
; нагрузочная способность, а.такжб ;увеличенные габариты привода..
.Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение габа1Cритов привода.
ts
Указанная цель достигается тем,
3 что внутренние обоймы муфт закреп- . , лены на валу коробки приводов двигателя, наружными обоймами генератор-ной и стартерной муфт служат соответственно ведущая и ведомая шестерни, а последние с внутренней стороны имеют цилиндрические выборки, рабочие элементы выполнены в виде поворотных храповых собачек с цилиндрическими упорами, взаимодействующими с выборками, причем оси поворота собачек генераторной муфты смещены от- в сторону носительно центра тяжести противоположную упорам. На фиг.1 представлена кинематическая схема привода стартера-генератора; на фиг.2 - привод, продольный разрез; на фиг.З - разрез А-А н фиг.2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг.2, Привод стартера-генератора содер жит ведущую шестерню 1 и ведомую ше терню 2 с различным числом зубьев, жестко соединенные соответственно с валом 3 стартера-генератора и вал 4 коробки приводов двигателя,промежуточнз о передачу 5, генераторную и стартерную обгонные муфты б и 7, каждая из которых имеет внутренние обоймы 8 и 9, наружные обоймы 10 и 11 и рабочие элементы. Внутренние обоймы 8 и 9 генераторной и стартерной муфт б и 7 зак реплены на валу 4 коробки приводов, а наружными обоймами 10 и 11 служат соответственно ведущая и ведомая шее терни 1 и 2, последние с внутренней стороны имеют цилиндрические выборки 12 и 13. Рабочие элементы обгонных муфт б и 7 вьшолнены в виде поворотных храповых собачек 14 и 15 с цилинд рическими упорами, взаимодействующими с выборками 12 и 13, причем оси поворота собачек 14 генераторной муф ты 6 смещены относительно центра тяжести в сторону, противоположную упо рам, а собачки 15 стартерной муфты 7 имеют прижимные пружины 16. Собачки 14 и 15 имеют возможность поворачиваться вокруг оси пальцев 17-и 18 между ограничительными штифтами 19 и 20 и наружными поверхностя ми 21 и 22 внутренних обойм 8 и 9 муфт б и 7. Для уменьшения габаритов привода в шестерне 2 выполнена кольцевая проточка 23,,в которой размещен выступ 24 шестерни I, а промежуточная передача 5 выполнена в виде блока ше терен 25 и 26. При работе привода -в стартерном режиме вращение от вала 3 через шестерню 1 и передачу 5 передается ведомой шестерне 2, которая служит наружной обоймой II стартерной муфты 7. Через собачки 15, упоры которых взаимодействуют с выборками 13, а противоположные концы прижаты пружиной 16 к наружной поверхности 22 внутренней обоймы 9, вращение передается последней и валу 4 коробки приводов, что обеспечивает разгон двигателя для его запуска. При этом собачки 14 генераторной муфты б довернуты до упора в ограничительные штифты 19, так как частота вращения наружной обоймы 10 Bbmie частоты вращения внутренней обоймы 8. После запуска двигателя и увеличения частоты вращения вала 4 внутренняя 9 муфты 7 обгоняет наружную обойму 11, за счет центробежных сил пружина 16 сжимается,собачки 15 поворачиваются до упора в ограничительные штифты 20, в результате чего происходит расцепление обгонной муфты 7. Одновременное снижается частота вращения наружной обоймы 10 генераторной муфты б, при равенстве частот вращения последней и внутренней обоймы 8 за счет центробежных сил собачки 14 повернутся и своими упорами войдут в выборки 12, обеспечивая таким образом привод генератора от вала 4. 3 процессе выбега двигателя собачки 14 генераторной муфты б будут находиться в зацеплении, а собачки 15 муфты 7 - в расцепленном положении, так как относительная частота вращения внутренних обоймы 8 и 9 вьш1е наружных обойм 10 и 11 до полной остановки двигателя. Такое выполнение привода позволит повысить надежность и ресурс привода с одновременным уменьшением его габаритов.
г€
/
e
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытания агрегатов газотурбинных двигателей | 1987 |
|
SU1578557A1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР | 1997 |
|
RU2150602C1 |
РЕДУКТОР К СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРУ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1967 |
|
SU204057A1 |
Храповая муфта свободного хода | 1983 |
|
SU1191645A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ | 1999 |
|
RU2151323C1 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1308793A2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ СВОБОДНОГО ХОДА | 2012 |
|
RU2523721C2 |
Дифференциал переднего ведущего моста транспортного средства | 1987 |
|
SU1459953A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ | 1999 |
|
RU2153099C1 |
ПРИВОД СТАРТЕРА-ГЕНЕРАТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий ведущую и ведомую шестерни с различным числом зубьев, жестко соединенные с валами соответственно стартера-генератора и коробки приводов двигателя, промежуточную передачу, генераторную и стартерную обгонные муфты, каждая из которых имеет внутшсшн/ш Ш гКг -МШЧЕЗШ г : эЯИОТЕНА реннюю и наружную обоймы и рабочие злеменгы, отличающийся . тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения габаритов,внутренние обоййы муфт закреплены на валу коробки приводов двигателя, наружными обоймами генераторной и стартерной муфт служат соответственно ведучдая и ведомая шестерни, а последние с внутренней стороны имеют цилиндрические выборки, и рабочие элементы выполнены в виде поворотных храповых собачек с цилиндрическими упорами, , взаимодейс гвующрми с выборками,причем оси поворота робачек генераторной муфты смещены относительно центi ра тяжести в сторону, противополож(Л ную упорам.
/ J.
ftj)L/Sodoe
ЯВЙ V j f f J / f
ffpQfJ J y
I U U7дви&зтс)
Фие.1
А-А
в
IB
6-6
16
Фи.
Кузьмин Г.А.Конструкция авиационных двигателей | |||
М., Оборонгиз,- 1962, с | |||
Приспособление для увеличения сцепной силы тяги паровозов и других повозок | 1919 |
|
SU355A1 |
Авторы
Даты
1990-10-30—Публикация
1981-08-26—Подача