2.Привод по п.1,отличаю щи и с я тем,что количество лунок на оси равно количеству передач переднего хода,
3.Привод ПОП.1, отличающийся тем, что продольная выемка на оси рычага переключения выполнена ввиде канавки, взаимодействуюией крайними поперечными крюмками с упомянутым шариком в положении выбора крайних передач переднего хода, а рычаг переключения передач подпружинен вдоль оси пружиной сжатия.
4.Привод по пп.1 и 3, о т л и чающий с я тем, что рычаг управления снабжен дополнительной пружиной двустороннего действия, установленной в корпусе с возможностью взаимодействия с рычагом при выборе передачи переднего хода.
I : - .
5.Привод по п.1, отличающий с я тем, что количество лунок на оси рычага переключения равно общему числу передач.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рычажный механизм для управления переключением селекторных клапанов изменения скорости и направления движения системы управления гидравлической коробкой передач | 1980 |
|
SU1274613A3 |
Устройство для управления коробкой передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1096138A1 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1350416A2 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ (ДВА ВАРИАНТА) | 2005 |
|
RU2291792C1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙПЕРЕДАЧ | 1967 |
|
SU195903A1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 1993 |
|
RU2047029C1 |
Кодовое запирающее устройство механического типа | 1984 |
|
SU1245679A1 |
АВТОМОБИЛЬ | 1992 |
|
RU2072925C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И СИЛОВОЙ АГРЕГАТ | 1994 |
|
RU2138408C1 |
1. ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержаший расположенный в корпусе ,с возможностью переме1« ения рычаг управления, подпружиненный относительно кор пуса в направлении выбора передач пружиной д,вустороннегь действия, I кинематически связанный с ним посредством тяги и стержня рычаг переключения , поворотно установленный в корпусе коробки передач на оси и подпружиненный радиально к последней, посредством упругого элемента и шарика,расположенного в отверстии рычага переключения с возможностью взаимодействия с выемкой на оси, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства управления, надежности и упрощения конструкции, угфугий элемент выполнен в виде пластинча,той пружины, охватывающей рычаг переключения вокруг его оси, упомянутая выемка выполнена вдоль оси рычага переключения в иде ряда лунок подjMapHK§ и выступов между ними, причегЯ высота выступов меньше радиуса оси.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным механическим коробкам передач с ручным дистанционным приво дом управления механизмом переключения передач. Известен дистанционный привод управле 1ия механизмом переключения передач транспортного средства, содержащий расположенный в корпусе с возможностью перемещения рычаг управления, подпружиненный относительно кор пуса в направлении выбора передач пружиной, двустороннего действия, и кинематически связанный с ним посред ством тяги и стержня рычаг переключе ния, поворотно установленный в корпу се коробки передач на оси и подпружи ненный радиально к последней посредством упругого элемента и шарика, расположенного в отверстии рычага пе реключения с возможностью .взаимодейг ствия с выемкой на оси tilНедостатком данного устройства яв ляется то, что он не исключает нёчеТ кость выбора передач управляющим рычагом. Кроме того, наличие пружинных элеме{1Тов и выполнение стопорного мв ханизма в виде шарика, подпружиненно го цилиндрической пружиной, имеющей большую длину, увеличивает габариты механизма внутри коробки передач. Цель изобретения - повьлиение удоб ства управления надежности и упрощё-г ние конструкции. Поставленная цель достигается тем, что в дистанционном приводе управления механизмом переключения передач транспортного средства, содержащем расположенный в корпусе с возможностью перемещения рычаг управления, подпружиненный относительно кор пуса в направлении выбора передач пружиной двустороннего действия, и кинематически связанный с ним пос. редством тяги и