Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи Советский патент 1991 года по МПК B44D7/00 

Описание патента на изобретение SU1671477A1

Изобретение относится к декоративному искусству, а именно к способу раскрытия произведений станковой темперной живописи.

Целью изобретения является уменьшение времени раскрытия и повышение качества раскрытия.

На фиг. 1 изображено устройство для реализации данного способа, вид сбоку; на фиг.2 - вид А на фиг. 1.

Способ раскрытия произведений станковой темперной живописи заключается в размещении наслоений посредством пропитанного парами растворителя компрессора, удалении паров растворителя и последующем удалении наслоений, перед размягчением наслоений произведения живописи последние ориентируют лицевой поверхностью вниз, а размягчение наслоений осуществляют в течении 12 - 14 ч в герметичной камере, образованной одной из стенок произведения, и размещением под ним с зазором компрессом, герметизированным по периметру произведения, при этом удаление размягченных слоев осуществляют после поворота произведения лицевой поверхностью вверх, перед удалением размягченных слоев произведение живописи накрывают полиэтиленовой пленкой, смазанной с обращенной к живописи поверхности растительным маслом, например льняным, а по мере удаления размягченных слоев пленку удаляют посредством ватного тампона.

Способ раскрытия произведений станковой темперной живописи предусматривао

VI

Ј

VI V

ет предварительный подбор органических растворителей для расчистки.

Проводят его как и при обычных пробах, но при этом не используют сильные растворители (уксусный ангидрид, метиленхлорид, диметилформамид). Компрессоры ставятся не сильно увлажненные, чтобы можно было проверить растворимость олифы парами растворителя. Основные пробы делаются на верхнем и нижнем слоях. Растворитель или смесь растворителей подбирается так, чтобы она размягчала верхние слои и не действовала на нижний слой темперной живописи.

Способ осуществляют следующим образом.

Рассмотрим пример раскрытия иконы Спас Нерукотворный площадью 55 - 56 дм . Пробные расчистки заклеивают папиросной бумагой на слабый осетровый клей, чтобы предотвратить повторное воздействие растворителя на эти участки. Отрезают фланель 1, равную по размерам площади иконы. Затем отрезают полиэтиленовую пленку 2 размером на 15 см больше, чем размеры иконы, по периметру пленки 2 наклеивают медицинский лейкопластырь 3 шириной 5 см таким образом, чтобы продольная половина полоски (ширина 2,5 см) плотно прилегала к пленке 2, а другая половина полоски оставалась открытой. Под короткие стороны пленки 2 подкладывают по одному бруску 4 высотой 3-5 см. Установку компрессора проводят под вытяжной вентиляцией.

На лежащую на столе пленку 2 кладут фланель 1 и обильно смачивают ее растворителем, например этиловым спиртом, ацетоном, толуолом.

Икону 5 кладут лицевой стороной вниз, так чтобы ее короткие стороны опирались на лежащие под ней бруски 4. Тканевый компрессор не должен касаться живописного слоя. Полиэтиленовую пленку 2 подклеивают к торцам иконы 5 полосками лейкопластыря 3. Последний наклеивают так, чтобы не было складок. На углы, где складки неизбежны, накладывают дополнительно лейкопластырь 3, при этом не должно быть никаких отверстий для выхода паров растворителя из-под пленки 2. Если икона 5 состоит из нескольких досок и между ними есть зазор или сквозные трещины, то с тыльной стороны иконы 5 по всей длине зазора или трещины заранее наклеивают лейкопластырь 5.

В таком виде икона 5 с паровым компрессором 6 остается 12 - 14 ч. Ткань не касается поверхности живописи, поэтому экспозиция длительная. Размягчение олифы происходит за счет растворителя, находящегося в состоянии пара. Длительная экспозиция парового компрессора не замедляет работу, поскольку компресс ставят

в конце дня и оставляют на ночь. . ,

Для снятия парового компресса по периметру иконы 5 отклеивают лейкопластырь 3. Компрессорную сворачивают и убирают в полиэтиленовый мешок, Эту работу

выполняют в резиновых перчатках для защиты рук от растворителя. Для раскрытия первоначальной живописи необходимо повернуть икону 5 лицевой стороной вверх и положить на стол, 2/3 иконы накрыть полиэтиленовой пленкой 2, слегка смазанной снизу льняным или подсолнечным маслом. Это делается для того, чтобы пары растворителя не выходили из поздних слоев. Протирка маслом препятствует прилипанию

пленки 3 к поверхности. Ватным тампоном начинают с полей протирку поверхности живописи. Размягченная парами старая олифа, лак и масляные записи легко удаляются с поверхности первоначальной живописи.

