Изобретение относится к неразрушающим методам контроля и может быть использовано, в частности, для оперативного обнаружения дефектов в рельсах с помощью вагона-дефектоскопа.
Известны системы для дефектоскопирования рельсов с использованием вагоновдефектоскопов: в которых искательная система, закрепленная на вагоне-дефектоскопе, перемепдается над рельсом контролируемого участка пути. Электрические сигналы, вырабатываемые искательной системой записываются на бумажную или магнитную ленты или кинопленку. Наличие дефекта в рельсе определяется путем визуального просмотра записанного изображения сигнала и сравнения его с сигналом заранее известной формы от опасного дефекта.
Недостатком этих систем является то, что визуальная обработка результатов контроля делает анализ недостаточно надежным, субъективным и трудоемким.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является устройство скоростного дефектоскопирования рельсов, содержащее искательную систему, линию задержки, выполненную на распределителях ОИ, БИ и ячейках памяти ЯП, устройство .подсчета функции взаимной корреляции, включающее умножитель и интегратор, запоминающее устройство для хранения эталонного сигнала от опасного дефекта, выполненное в виде генератора сигналов 1.
Недостаток известного устройства - узкие функциональные возможности, заключающиеся в том, что для эффективного обнapykeния дефектов требуется поддержание постоянной скорости вагона-дефектоскопа.
Этот недостаток объясняется тем, что при изменении скорости вагона существенно изменяется форма сигнала от опасного дефекта, причем при изменении скорости движения- вагона-дефектоскопа деформация формы сигнала от дефекта происходит не только вследствие сжатия или растяжения сигнала во времени, но также и вследствие влияния других факторов, в свою очередь нелинейно зависящих от скорости, например вихревых токов, гистерезиса и др. Это обстоятельство приводит к несоответствию форм эталонного и сравниваемого сигналов, что вызывает снижение помехоустойчивости и может привести к пропуску сигнала от опасного дефекта. Поддержание постоянной скорости вагона-дефектоскопа в условиях эксплуатации железных дорог является существенным ограничением и в ряде случаев неприемлемо.
Цель изобретения - расщирение функциональных возможностей, заключающееся в том, что обнаружение опасных дефектов в рельсах производится на различных скоростях движения вагона-дефектоскопа, а
также повыщение помехоустойчивости системы.
Поставленная цель достигается тем, что система для дефектоскопирования рельсов,
содержащая установленный в вагоне-дефектоскопе блок индуктивной связи с рельсовым путем соединенный с аналого-цифровым преобразователем, который соединен с цифровой линией задержки, п выходов которой подключены к п первым входам устройства
подсчета функции взаимной корреляции, пороговые устройства, соединенные с устройством подсчета функции взаимной корреляции, цифровое запоминающее устройство, п вы.ходов которого подключены ко вторым л входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, снабжена связанным с колесной парой вагона-дефектоскопа преобразователем скорости движения в частоту и напряжение, импульсный выход которого подключен к второму входу цифровой линии
0 задержки, а между цифровым запоминающим устройством и устройством подсчета функции взаимной корреляции установлен блок преобразователей, п управляющих входов которого подключены к аналоговому выходу преобразователя скорости вдижения
в частоту и напряжение.
На фиг. 1 изображена функциональная схема системы; на фиг. 2 - кривая зависимости изменения формы сигнала от скорости.
0 Система скоростного дефектоскопирования рельсов содержит искательную систему 1 установленную между полюсами электромагнита вагона-дефектоскопа, аналогоцифровой преобразователь 2, цифровую линию 3 задержки, имеющую п выходов, 5 устройство 4 подсчета нормированной функции взаимной корреляции, цифровое запоминающее устройство 5, блок 6 управляемых нелинейных преобразователей 7, преобразователь 8 скорости движения в частоту Q (выход а) и напряжение (выход б), связанный с колесной парой 9 тележки вагонадефектоскопа, пороговое устройство 10.
Устройство работает следующим образом.