стержня рычаг переключения, поворотно установленный в корпусе коробки передач на оси и подпружиненный радиально к последней посредством упругого эл 1ента и шарика, расположенного в отверстии рычага переключения с возможностью взаимодействия с выемкой на оси, -упругий элемент выполнен в виде пластинчатой пружины, рхватывсцощей рычаг переключения вокруг его оси, упомянутая выемка выполнена вдоль оси рычага переключения в виде ряда лунок под шарик и выступов между ними, причем высота выступов меньше радиуса оси. Количество лунок на оси рычага перек иочения равно количеству передач переднего хода. Кроме этого, продольная выемка на оси рычага переключения выполнена в виде канавки, взаимодействующей крайними поперечныкв кромками с упомянуть шариком в положении выбора крайних передач переднего хода, а рычаг переключения передач подпружинен вдоль оси пружиной сжатия. В данном приводе ;рычаг управления снабжен дополнительной пружиной двустороннего действия, установленной в корпусе с возможностью взаимодействия с рычагом при выборе передачи : переднего Хода. Количество лунок на оси рычага переключения равно общему числу передач. .. На фиг.1 и 2 показан привод управления, общий виду на фиг.З и 4 - работа стопорного элемента; на фиг.5управляюьщй рычаг с возвратной пружиной} на фиг.6 - фиксация пластинчатой пружины на рычаге переключения; на фиг 7-9 - привод управления с до.пОлнительной пружиной для выбора задней перед а|чи на рычаге управления/ вариант исполнения/ на фиг.10 - привод управления (внутренней его части, установленной в коробке передач) с применением пружины, к омпен сиру Joщей осевые зазоры в рычаге переключения, не имеющем фиксации в положении нейтргши, вариант исполнения. Предлагаемый механизм состоит из рычага управления 1, установленного на каретке 2 с возможностью вращения вокруг осей 3 и 4, закрепленных неподвижно в корпусе 5, при выборе передач и вокруг оси б при включении передач и через шарнир 7 соединяюи1егося с дистанционной тягой 8, пружины 9 двустороннего действия, установ ленной на оси 4, причем ветви пруки ны 9а и 96 упираются в выступ 10а упорной пластины 10, жестко закрепленной на корпусе, каждая со своей стороны. Каретка 2 имеет выступ 2а, которым она контактирует с пружиной при выборе передач, при этом ретви пружины скользят в прорезях l()d и 10 пластины 10 до упора в края 102. и lO при окончании выбора передач. Тяга 8 через шарнир 11 соединяется со стерж нем 12 , входящим внутрь коробки передач и несущим на себе рычаг 13, контактирующий с переключающим ртдчагом 14, одно плечо которого 14ci выполнено со сферой и входит внутрь ры чага 13, другое плечо 14(У поочередно входит в проушины переключанлцих штоков , на которых закреплены переключающие вилки 19-22. Рычаг 14 мо жет поворачиваться вокруг и перемещаться вдоль оси 23, установленной жестко в корпусе механизма выбора 24 Ось имеет пс Фильную канавку 25, а рычаг - отверстие 26, в которых размещается стопорный шарик 27, подпружиненный браслетной пружиной 28, ох-ватывающей ступицу 14- рычага 14. Браслетная пружина имеет прорезь 29, в которую входит одно из плеч рычага 14. Края прорези охватывают рычаг и предотвращают пружину от осевого перемещения. От проворота пружина фиксируется,с одной стороны плечом рычага 14а, в которое упирается отог нутый край 28а пружины, с другой плечом 14{5, в которое упирается край прорези 29. При включении передач рычаг 1 поворачивается вокруг оси 6 в направле ниях, указанных стерлками (Фиг.1). Шарниры 7 и 11 преобразуют вращательное движение рычага в поступательное движение тяги 8 и связанных с ней стержня 12 с рычагом 13. Рычаг 13 воздействует на плечо 14о, поворачивая весь рычаг 14 на оси 23 в направлениях, указанных стрелками, и пере.мещёГет .