Способ монтажа композиции монументальной живописи Советский патент 1983 года по МПК B44C1/28 

Описание патента на изобретение SU1031795A1

Изобретение относится к рестраврации монументальной живописи, преимущественно фресковой и темперной. Известен способ монтажа композиции монументальной живописи, при котором производят сортировку фрагментов по композиции, консервацию фрагментов, сборку фрагментов в блоки и блоков в композицию с последующим заполнением мест утрат и закреплением композиции на каркасе 1. К недостаткам данного способа относится то, что композиция, всегда имеющая более или менее рельефную поверхность, вследствие опоры на плоскую поверхность стола лишь отдельными участками может быть травмирована при монтировке, а неровная поверхность тыльной стороны ведет к значительной неравномерности монтировочного слоя и, следовательно, к снижению прочности соединения фрески с жесткой основой, возможности смещения лицевых плоскостей фрагментов относительно друг друга. Кроме того, отсутствие арматурной связи между фреской и основой также снижает прочность их соединения. Свойства используемой основы и монтировочных материалов не обеспечивают долговременной и надежной сохранности композиции при последующей эксплуатации, а также ограничивают условия ее экспозиции. Цель изобретения обеспечение сохранности к омпозиции в процессе монтировки и дальнеищеи эксплуатации. Указанная цель достигается тем, что согласно способу монтажа композиции монументальнои живописи, при котором производят сортировку фрагментов по композиции, консервацию фрагментов, сборку фрагментов в блоки и блоков в композицию с Последующим заполнением мест утрат и закреплением композиции на каркасе, после сборки фрагментов в блоки последние обест соливают, а после сборки блоков в композицию выравнивают тыльную сторону композиции, на ее лицевую сторону накладывают полиэтиленовую пленку, ра-змечают контуры композиции и места утрат, затем в местах утрат на пленке продельшают отверстия, в которые помещают армирующие элементы в виде петель, снимают пленку с армирующими элементами и укладывают ее на технологический щит, при этом свободные концы петель армирующих элементов располагают со стороны щита, затем на пленку в соответствии с разметкой переносят блоки композиции, а места утрат заполняют раствором, родственным левкасу, производят суш; ку композиции, заклеивают ее папиросной бу магой и марлей, повторно высушивают, после чего на лицевую сторону композиции укладывают дополнительную полиэтиленовую пленку, на которую наносят гипсовую пбдушку, снова сушат и накладывают на гипсовую подушку дополнительный технологичес кий щит, переворачивают композицию, убирают первый технологический щит и первую полиэтиленовую пленку с тыльной стороны композиции, затирают тыльную сторону композиции тонким слоем монтировочного раствора, после чего на нее накладывают каркас, имеющий перфорацию, через которую продергивают свободные концы петель армирующих элементов, затем на тыльную сторону каркаса наносят первый слой монтировочного раствора, родственного левкасу, размещая его в отверстиях каркаса, и на нем раскладывают часть свободных концов петель армирующих элементов, после чего наносят второй слой монтировочного раствора и на нем раскладывают оставщуюся часть свободных концов петель армирующих элементов, и затем закрепляют все концы петель армирующих элементов наложением третьего слоя монтировочного раствора, производят сущку, переворачивают композицию вверх лицевым слоем и обнажают фрагменты. Кроме того, армирующие элементы выполнены в виде жгутов из длиннорунного льноволокна, очищенного от кострики. При этом в качестве каркаса используют титановый перфорированный усиленный жесткости каркас. Способ монтажа композиции монументальной живописи осуществляется следующим образом. С тыльной стороны блоков, из которых выложена композиция и которые, в свою очередь, либо сняты со стены, либо состоят из ;зъятых из завала (раскопа) фрагментов. предварительно рассортированных, подоб / тщательно склеенных (в целях объективности восстановления не только изображения, но также аервоначальных габаритов и формы композиции), используя ограниченное увлажнение, механически уда сохранившуюся местами штукатурку, / красочный слой обессоливают многократным вымачиванием блоков в дистиллированной или кипяченой воде, погружая их в нее лицом вверх до уровня красного слоя. Тыльную сторону блоков выравнивают, доводя в среднем толщину левкаса до 1,2-1,5 см, при этом необходимо, чтобы в местах сопряжения блоков при выкладывании их на плоскости соприкасание торцовых поверхностей ..было полным и равномерным во избежание искажения авторского рельефа лицевой стороны композиции. Выложенную таким образом композицию покрывают полиэтиленовой пленкой, на которой мягкой кистью наносят контуры самой композиции и утрат. Для улучшения в дальнейшем связи ко.мпозиции с жесткой основой, а также слоев монтировочного раствора между собой используется дополнительная ар.