Устройство для управления коробкой передач транспортного средства Советский патент 1984 года по МПК B60K20/02 

Описание патента на изобретение SU1096138A1

Изобретение относится к транспор ному машиностроению, в частности к автомобильным механическим коробкам передач с ручным дистанционным Приводом управления механизмом пере ключения передач. Известно устройство для управльния коробкой передач транспортного средства, содержащее расположенные в корпусе рычаг, размещенный на оси в П-образной опоре, установленной на осях в корпусе и подпружиненной в плоскости, перпендикулярной оси ее качания, и сигнальный упор включения передачи заднего хода tl3. Недостатками зтой конструкции являются отсутствие сброса усилия выбора задней передачи, нарастание его в конечной фазе выбора, а также боковое смещение рычага из-за воздействия пружины кручения при включенной передаче заднего хода в стор ну соседней передачи, что вызывает неопределенность его положения.. Все это снижает удобство управления переключением передач. Цель изобретения - повышение удобства управления коробкой переда Указанная цель достигается тем, i4TO в устройстве для управления коробкой передач транспортного сред ства, содержащем расположенные в корпусе рычаг, размещенный на оси в П-образной опоре, установленной на осях в корпусе и подпружиненной в плоскости, перпендикулярной оси ее качания, и сигнальный упор включения передачи заднего хода, сигнальный упор выполнен в виде промежуточного элемента, подпружиненного в осевом направлении для взаимодействия с П-образной опорой, поверхность которой в месте контакта с промежуточным элементом выполнена ступенчатой для создания дополнительного усилия при включении передачи заднего хода. На фиг.1 схематически представлено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 - то же, вид сверху при выборе передачи заднего хода, на фиг.З.- то же, вид спереди при выбореi на фиг.4 - вариант выполненения площадок взаимодействия упругого элемента с П-образной опоройj на. фиг.З - сечение А-А на фиг.4; на фиг.6 - вариант вьшолнения выступа на площадкеi на фиг.7 - сечение Б-Б на фиг.6. 382 Устройство управления коробкой передач состоит из рычага 1, установленного на П-образной опоре 2 с возможностью вращения вокруг осей 3 и 4, закрепленных неподвижно в корпусе 5, при выборе передач и вокруг оси 6 при включении-выключении передач. Через шарнир 7 рычаг соединяется с тягой 8, которая связана с рычажной системой внутри коробки передач. Имеется пружина 9 кручения, установленная на оси 4, причем ветви 9 и 10 пружины упираются в выступ 11 упорной пластины 12, жестко закрепленной на корпусе. Опора 2 имеет вытянутый в направлении продольной оси стержня выступ 13с загнутым концом 14, которым она контактирует с пружиной при выборе передач, при этом ветви пружяны скользят в прорезях 15 и 16 пластины 12 до упора в края 17 и 18 при окончании выбора передач. Пружина 9обеспечивает возврат рычага из положения выбора передач в нейтральное и четкость фиксации его там. На пластине имеется также отогнутый перпендикулярно ее горизонтальной части участок 19, в который ввинчивается сигнальный упор, состоящий из корпуса 20 и подпружиненного пружиной 21, установленной с преднатягом, шарика 22, промежуточный элемент, контактирующий с профильной площадкой 23 на выступе 13. Профильная площадка состоит из двух горизонтальных участков 24 и 25, постоянно контактирующих с шариком, и уступа 26, через которьй проходит шарик при выборе заднего хода. Гайка 27 служит для законтривания корпуса 20. При выборе первой и второй передач рычаг поворачивается влево в направлении стрелки (фиг.1) при этом он вращается вместе с опорой 2 вокруг осей 3 и 4. Загнутый конец 14отводат ветвь 9 пружины влево, закручивая ее, так как другой конец 10в это время неподвижно упирается в выступ 11 (фиг.2, пунктир). Горизонтальный участок 24 свободно, без усилия, скользит по шарику 22. Корпус 20 заворачивается в участок 19 до соприкосновения шарика с участком 24, но без прижатия его к участку, чтобы исключить ненужное усилие преодолевания пружины 21 при выборе первой и второй передач. 3 Заворачивание до касания шарика и участка 24 необходимо, чтобы устранить влияние зазоров и технологических допусков в соединении шарик-профильная площадка и еделать работу упругого элемента более стабильной. При выборе заднего хода стержень вместе с опорой вращается вправо в направлении стрелки (фиг.1 Уступ 26,поджатый к шарику в нейтра ли, начинает перемещать его, преодо левая сопротивление пружины 21 (фиг.2). При этом в начальной фазе выбора задней передачи усилие резко нарастает, когда шарик проходит через уступ. Затем, в конечной фазе, когда шарик выходит на горизонтальный участок 25, усилие падает. Пружина 21 не оказывает противодействия рычагу в направлении, противоположном выбору задней передачи и, тем самым, не влияет на боковое смещение рычага при включенном заднем ходе. Это достигается благодаря установке пружины перпендикулярно направлению выбора передач в плоскости оси качания опоры, а также благодаря вращению опоры 2 вокруг своей оси качания только при выборе передач. При включении вращение стержня происходит только вокруг оси 6, опора при этом неподвижна (фиг.З). Установка рычага на П-обра нойопоре исключает влияние пружины 21 на стержень в направлении включе ния-выключения передач. Пружина 9 выполнена с минимальной жесткостью, необходимой для возврата рычага из положения выбора в нейтральное, и поэтому не оказывает такого влияния на боковое смещение, рычага, как если бы вместо нее преодолевалось сопротивление жесткой пружины для дополнительного усилия выбора заднего хода, действующей в направлении, противоположном направлению вы бора задней передачи. 384 Разделение выбора передач переднего и заднего хода внутри коробки осуществляется известным способом, например подпружиниванием внутреннего рычага. За счет .пружин внутренний рычаг удерживается в положении, соответствукицем включению передних передач. Подпружинивание устраняет влияние зазоров и гибкости привода. На фиг.4 представлен вариант выполнения профильной площадки непосредственно на вытянутом вдоль продольной оси стержня выступе 13 опоры 2. На фиг.З представлен вариант выполнения уступа 26. Уступ имеет два скоса 28 и 29 разной крутизны: более крутой.скос 29 обращен в сторону выбора задней передачи, менее крутой 28 находится с противоположной стороны и служит для более эффективного сброса усилия выбора заднего хода в конечной фазе после прохождения шарик хиг скоса 29. Крутизна скоса 28 сделана такой,чтобы не препятствовать возврату рычага переключения в нейтраль под воздействием пружины 9 Таким образом, исполнение П-образиой опоры, подпружиненной в плоскости оси ее качения, поперечной направлению выбора передач, посредством упругого взаимодействия шарика со стуйенчатой площадкой на П-образной опоре, обеспечивает эффективное ощущение на рычаге переключения дополнительного усилия в Начале выбора задней передачи, сброс этого усилия в конце выбора, что повышает четкость выбора заднего хода, исключает боковое воздействие на рычаг упругого элемента и делает его положение при включенной задней передаче б.олее оптимальным. В результате повышается управление переключением передач.

