Изобретение относится к парусному флоту и может быть использовано для транспортных и преимущественно спортивных целей.
Известны парусные суда, имеющие вертикальные мачты с парусами различной конструкции и формы.
Наиболее близким по конструкции и технической сущности к предлагаемому является парусное судно, содержащее корпус, наклонную мачту, к верхнему концу которой щарнирно прикреплен парус и щкоты I
Недостатком известного судна является недостаточная остойчивость его при боковом ветре, создающем крен и снижающем скорость хода.
Цель изобретения - повышение остойчивости судна и создание удобства управления.
Для достижения указанной цели в парусном судне, содержащем корпус, наклонную мачту, к верхнему концу которой щарнирно прикреплены парус и шкоты, мачта в средней части снабжена фиксатором и шарнирно закреплена в центре тяжести судна, к парусу по диагоналям его прикреплены рейки, щарнирно закрепленные на мачте с возможностью поворота их в плоскостях, проходящих через продольную ось мачты, а к концам реек прикреплены щкоты, нижние концы которых закреплены в фиксаторе, установленном в нижней части мачты.
На чертеже показана схема конструкции предлагаемого судна.
Судно имеет корпус 1 в центре тяжести которого прикреплена проущина 2 с возможностью ее вращения вокруг вертикальной оси. К проушине 2 прикреплена мачта 3 с возможностью ее поворота в вертикальных плоскостях и невозможностью вращения вокруг продольной оси.
к свободному концу мачты 3 шарнирно присоединены радиально расположенные рейки 4-7 с возможностью их поворота в плоскостях, проходящих через продольную ось мачты 3. К рейкам 4-7 прикреплен корпус 8 и щкоты 9 и 10, нижние концы которых закреплены в фиксаторе 11, установленном на мачте 3.
Кроме указанных элементов, судно имеет рабочий руль, расположенный в кормовой части судна. Под действием ветра судно совершает движение, направление которого регулируется изменением положения мачты 3 с парусом 8 и руля.
Парус 8 устанавливается в различное
положение поворотами реек 4-7 с помощью штоков 9 и 10 путем протаскивания их через фиксатор 11.
Рейки 4 и 5 поворачиваются так, чтобы угол между мачтой 3 и рейкой 4 был меньще 90°, а угол между мачтой 3 и рейкой 5 - больще 90°. При таком положении реек 4 и 5 вертикальная составляющая силы ветра, действующей на парус 8, поддерживает мачту 3 в наклонном положении.
При поворотах реек 6 и 7 под различными углами к мачте 3, последняя под действием горизонтальных сил ветра, действующих на парус 8, устанавливается в различных положениях относительно направления ветра.
Q Так, например, при расположении реек 6 и 7 под одинаковыми углами к мачте 3, она устанавливается прямо по ветру. Если же эти углы неравны, мачта 3 отклоняется от направления ветра вправо или влево. Сила ветра, действующая на парус 8, через
5 щкоты 9 и 10 и мачту 3 передается на судно, вызывая его движение. Эта сила направлена по оси мачты 3 и приложена к судну в центре его тяжести, что исключает крен судна при любых направлениях ветра и тем самым обеспечивает его надежную остойчивость.
При необходимости прекращения движения судна рейки 4-7 с парусом 8 путем натяжения шкотов 9 и 10 прижимаются к мачте 3, которая затем вместе с парусом 8
5 укладывается на судно или убирается с него на длительное хранение. Для . удобства переноски и хранения мачты 3 и рейки 4-7 они выполняются составными из легких коротких стержней.
Предлагаемое судно имеет несложную
0 конструкцию, простоту изготовления, безопасно в эксплуатации и может обеспечить надежную остойчивость в плавании. Кроме того, легкость элементов конструкции и отсутствие крена позволяют развивать достаточно большую скорость хода судна.
Аналогично предлагаемому судну могут быть выполнены легкие парусные сани (буер) для передвижения по снегу на больших открытых пространствах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухкорпусное парусное судно типа проа | 1981 |
|
SU1004197A1 |
Парусное вооружение судна | 1978 |
|
SU783124A1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО ТИПА "МОТЫЛЕК" | 2004 |
|
RU2255877C1 |
Шпринтовое парусное вооружение | 1985 |
|
SU1318486A1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
Парусное вооружение парусной доски | 1980 |
|
SU1113306A1 |
Парусное судно | 1989 |
|
SU1622219A1 |
РАЗБОРНОЕ СУДНО | 1990 |
|
RU2013283C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2145291C1 |
СУДНО С КРЫЛОВИДНЫМИ ПАРУСАМИ | 2002 |
|
RU2290340C2 |
ПАРУСНОЕ СУДНО, содержащее корпус, наклонную мачту, к верхнему концу которой шарнирно прикреплен и парус и шкоты, отличающееся тем, что, с целью повышения остойчивости судна и удобства управления, мачта в средней части снабжена фиксатором и шарнирно закреплена в центре тяжести судна, к парусу по диагоналям его прикреплены рейки, шарнирно закрепленные на мачте с возможностью поворота их в плоскостях, проходяшнх через продольную ось мачты, а к концам реек прикреплены шкоты, нижние концы которых закреплены в фиксаторе. (/) tsD О СО
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНФРАКРАСНОЙ ДВУНАПРАВЛЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ МЕЖДУ СТОЛОМ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОБРАБОТКИ И ПУЛЬТОМ УПРАВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2411661C2 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Авторы
Даты
1983-05-30—Публикация
1982-01-07—Подача