САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ СВОБОДНОГО ХОДА Российский патент 2014 года по МПК F16H48/24 F16H48/16 B60K17/16 

Описание патента на изобретение RU2523721C2

Изобретение относится к машиностроению, в частности дифференциальным передачам передних ведущих мостов колесных тракторов, а так же может быть использовано в качестве дифференциала колесных автомобилей и других транспортных средств.

Известен самоблокирующийся дифференциал свободного хода [1], содержащий ступицу ведомой шестерни и корпус, в котором установлены полуосевые обоймы, имеющие на торцовых поверхностях упоры, втулку, заключенную между обоймами, на наружной поверхности которой выполнены диаметрально расположенные пазы, в которых с тангенциальным зазором размещены хвостовики собачек, расположенных на осях и установленных своими концами в частях корпуса подвижно в осевом направлении.

Недостатком такой конструкции является нечеткое срабатывание собачек на больших скоростях, происходящее вследствие слабого прижатия их к торцовым выступам полуосевых обойм, из-за появления на больших скоростях вращения сил трения, возникающих от центробежных сил, препятствующих перемещению осей собачек вдоль оси и прижатию собачек к торцевым упорам полуосевых обойм. Увеличение же постоянно действующих осевых сил за счет пружин при небольших оборотах дифференциала влечет за собой повышение износа как упоров полуосевых обойм, так и хвостовиков собачек.

Известен самоблокирующийся дифференциал свободного хода [2], который представляет собой установленную на подшипниках в корпусе моста сдвоенную храповую обгонную муфту двойного действия и содержит корпус дифференциала с ведомой шестерней центральной передачи, в расточках которого установлены храповики, подпружиненные оси с имеющимися на их торцах по одному основному эксцентричному выступу и собачки, шарнирно установленные на осях и взаимодействующие с неподвижным диском, установленным в корпусе моста.

Недостатком известной конструкции самоблокирующегося дифференциала свободного хода является отсутствие возможности торможения двигателем.

В основу предлагаемого технического решения поставлена задача передачи тормозного момента от центральной передачи на передние колеса транспортного средства при торможении.

Техническим результатом реализации поставленной задачи является возможность принудительной блокировки храповых механизмов дифференциала переднего моста и включения передних колес в процесс торможения. Это позволяет повысить эффективность торможения за счет использования 100% сцепного веса транспортного средства и безопасность при торможении на крутых спусках.

Поставленная задача решается тем, что самоблокирующийся дифференциал свободного хода представляет собой установленную на подшипниках в корпусе моста сдвоенную храповую обгонную муфту двойного действия. Дифференциал содержит корпус с ведомой шестерней центральной передачи, в расточках которого установлены храповики и подпружиненные оси с закрепленными на них собачками. Оси имеют на торцах по одному основному эксцентричному выступу, взаимодействующему с неподвижным диском, установленным в корпусе моста, и диаметрально противоположно расположенному относительно основного выступа дополнительному выступу. В корпусе моста установлен дополнительный диск, имеющий возможность перемещаться в осевом направлении с помощью поводков и воздействовать на дополнительные выступы.

Новым в данной конструкции является то, что оси имеют на торцах по одному дополнительному выступу, расположенному диаметрально противоположно относительно основного эксцентричного выступа. В корпусе моста установлен диск, который имеет возможность перемещаться в осевом направлении с помощью поводков и воздействовать на дополнительные выступы.

Конструкция самоблокирующегося дифференциала свободного хода поясняется следующими чертежами.

На фиг.1 изображен самоблокирующийся дифференциал свободного хода. На фиг.2 изображена работа дифференциала в режиме самоблокировки. На фиг.3 изображено сечение В-В на фиг.2. На фиг.4 изображена работа дифференциала в режиме принудительной блокировки. На фиг.5 изображено сечение Г-Г на фиг.4.