Аналоговый электрический сигнал, отображающий изменение магнитного поля 5 над головкой рельса, снимается с катущки искательной системы 1, преобразуется аналого-цифровым преобразователем 2 в цифровую форму и поступает в параллельном коде на вход сдвигающего регистра, выполняющего функции цифровой линии 3 задержки.
В цифровое запоминающее устройство 5 заранее внесен сигнал от опасного дефекта, записанный при некоторой средней скорости вагона-дефектоскопа, например 30 км/ч. Каждое отсчетное значение этого сигнала подается в блок 4 подсчета функции взаимной коллеляции через свой нелинейный преобразователь 7 блока 6. Управляющее напряжение на входы указанных нелинейных преобразователей поступает с аналогового выхода б преобразователя 8 скорости движения в частоту и напряжение. Нелинейные преобразователи 7 корректируют отсчетные значения сигнала, хранящегося в цифровом запоминающем устройстве 5, в соответствии с величиной текущей скорости движения вагона-дефектоскопа.
При движении вагона-дефектоскопа происходит продвижение прочитываемого с рельса сигнала по линии 3 задержки, которое осуществляется тактовыми импульсами, поступающими с импульсного выхода а преобразователя 8. Частота тактовых импульсов пропорциональна текущей скорости движения вагона-дефектоскопа.
В блоке 4 подсчета нормированной функции взаимной корреляции происходит перемножение и суммирование скорректированных значений сигнала от опасного дефекта, хранящегося в цифровом запоминающем устройстве 5, и отсчетных значений текущего сигнала, снимаемого с отводов цифровой линии 3 задержки. Наличие дефекта регистрируется пороговым устройством 10 в момент превышения порогового уровня сигналом, пропорциональным функции взаимной корреляции.
Рассмотрим подробнее назначение блока 8 преобразователя скорости движения в частоту и напряжение и блока 6 нелинейных преобразователей.
При ,различной скорости движения сигнал, прочитываемый с одного и того же отрезка пути, например, равного межполюсному расстоянию, занимает различные интервалы времени. Для нормальной работы устройства необходимо, чтобы в линии задержки по всем отводам располагался независимо от скорости сигнал, соответствующий одинаковому расстоянию пути. Для этого тактовые импульсы, поступающие на вход линии задержки и продвигающие по ней сигнал, вырабатываются в блоке 8 с частотой, пропорциональной скорости движения вагона-дефектоскопа. Таким образом, чем больше скорость считывания дефекта с рельса, тем быстрее будет производиться продвижение сигнала по линии задержки, в результате чего расстояния между отсчетными значениями сигнала совпадают с расстояниями между отводами линии задержки.
Нелинейные преобразователи 7 блока 6 корректируют отсчетные значения хранящегося в цифровом запоминающем устройстве 5 сигнала в соответствии с величиной скорости движения вагона-дефектоскопа. Закон преобразования каждого нелинейного преобразователя задается индивидуально на основании предварительных экспериментальных исследований изменения формы сигнала от скорости.
Пусть, например, сигнал от опасного дефекта, хранящегося в памяти, имеет вид кривой I, а сигнал от этого же дефекта при другой скорости вагона-дефектоскопа - вид кривой И (фиг. 2). Из графических
материалов видно, что для коррекции формы сигнала i -ю ординату нужно увеличить, j-ю уменьшить, а к k-й ординате, ранее равной нулю, нужно прибавить отрицательное значение. Следовательно, при изменении скорости в широких пределах отдельные ординаты нужно изменять нелинейно не только по величине, но и по знаку.
Таким образом, расположение в линии задержки сигнала, соответствующего одинаковому расстоянию пути при любой ско5рости, и одновременная корректировка хранящегося в памяти сигнала делает процесс обнаружения опасного дефекта в рельсе независимым от скорости движения вагонадефектоскопа.
