1
м м
со Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству и ремонту электрических машин, и может быть использовано, в частност при изготовлении и ремонте турбогенераторов . Известен пазовый клин электрической машины, выполненный в виде сплошного стержня по форме-посадочного места в сопрягаемой детали l Однако такой клин запрессовывают с применением ручного труда, а при эксплуатации машины вибрации и циклические деформации приводят к снижению давления клина на стенки паза и к выпадению его. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является пазовый клин, выполненный из пласти чески деформируемого материала в виде полого стержня, закрытого по торцам, Внутреняя Полость стержня заполнена отвердителем, создающим давление на стенки клина и его деформацию. Клин после помещения в паз запол няют жидким отвердителем под высоКИМ давлением и герметизируют внутреннюю полость. Затраты ручного труда при этом сводятся к минимуму Однако реально применимые отвердители в виде пластмасс или смол дают усадку в процессе эксплуатации что пр 1водит к снижению давления клина на стенки паза. Кроме того, выпрессовка такого клина сопряжена с большими затратам времени и ручного труда. Целью изобретения является повышение надежности и сокращение трудоемкости изготовления. Поставленная цель достигается тем, что в пазовом клине электричес кой машины, содержащем выполненный из пластически деформируемого материала стержень, герметично закрытый по торцам, внутренняя полость, которого содержит запйлнитель, последни выполнен из гидридообразующего мате риала. После изготовления клин гидрирую т.е. подают в его внутреннюю полост водород под давлением. При этом гид ридообразующий материал поглощает водород. В частности, 1 кг LaNi, занимающий объем 0,3 л, поглощает 128 л водорода. После насыщения водородом внутреннюю полость клина герметизируют, устанавливают клин в паз машины, а затем нагревают его. При нагреве водород выделяется и создает давление на стенки клина, деформирует его, благодаря чему кли закрепляется в пазу. Так как во. время работы машины ее детали нагре ты, то давление это существует при машины, но после ее остановк иостывания оно исчезает. Вследстви этого клин при необходимости легко извлекается из паза. На фиг. 1 показан,клин, продольный разрез,- на фиг. 2 - отверстие в клине для подвода водорода; на фиг. 3 - установка клина в пазу сердечника; на фиг. 4 - зависимость давления выделяемого водорода от температуры. Клин состоит из полого стержня 1 заполненного гидридообразующим материалом 2, заглушек 3 и 4, в одной на которых в резьбовом отверстии установлен болт 5 с уплотнением б из эластичного материала. Толщину стенок стержня 1 определяют из условия прочности на растяжение по известны формулам сопротивления материалов и условия минимально допускаемой жесткости. Материал клиньев может быть алюминий, фторопласт. В процессе изготовления пазового клина после заполнения внутренней полости порошком гидрообразующего материала taNi через отверстие под за-глушку 7 (фиг. 2) подают водород и производят гидрирование. Для осуществления процесса гидрирования материала 1,а Ni водород подают под давлением 30 атм при комнатной температуре и выдерживают до 10 мин, после чего отверстие герметично закрывают болтом 5 с уплотнением 6. При осуществлении крепления все клинья устанавливаются по свободной посадке в Пазах 8 сердечника 9 (фиг. 3) и нагревают вместе с сердечником. Например катушкой 10 индуктивности, до , при этом согласно зависимости, показанной на фиг. 4, происходит дегидрирование, т.е. порошок LaNi5 выделяет водород под давлением 50 атм, за счет чего клин увеличивается в объеме .и создает усилие, удерживающее его в пазу.. Технико-экономический эффект от внедрения изобретения достигается за счет следующих показателей: -сокращение времени крепления клиньев в пазах за счет того, что в изобретении крепление клиньев в пазу сердечника производят за один.прием при одновременном нагреве и креплении всех клиньев, установленных в пазах сердечника; -уменьшения трудозатрат за счет исключения ручного труда при креплении кяина, -повышение надежности за счет возможности компенсации тепломеханических напряжений, возникающих при температурных деформациях обмотки в пазу сердечника и, следовательно, исключения распущения крайних пакетов сердечника статора, за счет уменьшения величины вибрации вследствие увеличения плотности
заклиыовки пазов, а также уменьшения дефектрв изоляции обмотки статора/
- сокращение времени простоя, электрической машины в капитальном
ремонте за счет возможности извлечения клиньев из пазов без приложения, значительных усилий, а также уменьшения их повреждения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины и способ его сборки | 1981 |
|
SU1030914A1 |
Способ закрепления режущего элемента | 1980 |
|
SU1009623A1 |
Электрическая машина | 1982 |
|
SU1089712A1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2015 |
|
RU2579432C1 |
Способ крепления обмотки в пазу электрической машины | 1982 |
|
SU1078539A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2130681C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2013 |
|
RU2523029C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2127016C1 |
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1379873A1 |
Электромашина | 2016 |
|
RU2610449C1 |
ПАЗОВЫЙ КЛИН ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий, выполненный из пластически Д(ефор 1ируёМого материала стержень, герметично закрытый по торцам, внутренняя полость которого содержит заполнитель, о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и сокращения трудоеквкости изготовления, заполнитель выполнен из гидридообразующего материала. . .
Ю
5
«а У М
Авторы
Даты
1983-09-23—Публикация
1982-05-25—Подача