Самоблокирующийся дифференциал свободного хода представляет собой сдвоенную обгонную муфту храпового типа двойного действия, установленную в корпусе моста 1 на подшипниках 2. Ведомая шестерня 3 закреплена на корпусе муфты 4, который имеет расточки с установленными в них храповиками 5. Храповики 5 имеют пазы на наружных поверхностях и соединены с полуосями 6 передних колес. Оси 7 установлены в расточках корпуса муфты 4 и имеют на своих торцах основной «А» и дополнительный «Б» выступы, расположенные эксцентрично и диаметрально противоположно друг относительно друга. На осях 7 установлены собачки 8 с упорами, качающиеся вместе с осями 7. Пружины 9 постоянно прижимают оси 7 основными эксцентричными выступами «А» к неподвижному диску 10, закрепленному на корпусе 1. В расточках корпуса моста 1 установлены поводки 11, которые могут перемещаться в осевом направлении вместе с закрепленным на них диском 12 и, с помощью пружин 13, прижимают диск 12 к неподвижному диску 10.

Предлагаемое конструктивное решение позволяет использовать дифференциал в двух режимах работы: в режиме самоблокировки и в режиме принудительной блокировки.

В режиме самоблокировки ведомая шестерня 3 с корпусом муфты 4 вращается относительно корпуса моста 1. За счет силы трения основных эксцентричных выступов «А» о неподвижный диск 10, оси 7 поворачиваются вместе с собачками 8. При этом упоры собачек 8 заходят в наружные пазы храповиков 5 одной или другой стороной, в зависимости от направления вращения корпуса муфты 4.

При этом, если угловая скорость вращения ω1 ведомой шестерни 3 с корпусом муфты 4 больше скорости вращения ω2 храповиков 5, упоры собачек 8 входят в наружные пазы храповиков 5 и упираются в их выступы (Фиг.3). При этом храповики 5 блокируются и передают крутящий момент от ведомой шестерни 3 через полуоси 6 на ведущие колеса.

Если угловая скорость вращения ω1 ведомой шестерни 3 с корпусом муфты 4 меньше скорости вращения ω2 храповиков 5, выступы на храповиках 5 выталкивают из наружных пазов упоры собачек 8. При этом храповики 5 с полуосями 6 имеют возможность свободно вращаться относительно ведомой шестерни 3.

В режиме принудительной блокировки при торможении происходит перемещение в осевом направлении поводков 11 и сжатие пружин 13. В результате этого диск 12, закрепленный на поводках 11, так же перемещается в осевом направлении и нажимает на дополнительные выступы «Б». При этом оси 7, сжимая пружины 9, утапливаются в расточки корпуса муфты 4, а основные выступы «А» отходят от неподвижного диска 10. В результате отсутствия контакта основных выступов «А» с неподвижным диском 10 и действия силы трения между дополнительными выступами «Б» и диском 12, оси 7 с собачками 8 поворачиваются в обратную сторону и вводят упоры собачек 8 в наружные пазы храповиков 5.

При этом, если угловая скорость вращения ω2 храповиков 5 больше угловой скорости вращения ω1 ведомой шестерни 3 с корпусом муфты 4, выступы на храповиках 5 воздействуют на упоры собачек 8, храповики 5 блокируются и передают тормозной момент от ведомой шестерни 3 с корпусом муфты 4 на полуоси 6, что приводит к торможению передних колес (Фиг.5).

Таким образом, при принудительном включении блокировки дифференциала осуществляется жесткая кинематическая связь полуосей 6 с центральной передачей, что позволяет использовать передние колеса при торможении двигателем.

Механизм управления принудительной блокировкой дифференциала сблокирован с механизмом управления тормозами транспортного средства и может быть механическим, гидравлическим, электрическим и т.п.

Источники информации

1. SU, №479670, МПК В60K 17/20, опубл. 03.08.1975. (№29).

2. Руководство по эксплуатации 310, 320, ПО «Минский тракторный завод», 1998 (Прототип).