Кроме того, строгая привязка отсчетных
0 значений сигнала к отводам линии задержки приводит к повышению помехоустойчивости во всем рабочем диапазоне скоростей по сравнению с известными устройствами. Введение операции нормирования при
5 подсчете функции взаимной корреляции приводит к существенному упрощению схемы блока принятия решения о наличии дефекта. Большая часть схемы устройства является цифровой, что позволяет использовать типовые отечественные интегральные микро0схемы для ее реализации. Регистрация сигналов в цифровой форме удобна дия дальнейшего анализа и использования этих данных в повторных заездах и для подведения статистики.
При использовании предлагаемой схемы
5 легко выполняется отметка координаты пути выявленного .дефекта одновременно с регистрацией-самого дефекта. Устройство позволяет повысить безопасность движения поездов, которая в,экономических показателях не рассчитывается. Это дocfигaeтcя благодаря более достоверному обнаружению сигналов от опасных дефектов в рельсах на фоне помех и обнаружению их на более ранней стадии развития дефекта за счет повышения помехоустойчивости устройства.
5 Работая при произвольной скорости вагонадефектоскопа в реальном масштабе времени, оно позволяет повысить производительность вагонов-дефектоскопов более чем в 12 раз по сравнению с наиболее совершенными из
0 действующих вагонов (при существующей системе скоростного дефектоскопирования на 1 ч работы вагона-дефектоскопа приходится не менее 12 ч простоя, необходимых для визуальной расшифровки записей осциллограмм). В свою очередь, повышение
5 производительности вагонов-дефектоскопов позволяет чаще осуществлять контроль рельсов, что способствует обнаружению дефектов на более ранней стадии.
CPi/e.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для дефектоскопирования рельсов | 1989 |
|
SU1675146A1 |
Способ скоростного дефектоскопирования рельсов | 1974 |
|
SU518406A1 |
Способ оценки работоспособности искательной системы дефектоскопических средств при высокоскоростном контроле рельсов | 2021 |
|
RU2758403C1 |
Ультразвуковой способ обнаружения и оценки сварных стыков рельсов при высокоскоростном контроле | 2021 |
|
RU2764571C1 |
УЛЬТРАЗВУКОВОЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГОЛОВКИ РЕЛЬСОВ | 2001 |
|
RU2184374C1 |
ДЕФЕКТОСКОПНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ СОВМЕЩЕННОГО МАГНИТНОГО И УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ | 2001 |
|
RU2225308C2 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ | 2001 |
|
RU2184373C1 |
Способ ультразвукового контроля локальных участков рельсов | 2023 |
|
RU2823665C1 |
ДЕФЕКТОСКОПНОЕ ПЕРЕДВИЖНОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ | 2001 |
|
RU2228870C2 |
Способ магнитного обнаружения регулярных объектов рельсов | 2017 |
|
RU2671368C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ДЕФЕКТОСКОПИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВ, содержащая уста. новленные в вагоне-дефектоскопе блок индуктивной связи с рельсовым путем, соединенный с аналого-цифровым преобразователем, который соединен с цифровой линией задержки, п выходов которой подключены к п первым входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, пороговые устройства, соединенные с устройством подсчета функции взаимной корреляции, цифровое запоминающее устройство, п выходов которого подключены к вторым п входам устройства подсчета функции взаимной корреляции, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения помехоустойчивости, она снабжена связанным с колесной парой вагонадефектоскопа преобразователем скорости движения в частоту и напряжение, импульсный выход которого подключен к второму входу цифровой линии задержки, а между цифровым запоминающим устройством и устройством подсчета функции взаимной корреляции установлен блок преобразоваS телей, п управляющих входов которого подключены к аналоговому выходу преобразо(Л вателя скорости движения в частоту и напряжение. Jik 00 4;:
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Самойлов А | |||
И., Орлов В | |||
В | |||
Перспективы автоматизации процесса разделения сигналов в скоростной рельсовой дефектоскопии.-«Вопросы автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте, Вып | |||
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Авторы
Даты
1983-04-30—Публикация
1981-12-05—Подача