Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением Советский патент 1986 года по МПК F16D25/62 

Описание патента на изобретение SU1208359A1

2, Муфта по П.1, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что ширина пояска золотника, расположенного смежно первому поршню, больше ширины радиИзобретение относится к машйно- строенио и может быть использовано коробках передач транспортных и других .маиган.

Цель изобретения - повьш1ение плавности переключения, снижение динамических нагрузок при переключении и упрощение , конструкции путем обеспече51ия управления муфтой периферийными золотниками без дополнительных золотников и при отсутствии дросселирующих поясков и щелей.

Па фиг Л изображена двойная фрикционная муфта с периферийньм управлением, разрез, на фиг . 2-4 - схема управления золотниками, варианты.

Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением содерлсит установленные на ведущем валу 1 подвижный в осевом на- правлепии вращающийся гидроцилиндр 2 с разделительной стенкой 3, по обе стороны от которой размещены подвшкный 4 и неподвюкный 5 в осевом направлении поршни. Между поршнями 4 и 5 и гидроцилиндром 2 образованы рабочие полости 6 и 7. В шлицевых пазах гидроцилиндра 1 установлены шлицы ведущих дисков 8 одной фрикционной муфты, ведомые диски которой установлены на ступице 9, соединенной с ведомьм элементом: шестерней или валом (не изобраясены). ВСгидроцштиндре 2 установлен нажимной диск 10, Шлицы ведусщх дисков 8 могут быть установлены в пазах периферийной части поршня 5 (не изображено). В этом случае нажимной диск 10 должен имет шпицы, проходящие сквозь шлицевые пазы поршня 5 (не изображено). Шлицы веду цих дисков 11 второй фрикционной муфты установлены в пазах ступицы 12, жестко закрепленной на ступице поршня 4, а ведомые

ального канала, сообщающегося с полостью между гидроцш1индром и первым поршнем по крайней мере на величину рабочего хода гидроцшп- ндра.

диски этой муфты - в пазах ступи- п,ы 13, соединенной с ведомт м элементом; шестерней или валом. Между ведущими дисками 8 и между веду- Ещми дисками 11 установлены разводящие их пру/кины (не изображены), служащие для отвода поршня 4 и гвдроцилиндра в исходное положение. Па гидроцгшиндре 2 установлен корнус. 14 периферийного клапана, соединенный радиальными каналами 15 и 1 б с ра.бочими пoлocтя п 7 и 6 вклю- чения низшей и высшей передач. IS корпусе 14 установлен двухпояско1 ьш периферийный золотник 17, соединенный через кольцо 18 с поводком (вилкой) 19, управляемым электромагнитами 20 и 21. Для подвода рабочей жидкости от магистрали давленпя в валу 1 выполнен центральный канал 22, соединенный с рабочей полостью 7 фрикционной муфты. Корпус 14 выполнен открытым со стороны торцов золотника 17 с образованием

сливных каналов.

В зависимости от расположения каналов 15 и 16 относительно поясков золотнпка 17 возмол на реализация различных схем управления двой11ОЙ фрикционной муфтой. Расстояние мелду поясками 23 и 24 золотника 17 больше расстояния между раздельными каналами 15 и 16 по крайней мере на величину рабочего хода гидрощишндра 2.

Ширина пояска 24 золотника 17 больше ширины радиального канала 16, сообщающегося с полостью 6 по крайней мере на величину рабочего хода

гидрои;илиндра 2

В одном из вариантов сливной канал может быть выполнен в виде отверстия 25 в корпусе 14.

Па фиг.2 показан вариант, при ко- тором задний поясок золотника 17 33 исходном (нейтральном) положении

расположел мелсду каналами 15 и 16, а вилка 19 управляется электромагнитом 20. В этом положении-полость б соединена со сливом через открытый торец корпуса 14 золотника, а из полости 7 слив закрыт поясками золотника 17. Поэтому ,цля размыкания ведущих дисков 8 в пололсепии нейтрали пружина, разводящая эти диски дол}кн-а преодолеть усилие от центробежного давления оставшейся в полости 7 жидкости. Такое исполнение позволяет использовать для управления только один электромагнит 20.