при. этом плечом 14(5 оДин из штоков 15, 16, 17 или 18 в направлении включения нужной передачи. При включении передач пружины 9 и 28 в работу не вступают. При выборе передач рычаг 1 вместе с кареткой 2 поворачивается относительно осей 3 и 4 в плоскости выбора которая перпендикулярна плоскости его поворота при вкл очении передач,в направлениях, указанных стрелками (фиг. 2.) и поворачивает тягу 8, стержень 12 с рычагом 13. За C4ei: наличия сферической части на плече 14 о вращательное движение рычага 13 преобразуется в поступательное движение рычага 14 вдоль оси 23 в направлениях выбора нужных передач (на фиг..2 указано ст{ елками) . При поступательном дйижении рычага 14 вдоль оси 23 стопорный шарик 27, расположенный в отверстии 26, перемещается вместе с рычагом по прюфильной канавке 25, переходя через внступы (при этом пружина 28 незначительно деформируется). Когда шарик попадает в очередное углубление канавки, он Фиксирует пычаг 14 в этом положении, так как стенки отверстия 26 упираются в шарик. Каждое углубление в канавке соответствует оптимальному положению рычага 14 (в частности, его переключающего плеча 14d) относительно определенного переключаюг эго штока. При выборе заднего хода шарик упирается в скос канавки 25d и, чтобы выбрать задний ход, необходимо продвинуть рычаг 14 вдоль оси 23 дальше, преодолев усилия пружины 28, прижимающей шарик кскосу. При. этом усилие выбора значительно возрастает в первоначальной стадии выбора, когда шарик проходит через скос, и это возрастание усилия ощущается водителем на управляющем, рычаге. В дальнейщей фазе выбора шарик проходит через скос и выходит на цилиндрическую поверхность 23а оси 23 ( фиг.3 и 4 (пунктиром), усилие резко падаеа и водитель осуществляет окончательный выбор передачи заднего хода без значительного усилия на рычаге управления. Деформация пружины 28 при выборе заднего хода показана на фиг.3 пунктиром. Каретка 2 рычага управления, поворачиваясь вместе с ним, пуи выборе передач, своим выступом 2а воздействует на ту или иную ветвь пружины 9 в зависимости от направления выбора. Когда одна ветвь отводится кареткой в сторону { фиг. 5 , пунктир), другая в это врегля упирается в вгаступ Юа упорной пластины, обеспечивая закручивание пружины. Для повышения четкости выбора крайних передач ( в данном случае это 5-я передача и задний ход) на упорней пластине имеются выступы 102 и 10Э, в которые упирается выборочноодна из ветвей 9а или 9{5 пружины, а через ветви пружины ощущение упора, которое соответствует окончанию фазы выбора, передается на выступ каретки и связанный с кареткой рычаг управления (фиг.5, пунктир). Фаза распределения выбора 1-ft - 2-А передач и заднего хода фиксируется стопорным элементом. Линия выбора 3-й - 4-й передач соответствует положению рычага управления в нейтрали. В этом положении рычаг фиксируется пружиной 9.
Для исключения взаимного проскальзывания ветвей пружины 9 и выступа 2а и снижения износов пружина устанавливается в плоскости, параллельной плоскости выбора передач так, что ее ось совпадает с осью вращений каретки (,фиг.2 и 57. Поскольку каретка и пружина имеют одну ось вращения, отсутствует кинематическое несоответствие при движении выступа 2и и ветвей пружины, а значит отсутствует их взаимное проскальзывание, или оно сводится к минимуму. Соответственно сводятся к минимуму и износы. ;
После выключения передачи отведенная ветвь пружины возвращает рычаг в нейтральное положение до упора в другую ветвь. Рычаг фиксируется в нейтрали между двумя ветвями пружины. Для четкости фиксации между выступом он должен быть минимальным.
При возврате рычага управления в нейтраль вращательное движение рычага передается на тягу, стержень, рычаги 13 и 14. Происходит обратное движение рычага 14, и он фиксируется стопорным элементом в углублении, соответствующем нейтральному положению. При обратном движении шарик должен пройти через выступы канавки/ т.е. жесткость пружины 9 должна быть достаточной для преодоления усилия пружины 28 при прохождении шарика через выступ. Однако пружине 9 достаточно оказать воздействие на рычаг 14 фактически лишь на половине обратного хода выбора, так как достаточно только стопорному шарику пройти гребень выступа, как под воздействием пружины 28, шарик будет стремиться скатиться в углубление и тем самым самоустанавливать рычаг 14 в нейтральное положение, тем самым помогая пружине 9 всю рычажную систему вернуть в нейтраль.