матура, в качестве которой служат специально изготовенные для этой цели жгутики из длиннорунного очищенного от кострики льняного волокна. Перед использованием жгутики складываются пополам, образуя с одного конца пеельку. В полиэтиленовой пленке с нанесенными онтурами Композиции и утрат в местах утрат делают прорези, которые распределяют равномерно по всей площади композиции (25-35 прорезей на 1 м), ив эти прорези продергивают сложенные жгутики петельками на лицевую сторону пленки. Пленку лицом вверх укладывают на дно технологического щита, внутренние габариты которого соответствуют внутренним габаритам щита-каркаса, а высота бортиков на 0,3- 0,5 см превосходит максимальную толщину монтируемой композиции. Технологический щит может быть изготовлен из толстой фанеры, а для бортиков используются деревянные рейки. На щит поверх пленки в соответствии с нанесенными на нее контурами выкладывают блоки композиции и заполняют пустоты между ними (места утрат) родственным материалу левкаса и удаленной ранее щтукат фки раствором, заделывая в него предварительно разрезанные по сгибу петельки жгутиков. Для ., надежности сцепления заполняющего раствора с бортами утрат борта предварительно хорошо увлажняют и по контуру наносят тонкий слой раствора (типа бортовки). Заполнение .утрат ведут послойно с небольщой промежуточной подсушкой в 2-3 приема. По окончании этой операции композицию оставляют для медленной полной просушки. Лицевую поверхность замоноличенной таким образом композиции (что исключает сме щение при дальнейшей работе ее отдельных участков как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости) с по.мощью крахмала заклеивают одним слоем папиросной бумаги и двумя взаимно перпендикулярными слоями марли, высушивают, после чего покрывают композицию второй полиэтиленовой пленкой, на которую в уровень с бортиками технологического щита наносят слой гипса и тщательно его выравнивают. На подсохщий слой гипса накладывают второй технологический щит - лист из толстой фанеры без бортиков, длина сторон которого на 5- 0 см больше длины сторон первого щита. . Композицию вместе с зажимающими ее с обеих сторон технологическим щитами переворачивают на 180° (т.е. лицевой стороной вниз) и, удалив первый технологический щит и полиэтиленовую пленку, обнажают ее ТЕ11Льную сторону, которую несколько увлажняют и смазывают тонким слоем монтировочного раствора, также родственного по составу левкаСу и штукатурке монтируе.мой живописи. При этом избегают намокания свободных концов армирующих жгутиков, для чего их можно временно обернуть папиросной бумагой, кусочками полиэтиленовой пленки и т.д. После этого на тыльную сторону КОМПОЗИ1ГИИ лицевой стороной вниз накладывают каркас жесткой основы, представляющий собой точно соответствующий данной композиции по размерам и конфигурации перфорированный титановый лист. имеющий обойму, выступающую на обе стороны листа, и усиленный расположенными с тыльной стороны ребрами жесткости. Толщина листа 2-3 мм, высота лицевых бортов не превыщает толщины левкаса монтируемой композиции, а с внутренней стороны они имеют фаску. Выходящие на тыльную сторону щита часть обоймы и ребра жесткости перфорированы. Размеры их выбирают в соответствии с конкретной нагрузкой и условиями экспозиции. Перфорационные отверстия листа располагаются равномерно по всему листу в щахматном порядке и их суммарная площадь должна приближаться или быть более 2/3 общей площади листа, так как в противном случае нарущается необходимый для сохранности живописи воздухо- и влагообмен между левкасом, монтировочным раствором и окружающей средой. Оказавшиеся под каркасом свободные концы армирующих жгутов через ближайщие к ним отверстия продергивают на его тыльную сторону, после чего наносят первый слой монтировочного раствора, который плотно заполняет все имеющиеся между кар«асом и тыльной стороной композиции пазу™ перфорационные отверстия листа каркаса и покрывает тонким слоем всю тыльную поверхность каркаса. Половину предварительно освобожденных от защитной обертки концов жгутиков равномерно веерообразно располагают поверх первого слоя монтировочного раствора, слегка в него утапливая. После незначительной подсушки на первый слой с распределенными в нем концами жгутиков наносится второй слой раствора, в котором аналогично распределяют оставшиеся армирующие волокна, подсушивают в естественных условиях и наносят третий накрывочный слой, который хорошо утрамбовывают и затирают. Общая толщина монтировочного раствора с тыльной стороны щита не превышает 5-7 мм. Промежуточную сушку слоев ведут в течение суток под полиэтиленовой плен кой или двумя-тремя слоями крафт-бул1аги. В случае излищнего высыхания перед нанесением очередного слоя поверхность предыдущего слегка увлажняют. Раствор, попавший на обойму или ребра жесткости, сразу же по окончании монтировки убирают и композицию накрывают полиэтиленовой плeнкoJЙ, которую через 2- 3 дня заменяют несколькими слоями крафтбумаги. Через 3-4 дня бумагу послойно постепенно (через 1-2 дня) снимают. После окон чательного высушивания раствора щит с композицией переворачивают лицевым слоем вверх и устанавливают на небольшие опоры для вентиляции тыльной стороны. Удаляют