При включении контроллером (селектором) системы управления поло- лсения Дсилсенпе рабочая яащкость из гидросистемы по центральному каналу 22 в ведущем валу 1 подается в полость 7. При заполнении полости 7 гидроцилиндр 2 перемещается, до слсатия пакета с фрикционными дисками 8,. давлегше в полости 7 повышается и фрикционная муфта низ- шей передачи включается. В процессе перемещенпя гидроцилиндра 2 с корпусом 14 золотника при включении фрикционной муфты (смыкании дисков 8) канал 15 остается в soiie пояс- ков 23 и 24 золотника 17, так как ход гидроцилиидра 2 меньше расстояния от канала 15 до пояска золотника 17 и меньше ширины этого пояска.

Пере1слючение с низшей передачи н высшую осуществляется перемещением (при включеш-П электромагнита 20 через поводок 19 и кольцо 18) золотника 17 в положение, при котором каналы 15 и 16 в корпусе золотника 14 распололсены между поясками 23 и 24 золотника 17, в результате чего полости 7 и б соединяются между собой и после заполнения последней давление в полостях 7 и 6 начинает уравниваться. При повьшзеиии давления в полости 6 поршень 4 перемещается до смыкания дисков 11 фрикционной муфты высшей передачи. При дальнейшем повышении давления в полости б, усилия на поршне 4 и момента трения на фрикционной муфте высшей передачи синхронно снижается усилие на педроцилиндре 2 и момент трения на фрикционной муфте низшей передачи.К концу процесса переключения пщроцилпндр 2 уравновешивается давлением в полостях 7 и 6 и

пepe Jeщaeтcя Б исходное положение под действием , разводящих диски 8 фрикционной муфты низшеГ передачи. При этом каналы 15 и 16 расположены в зоне между поясками 23 и 24 золотника 17, так как расстояние этими поясками больше расстояния между канапами 15 и 16 на величину рабочего хода гидроцилиндра 2. Интервал времени опережения между смьп анием дисков 1 1 фрикционной муфты высшей передачи и размыкапием дисков 8 фрикщ онной муфты низшей передачи равен времени перекрытия, которое обеспечивает плавность переключения и снижешш динамических нагрузок.

Переключение с высшей передачи на низшую про1 сходит при отключении электромагнита 20, Поводок 19 под действием с кольцом 18 и золотником 17 возвращается в исходное положение. Канал 1 б через открытьй правы торец золотника 17, соединяется со сливом и начинается опорожнение полости б. С падением давления в нолости б увеличивается результирующее усилие, действующее на гидро- цшппздр 2 со стороны полости 7. Фрикционная муфта высшей передачи отключается, а муфта низшей передачи включается. Поршень 4 отходит в исходное положение под действием пружин, разводящих фрикционные диски 11.

Таким образом, переключение с низшей передачи на высшую и обратно осуществляется вюшчением и отключением одного электромагнита 20. При прекршцении подачи рабочей жидкости по каналу 22 устанавливается нейтральное положение.

Па фиг.З показан вариант, при котором в исходном (нейтральном) пололсенпи капалы 15 и 16 расположены в зоне за поясками 23 и 24 золотника 17 и поэтому обе полости 7 И б соединены со сливом через от- ;крытьп 1. торец корпуса 14 золотника.

По варианту для управления необходимо наличие двух элек- тромапштов 20 и 2. При включении электромагнита 20 и подаче давления по каналу 22 золотник 17 перемещается в положение, при котором его задний,поясок 12 располагается ме5кду каналами 15 и 16, и вюцочение низшей передачи осуществляется также, как II в предьщущем случае. Дпя

переключения на высшую передачу вкл 0чается электромагнит 21 и золотник 17 перемещается в положение, при котором каналы 15 и 16 располагаются между поясками 23 и 24 золотника 17. Включение высшей передачи осуществляется так же, как и в предыдущем случае. Соотношение между размераш-.г золотника 17 и рабочим ходом гидроцилиндра 2 те же,, При отключении обоих электромагнитов 20 и 21 поводок 19 под-действием пружины устанавливает золотник- 17 в исходное положение и полости 7 и 6 соединяются со сливом через открытый торец золотника 17,, По это- му варианту исполнения обеспечивается последов ательность переключения : нейтраль - низшая ступень - высшая ступень.