На фиг.7, 8 и 9 предложен вариант привода управления, в котором и для положения выбора задней передачи на оси 23 предусмотрено углубление30, т.е. при выборе заднего рычаг 14 фиксируется стопорным шариком в определенном положении, соответствующем положению плеча в проушине переключающего штока задней передачи (фиг.7} . Поскольку деформация пружи ны при прохождении через выступ 31; (, Bi.i6op заднего хода7 незначительна и усилие, преодолеваемое водителем, недостаточно для четкого ощущения начала выбора за;.;ней передачи, необходимо создать это усилие. Это достигается установкой дополнительной пружины 32 (фиг.8, воздействующей на рычаг управления только при выборе задней передачи. При этом жесткость этой пружины должна быть.достаточной для создания усилия, которое дало бы водтелю четкое ощущение начала выбора задней передачи.
На фиг.10 представлен вариант исполнения внутреннего механизма переключения, установленного в коробке. Наружный механизм с рычагом управления тот же что и на фиг.5. Вариант отличается от предыдущих тем, что канавку 25 выполнена между нейтральным положением рычага, соответствующим линии включения. 3-4 передач, и участком, разделяющим окончание выбора 1-2 передач и начало выбора заднего хода, гладкой, без выступов. При этом в нейтрали рычаг 14 фиксируется за счет поджатия его пружиной 33 к скосу канавки 34 через шарик. При выборе 1-й - 2-й передач рычаг фиксируется в нужном положении за счет упора шарика в скос 25а канавки. Выбор задней передачи идет аналогично описанному в основном варианте.
Выполнение канавки гладкой облегчает условия работы пружины 9, так как при возврате рычажной системы из положения выбора в нейтргшьное шарику не нужно проходить через выступы. Соответственно пружина 9 может быть выполнена менее жесткой, чем в основно варианте, а. значит возможно снижение усилия выбора передач переднего хода на рычаге управления.
Скос канавки 34 выполнен иологим так, чтобы при выборе крайней передачи переднего хода (в данном случае 5-й)шарик находился на самом краю скоса, а при обратном движении из положения выбора в нейтральное шарик скатывался по скосу и самоустанавливал рычаг 14 в нейтральное положение Кроме того, пологий скос позволяет избежать редкого нарастания усилия при-выборе 5-й передачи.
Таким образом, фиксирование стопорным элементом переключакя.чего рычага внутри коробки передач в положениях, соответствующих выбору определенной передачи, и одновременное подпружинивание управляющего рычага в направлении выбора передач и фиксирование его в нейтрали повышает четкость выбора передач, сводит к минимуму i влияние зазоров в приводе и гибкости дистанционной системы, т.е. делает работу привода более надежной, а управление переключением передач более Удобным. Кръме того, повьииается долговечность шарнирных сочленений управляющего рычага вследствие снижения трения из-за лучшего демпфирова,ния поперечных колебаний пружиной.
..
JcimriJk ii ya ftrtf xxAiv j-. .. -чяг- . - чашек) в механизме внутри коробки, исполнение стопорного элемента в виИСПОЛНсиис v iyiiuf 4W. «- ..,.-.- ..-- - ----1
де шарика, подпружиненного браслетной лом.
1017526
пружиной вместо цилиндрической,
у XTJ .11р- ч- - -4е,
ленного внутри коробки, а значит и всей коробки передач в . 2
18
PttS. « Pus. 5 VU8, в
V7L
1
9иг. 7
Фиг. 8 9 5п 32 J-«n Риз. S 23 S4 25а 9иг. 10
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Parts list for HONDA CIVIC GVGC: HONDA HOTOR Gb | |||
, LTD.October., 1 5 1974 (прототип).- (54) |
Авторы
Даты
1983-05-15—Публикация
1982-01-25—Подача