Полиэтиленовая пленка 2 постепенно поднимается и делается протирка всей поверхности иконы 5. Нажим тампона должен быть несильным. Тампоны в процессе работы при их загрязнении нужно менять. Удаление поздних наслоений с иконы 5 площадью около 0,5 м занимает от 1 до 2 - Зч

35

Формула изобретения

1.Способ раскрытия произведений станковой темперной живописи, заключающийся в размягчении наслоений посредством пропитанного парами растворителя

компресса, удалении паров растворителя и последующем удалении наслоений, отличающийся тем, что, с целью уменьшения времени раскрытия и повышения качества раскрытия, перед размягчением наслоений

произведения живописи последнее ориентируют лицевой поверхностью вниз, а ряз- мягчение наслоений осуществляют в течение 12 - 14 ч в герметичной камере, образованной одной из стенок произведения и размещенным под ним с зазором компрессом, герметизированным по периметру произведения, при этом удаление размягченных слоев осуществляют после поворота произведения лицевой поверхностью

вверх.

2,Способ по п.1,отличающийся тем, что перед удалением рязмягченных слоев произведение живописи накрывают полиэтиленовой пленкой, смазанной с обращенной к живописи поверхности растительным маслом, например льняным, а по

мере удаления рязмягченных слоев плбнку удаляют посредством ватного тампона.

Похожие патенты SU1671477A1

название год авторы номер документа
Способ отслаивания записи на темперной живописи 1981
  • Иванова Антонина Васильевна
  • Лелекова Ольга Владимировна
  • Марготьева Алевтина Рафаиловна
SU962031A1
Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи 1988
  • Костальская-Бороздинская Наталья Кирилловна
SU1546292A1
Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи 1988
  • Безруков Михаил Георгиевич
  • Ярош Валерия Николаевна
  • Филимонова Маргарита Ивановна
  • Финогенова Юзефа Сергеевна
SU1574491A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ 2001
  • Коротков Н.В.
  • Лутошкина Т.А.
  • Майорова М.Ю.
RU2211763C2
СПОСОБ РЕСТАВРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ 2003
  • Петушкова Ю.А.
  • Петушкова Ю.П.
  • Кузнецова Е.В.
RU2230121C1
Клеевая композиция для реставрации произведений темперной и масляной живописи 1982
  • Безбородова Лариса Феликсовна
  • Эпштейн Альберт Евгеньевич
SU1134589A1
Способ изготовления декоративных изделий с покрытием,имитирующим старину 1985
  • Таганов Игорь Николаевич
SU1369924A1
Способ приготовления композиции для укрепления красочного слоя темперной и клеевой монументальной и станковой живописи 1988
  • Кукс Юрий Михайлович
  • Тихомиров Александр Владимирович
  • Филатов Сергей Викторович
SU1636254A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ФУМИГАЦИИ ЭКСПОНАТОВ 1994
  • Бабаев И.К.
  • Зайцева Г.А.
  • Иванов В.М.
  • Кузнецов Ю.Г.
  • Лосев Ю.А.
  • Сидельников А.Е.
RU2084351C1
Способ монтажа композиции монументальной живописи 1979
  • Греков Александр Петрович
  • Грекова Валентина Борисовна
SU1031795A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 671 477 A1

Реферат патента 1991 года Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи

Изобретение относится к способу раскрытия произведений станковой темперной живописи и позволяет уменьшить время раскрытия и повысить качество раскрытия посредством того, что перед размягчением наслоений произведения живописи последнее ориентируют лицевой поверхностью вниз, а размещение наслоений осуществляют в течение 12 - 14 ч в герметичной камере, образованной одной из стенок произведения, и размещением под ним с зазором компрессора, герметизированным по периметру произведения. Удаление размягченных слоев осуществляют после поворота произведения лицевой поверхностью вверх. Перед удалением размещенных слоев произведения живописи накрывают полиэтиленовой пленкой, смазанной с обращенной к живописи поверхности растительным маслом, например льняным, а по мере удаления размягченных слоев пленку удаляют посредством ватного тампона. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 671 477 A1

6 3

I

А

L

6 ид А

Фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1671477A1

Леликов О.В., Иванов А.В
Разработка методики отслоения записей станковой темперной и монументальной живописи
- Художественное наследие, 1981, № 7, с.153,

SU 1 671 477 A1

Авторы

Филатов Сергей Викторович

Даты

1991-08-23Публикация

1988-09-13Подача