.З иг,2 27 19 /

9игЛ

Щ 23 22 21

А-А

2 26

fu.S

Б-В

13

Похожие патенты SU1096138A1

название год авторы номер документа
Дистанционный привод управления переключением передач транспортного средства 1982
  • Романчук Анатолий Владимирович
  • Ионтель Герасим Эмануилович
  • Зильперт Альберт Леонидович
SU1017526A1
Устройство управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Коршунов Георгий Валериевич
SU1065253A1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Романчук А.В.
RU2011560C1
Механизм управления коробкой передач транспортного средства 1987
  • Веревкин Виталий Дмитриевич
  • Коровин Валентин Серафимович
  • Ступин Виктор Гавриилович
  • Харин Василий Михайлович
SU1532343A1
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства 1983
  • Купцов Владлен Николаевич
  • Иванов Евгений Иванович
  • Савиновский Николай Иванович
  • Зильперт Альберт Леонидович
SU1115931A1
Устройство для управления коробкой передач транспортного средства 1980
  • Кулик Анатолий Иванович
SU968795A2
АВТОМОБИЛЬ 1992
  • Бакиров Дамир Мазитович
  • Бакатин Юрий Павлович
RU2072925C1
КНОПОЧНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧАВТОМОБИЛЯ 1967
SU205624A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАХВАТА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАЖИМ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНАЯ СИСТЕМА 2009
  • Барье Патрик
RU2488902C2
ДЛИННОХОДОВОЙ СТАНОК - КАЧАЛКА 2014
  • Курляндский Юрий Натанович
RU2581256C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 096 138 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для управления коробкой передач транспортного средства

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее расположенные в корпусе рычаг, размещенный по оси в П-образной опоре, установленной на осях в корпусе и подпружиненной в плоскости, перпендикулярной оси качания, и сигнальный упор включения передачи заднего хода, о тличающееся тем, что, с цепью повышения удобства управления, сигнальный упор выполнен в виде промежуточного элемента, подпружиненного в осевом направлении для взаимодействия с П-образной опорой, поверхность которой в месте контакта с промежуточным элементом выполнена ступенчатой дпя создания дополнительного усилия при включении передачи заднего хода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1096138A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США № 3665776, кл
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада 0
  • Названов М.К.
SU74A1

SU 1 096 138 A1

Авторы

Романчук Анатолий Владимирович

Даты

1984-06-07Публикация

1982-10-15Подача