Если нейтральное положение - это положение мел(ду включениями низшей и высшей передач, то применяют MyilJTy по варианту, показанному на фиг.4. В этом случае в исходном (нейтральном) положении задний поясок 24 золотника 17 расположен в зоне между каналами 15 и 16 его корпуса 14, а в корпусе 14 в зоне между поясками 23 и 24 золотника 17 выполнено сливное отверстие 25, поэтому полость 6 муфты соединена со сливом через канал 16 и открытый торец корпуса 14, а полость 7 - че/ё Р. О

I

У7 f

/

аЮглкЛапЛМл ш лд-и1Г1 /1

Физ. г.

2i

5

рез канал 15 и сливное отверстие 25 (наличие слийного отверстия 25 необязательно если корпус 14 выполнить меньшей длины так, чтобы в исходном положении между передним нояском 23 золотн-ика 17 и корпусом 14 имелся зазор, выполняющий функции отверстия 25), При включении электромагнита

20 золотник 17 перемещается влево относительно исходного пололсения, так что задний поясок 24 золотника 17 закрывает канал 15, в результате чего поднимается давление подаваемой

по Каналу 22 в полость 7 кидкости и включение передачи происходит так же, как и в предыдущем случае. При отключении электромагнита 20 и включении электромапшта 21 золотник 17 перемещается вправо в

положение, при котором каналы 15

и 16 располагаются пояскаьги 23 и 24 золотника 17, а сливное отверстие 25 выходит из зоны между по- яска,ми 23 и 24 золотника 17, Включение высшей передачи осуществляется так же, как и в предыдущем случае.

При отключении электромагнита 21 и включении электромагнита 20 происходит переключение с высшей ступени на низшую так же, как бьшо описано Bbmie. При отключении обоих элек тромагнитов 20 и 21 устанавливается нейтральное положение золотника 17 под действием пружин, связанных с поводком 19, /

9uff.

Похожие патенты SU1208359A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1984
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1220944A1
Фрикционная муфта 1981
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1019127A2
Фрикционная муфта 1976
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Ильинский Евгений Викторович
  • Дзядык Михаил Николаевич
SU600342A1
Гидравлическая система управления трансмиссией транспортного средства 1982
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1049278A1
Фрикционная муфта 1978
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Дзядык Михаил Николаевич
  • Архипов Александр Иванович
SU796531A1
Фрикционная муфта 1978
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Шевалье Виктор Егорович
  • Архипов Александр Иванович
SU767428A1
Пропорциональный электрогидравлический механизм управления фрикционами гидромеханической передачи мобильной машины 2018
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Горбатенко Николай Николаевич
  • Савицкий Виктор Сергеевич
  • Пузанова Ольга Владимировна
  • Плякин Роман Владимирович
  • Региня Владимир Владиславович
  • Шишко Сергей Александрович
  • Терешонок Сергей Михайлович
RU2690542C1
Устройство для переключения ступеней в коробке передач 1986
  • Корейво Вацлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Гурленя Валерий Николаевич
  • Знак Иван Александрович
SU1346459A1
ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАПАН УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНАМИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ 2016
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Савицкий Виктор Сергеевич
  • Плякин Роман Владимирович
  • Горбатенко Николай Николаевич
  • Егоров Александр Николаевич
  • Региня Владимир Владиславович
RU2624926C1
Двойная фрикционная муфта 1976
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Винокуров Владимир Максимович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Софонов Сергей Сергеевич
SU663908A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 208 359 A1

Реферат патента 1986 года Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением

Формула изобретения SU 1 208 359 A1

j zzstteto

Vtf

tpUS. if

fS

вншпи

Тираж 880

Заказ 230/48 Подписное

Филиал niill Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1208359A1

Фрикционная муфта 1976
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Ильинский Евгений Викторович
  • Дзядык Михаил Николаевич
SU600342A1
кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 208 359 A1

Авторы

Лифшиц Георгий Исаакович

Даты

1986-01-30Публикация

1983-10-05Подача