второй технологический щит, гипсовую подушку, полиэтиленовую пленку и профилактическую заклейку, тщательно контролируя, чтобы на композиции, в том числе в трещинах и углублениях, не оставалось даже ничточных количеств клея.

Имеющиеся местами незначительные зазоры между бортами щита и краями композиции и фаски бортов заполняются и затираются тем же монтировочным раствором. После двух-трехнедельной открытой сущки смонтированную композицию переводят в вертикальное положение.

Предлагаемь1Й способ позволяет максимально облегчить монтируемую композицию,

полностью избежать ее повреждения в процессе работы, исключить смещение при монтаже отдельных блоков относительно друг друга в любом направлении, обеспечить надежное закрепление армирующих элементов в монолите композиции и значительно повысить в дальнейщем надежность связи между композицией, жесткой основой и монтировочным раствором.

Свойства каркаса и монтировочных материалов оптимально увеличивают долговечность сохранности композиции, улучщают ее экспозиционно-эстетические качества и расширяют условия эксплуатации.

Похожие патенты SU1031795A1

название год авторы номер документа
Способ отслаивания записи на темперной живописи 1981
  • Иванова Антонина Васильевна
  • Лелекова Ольга Владимировна
  • Марготьева Алевтина Рафаиловна
SU962031A1
Способ приготовления композиции для укрепления красочного слоя темперной и клеевой монументальной и станковой живописи 1988
  • Кукс Юрий Михайлович
  • Тихомиров Александр Владимирович
  • Филатов Сергей Викторович
SU1636254A1
Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи 1988
  • Филатов Сергей Викторович
SU1671477A1
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ШТУКАТУРКИ С ЖИВОПИСЬЮ НА ОСНОВЕ 1973
SU395292A1
Огнестойкое дверное полотно 2018
  • Клеймёнов Игорь Анатольевич
  • Клейменов Максим Игоревич
  • Пиляев Илья Михайлович
RU2693704C1
Клеевая композиция для реставрации произведений темперной и масляной живописи 1982
  • Безбородова Лариса Феликсовна
  • Эпштейн Альберт Евгеньевич
SU1134589A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕМНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ПЕРЕВОДНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Герасименко Анита Николаевна
RU2454330C1
СПОСОБ РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ 2003
  • Петушкова Ю.А.
  • Петушкова Ю.П.
  • Кузнецова Е.В.
RU2230121C1
Способ изготовления декоративных изделий с покрытием,имитирующим старину 1985
  • Таганов Игорь Николаевич
SU1369924A1
ДЕКОРАТИВНОЕ СЛОИСТОЕ ИЗДЕЛИЕ С ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВОЙ И СПОСОБ ДЛЯ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2010
RU2430834C1

Реферат патента 1983 года Способ монтажа композиции монументальной живописи

1. СПОСОБ МОНТАЖА КОМПОЗИЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, при котором производят сортировку фрагментов по композиции, консервацию фрагментов, сборку фрагментов в блоки и блоков в композицию с последующим заполнением мест утрат и закреплением композиции на каркасе, отличающийся тем, что, с целью обеспечения сохранности композиции в процессе монтировки и дальнейшей эксплуатации, после сборки фрагментов в блоки последние обессоливают, а после сборки блоков в композицию выравнивают тыльную сторону композиции, на ее лицевую сторону накладывают полиэтиленовую пленку, размечают контуры композиции и места утрат, затем в местах утрат на пленке проделывают отверстия, в которые помещают армирующие элементы в виде петель, снимают пленку с армирующими элементами и укладывают ее на технологический щит, при этом свободные концы петель армирующих элементов располагают со стороны щита, затем на пленку в соответствии с разметкой переносят блоки композиции, а места утрат заполняют раствором, родственным левкасу, производят сущку композиции, заклеивают ее папиросной бумагой и марлей, повторно высушивают, после чего на лицевую сторону композиции укладывают дополнительную полиэтиленовую пленку, на которую наносят гипсовую подушку, снова сушат и накладывают на гипсовую подушку дополнительный технологический щит, переворачивают композицию, убирают первый технологический щит и первую полиэтиленовую пленку с тыльной стороны композиции, затирают тыльную сторону композиции тонким слоем монтировочного раствора, после чего на нее накладывают каркас, имеющий перфорацию, через которую продергивают свободные концы петель армирующих элементов, затем на тыльную сторону каркаса наносят первый слой монтировочного раствора, родственного левкасу, размещая его в отверстиях каркаса, и на нем раскладывают часть свободных концов петель армирующих элементов, после W чего наносят второй слой монтировочного раствора и на нем раскладывают оставшуюся часть свободных концов петель армирующих элементов, и затем закрепляют все концы петель армирующих элементов наложением третьего слоя монтировочного раствора, производят сущку, переворачивают композицию вверх лицевым слоем и .обнажают фрагменты. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, со | что используют армирующие элементы в виде жгутов из длиннорунного льноволокна, очищенного от кострики. 3.Способ по пп. 1 и 2, отличающийся ;0 тем, что в качестве каркаса используют титановый перфорированный усиленный ребсл рами каркас.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1031795A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
0
SU258075A1
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней 1920
  • Кутузов И.Н.
SU44A1

SU 1 031 795 A1

Авторы

Греков Александр Петрович

Грекова Валентина Борисовна

Даты

1983-07-30Публикация

1979-06-07Подача