Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве храповой муфты свободного хода, применяемой в приводах стартер-генераторов газотурбинных двигателей. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения постоянства сцепления собачек с выемками. На чертеже схематически изображена предлагаемая муфта, поперечное сечение. Муфта содержит обойму 1 и расположенную в ней втулку 2. На внутренней стороне обоймы выполнены выемки 3 цилиндрической формы с центрами в точках А на окружности диаметра D. Собачка 4, установленная на пальце 5 (с центром в точке Б), имеет возможность покачиваться и зацепляться или расцепляться с выемками 3 обоймы 1. Цилиндрическая поверхность зацепления собачки имеет радиус одинаковый с радиусом поверхности выемок обоймы с центром (точка А), который для находящихся в рабочем положении собачек расположен на той же окружности диаметра D. что и центры выемок наружной обоймы. При диаметре DIJ расположения середин поверхностей контакта собачек с выемками обоймы D, диаметр D - расположения центров поверхности контакта равен 0,75-0,85 DK, а сами поверхности контакта выполняются диаметром DI, равным 0,2-0,4 DK. Центр А поверхности контакта собачки смеш,ен относительно оси Б закрепления собачки в сторону обоймы. При находяшихся в рабочем положении собачках сила, действующая на них со стороны обоймы, проходит через середину (точка К) поверхности контакта собачки с выемкой обоймы и через центр А, расположенный на расстоянии /2d от оси Б закрепления собачки, где d равняется 0,01-0,06 D. Муфта работает следуюш,им образом. При зацеплении муфты момент действующих на собачку сил втягивает ее в зацепление и обеспечивает надежное сцепление обоймы втулки. Для случая, представленного на чертеже, на собачку при сцеплении действует момент сил в направлении по часовой стрелке. Муфта работает за счет сцепления обоймы 1 и втулки 2 при выравнивании их частот вращения. Крутящий момент передается от ведущей обоймы 1 к ведомой втулке 2 через выемку 3 на собачку 4 и на палец 5. Если ведомая втулка 2 превышает частоту вращения ведущей обоймы 1, происходит расцепление муфты. Если после расцепления муфта должна работать в режиме вращения и обоймы и втулки с разной частотой, ведущими могут быть как обойма, так и втулка. Если ведущая обойма после расцепления должна остановиться, ведущей может быть только обойма. Конструкция предлагаемой муфты позволяет использовать материалы с высокой твердостью, повысить точность и чистоту изготовления контактных поверхностей, обеспечить оптимальное соотношение сил на поверхностях контакта и полный поверхностный контакт при сцеплении собачек и вЫемок. Уменьшается возможность скалывания металла с поверхностей контакта при ударных включениях. Указанные преимущества обеспечивают высокую надежность долговечность и компактность муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕВОДНИК СТОПОРНЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648369C1 |
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СО СВОБОДНЫМ ХОДОМ | 1991 |
|
RU2011907C1 |
Механизм свободного хода | 1983 |
|
SU1171616A1 |
Привод стартера-генератора газотурбинного двигателя | 1981 |
|
SU1009146A1 |
СТОПОРНАЯ МУФТА ДЛЯ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2471954C2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1308793A2 |
РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2614434C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СКОРОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2364541C2 |
Храповая сцепная муфта | 1986 |
|
SU1392265A1 |
ХРАПОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА по авт. св. № 826122, содержащая втулку, охватывающую ее обойму с выемками на внутренней поверхности и собачки, щарнирно закрепленные на втулку с возможностью взаимодействия с выемками обоймы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения постоянства сцепления собачек с выемками, поверхности контакта каждой пары собачки и выемки выполнены цилиндрическими с одинаковыми радиусами кривизны, центры которых совмещены и расположены в плоскости, проходящей между осью собачки и обоймой через середину поверхностей контакта касательно к окружности, описанной вокруг оси собачки, диаметром от 0,01 Од до 0,06 Dji, где Dj - диаметр окружности, проходящей через середину поверхности контакта. (Л со О5 4 сд
Масленников М | |||
М | |||
и Шельман Ю | |||
Н | |||
Авиационные газотурбинные двигатели | |||
М.: Машиностроение, 1975, с | |||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АККУМУЛЯТОР | 1922 |
|
SU552A1 |
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
Муфта свободного хода | 1975 |
|
SU826122A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-11-15—Публикация
1983-06-27—Подача