Похожие патенты RU2523721C2

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Котовсков А.В.
  • Ефимов А.В.
  • Тескер Е.И.
  • Победин А.В.
RU2091249C1
Дифференциал переднего ведущего моста транспортного средства 1987
  • Почитаев Василий Григорьевич
  • Максимов Александр Егорович
  • Дурманов Александр Сергеевич
SU1459953A1
МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Котовсков А.В.
RU2091251C1
МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Котовсков А.В.
RU2091250C1
ПЕРЕДНИЙ ВЕДУЩИЙ МОСТ МАЛОГАБАРИТНОГО ТРАКТОРА 2004
  • Резвинский Виктор Михайлович
  • Кузнецов Антон Дмитриевич
RU2276018C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ В.П.ДЕМИНА 1997
  • Демин В.П.
RU2129232C1
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 1980
  • Черкасов Николай Михайлович
  • Филатов Александр Филиппович
  • Скаргин Владимир Каллистратович
  • Бобровский Николай Серафимович
SU933486A1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Мишагин В.Д.
  • Распопов Д.В.
RU2089409C1
МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Зонов В.О.
RU2242656C2
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 1975
  • Черкасов Николай Михайлович
  • Бобровский Николай Серафимович
  • Скаргин Владимир Каллистратович
  • Лопатина Римма Юлияновна
SU577144A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 523 721 C2

Реферат патента 2014 года САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к машиностроению, в частности дифференциальным передачам передних ведущих мостов колесных тракторов, а так же может быть использовано в качестве дифференциала колесных автомобилей и других транспортных средств. Самоблокирующийся дифференциал свободного хода представляет собой установленную на подшипниках в корпусе моста сдвоенную храповую обгонную муфту двойного действия. Он содержит корпус дифференциала с ведомой шестерней (3) центральной передачи, в расточках которого установлены храповики (5) и подпружиненные оси (7) с закрепленными на них собачками (8). Оси имеют на торцах по одному основному эксцентричному выступу (А), взаимодействующему с неподвижным диском (10), установленным в корпусе моста, и диаметрально противоположно расположенному относительно основного выступа дополнительному выступу (Б). В корпусе моста установлен дополнительный диск (12), имеющий возможность перемещаться в осевом направлении с помощью поводков (11) и воздействовать на дополнительные выступы. Изобретение имеет возможность принудительной блокировки храповых механизмов дифференциала и включения передних колес в процессе торможения. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 523 721 C2

Самоблокирующийся дифференциал свободного хода, который представляет собой установленную на подшипниках в корпусе моста сдвоенную храповую обгонную муфту двойного действия и содержит корпус дифференциала с ведомой шестерней центральной передачи, в расточках которого установлены храповики, собачки, шарнирно установленные на подпружиненных осях, имеющих на своих торцах по одному основному эксцентричному выступу, взаимодействующему с неподвижным диском, отличающийся тем, что на торцах осей диаметрально противоположно соответствующим основным эксцентричным выступам выполнены дополнительные выступы, а в корпусе моста установлен дополнительный диск с поводками, с помощью которых он имеет возможность перемещаться в осевом направлении и воздействовать на дополнительные выступы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2523721C2

Дифференциал переднего ведущего моста транспортного средства 1987
  • Почитаев Василий Григорьевич
  • Максимов Александр Егорович
  • Дурманов Александр Сергеевич
SU1459953A1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ СВОБОДНОГО ХОДА ХРАПОВОГО ТИПА 0
  • В. В. Лепешкин, В. К. Скаргин А. С. Дурманов
SU380500A1
Самоблокирующийся дифференциал свободного хода 1970
  • Дурманов Александр Сергеевич
  • Скаргин Владимир Каллистратович
  • Бобровский Николай Серафимович
SU479670A1
US 4373407 A, 15.02.1983
US 5687621 A, 18.11.1997
Инструмент (валок) для клеймения методом накатки 1957
  • Сибриков П.А.
SU111599A1

RU 2 523 721 C2

Авторы

Шевик Юрий Михайлович

Запёкин Дмитрий Геннадьевич

Усс Иван Никодимович

Кузнецов Антон Дмитриевич

Даты

2014-07-20Публикация

2012-08-24Подача