Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для создания машин, передвигающихся внутри трубы и производящих различные операции: центровку труб при сварке, сварку изнутри, очистку, механическую обработку нанесение антикоррозийных покрытий, диагностику внутренней поверхности, транспортировку грузов и т.д. Известна тяговая тележка трубопроводного транспортного средства, содержащая приводные фрикционные ролики, контактирующие с внутренней поверхностью трубопровода, установленные на кронштейнах корпуса и соединенные посредством механической передачи с их приводом вращения 1. Недостатком этой тележки является конструктивная сложность, связанная с наличием механических передач к каждому из фрикционных роликов и, вследствие этого, большая металлоемкость, трудоемкость изготовления и сложность эксплуатации. Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является тяговая тележка трубопроводного транспортного средства, содержащая приводной вал на котором шарнирно установлены под углом к его оси фрикционные ролики, контактирующие с внутренней поверхностью трубопровода, причем приводной вал расположен -осесимметрично трубопроводу, а фрикционные ролики установлены в подпружиненных радиальных направляющих 2. Недостатки движителя вытекают из осесимметричного расположения приводного вала, поскольку в этом случае диаметр фрикционных роликов должен быть меньщим половины диаметра трубопровода, что в свою очередь, приводит при заданной скорости поступательного движения и увеличению числа оборотов роликов, их быстрому износу, а следовательно и к низкой надежности всего аппарата. Цель изобретения - повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что в тяговой тележке трубопроводного транспортного средства, содержащей приводной вал, на котором щарнирно установлены под углом к его оси фрикционные ролики, контактирующие с внутренней поверхностью трубопровода, приводной вал установлен эксцентрично оси тележки, соединен с приводом посредством гибкого элемента и снабжен двумя дебалансами, один из которых расположен спереди, а друюй - сзади фрикционных роликов. Угол между радиальной плоскостью вала, проходящей через центры тяжести дебалансов, и его диаметральной плоскостью, проходящей через точки контакта роликов с трубопроводом, не равен нуЛю и 180°. На фиг. 1 изображена предлагаемая тяговая тележка; на фиг. 2 - вид А н фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1. Движитель тяговой тележки трубопроводного транспортного средства состоит из приводного вала 1, на котором последовательно и под некоторым углом к оси тележки установлены фрикционные ролики 2, снабженные подшипниками 3 и ободами 4. На приводном валу 1 укреплены дебалансы 5 таким образом, что один из них помещен спереди, а другой - сзади роликов 2, а центры тяжести дебалансов 5 лежат в одной радиальной плоскости П, расположенной под углом к диаметральной плоскости Flj, проходящей через точки контакта О роликов 2 с трубопроводом, причем этот угол больше нуля и не равен 180°. Приводной вал 1 расположен эксцентрично оси тележки и соединен со своим приводом вращения (не показан) посредством гибкого элемента 6. Корпус 7 трубопроводной тележки (или корпус приводного двигателя) имеет опорные катки 8, устраняющие реактивный момент привода вращения. Наружный диаметр фрикционных роликов 2 несколько меньше внутреннего диаметра трубопровода и наравне с углом их установки на вале 1 определяется параметрами винтовой линии, по которой задается движение. При включении привода вращения (не показан) вал 1 от гибкого элемента 6 начинает вращаться вместе с дебалансами 5, которые создают неуравновещенную вращающуюся силу, обкатывающую ролики 2 по поверхности трубопровода. В силу наклонного расположения роликов 2 на оси 1 они обкатывают трубопровод по винтовой линии, создавая при этом тяговое усилие, перемещающее корпус 7 трубопроводной тележки на катках 8 вдоль оси трубопровода. При необходимости обратного перемещения привод вращения реверсируют. Применение изобретения позволяет упростить конструкцию, значительно увеличить диаметр фрикционных роликов, а тем самым тяговое усилие снизить их износ, повысить надежность аппарата. Кроме того, увеличение диаметра роликов до величины, соизмеримой с диаметром трубопровода, позволяет применять предлагаемый движитель в трубопроводах малым абсолютным диаметром. Этот движитель можно применять в трубопроводах с внутренним диаметром до 100 мм.
П.
фиг. 2
5-6
фиг.З
1. ТЯГОВАЯ ТЕЛЕЖКА ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая приводной вал, на ко««« aSir i йгв тором шарнирно установлены под углом к его оси фрикционные ролики, контактирующие с внутренней поверхностью трубопровода, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее; надежности, приводной вал установлен эксцентрично оси тележки, соединен с приводом посредством гибкого элемента и снабжен двумя дебалансами, один из которых расположен спереди, а другой - сзади фрикционных роликов. 2. Тележка по п. 1, отличающаяся тем, что угол между радиальной плоскостью вала, проходящей через центры тяжести дебалансов, и его диаметральной плоскостью, проходящей через точки контакта роликов с трубопроводом, не равен нулю и 180°. (Л со со СХ) со
I | |||
Внутренний самоходный центратор | 1976 |
|
SU590115A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Самоходное шасси для передвижения внутри трубы | 1972 |
|
SU481748A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1983-09-07—Публикация
1979-11-21—Подача