Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей Советский патент 1983 года по МПК B63B9/06 

Описание патента на изобретение SU1049334A1

Изобретение относится к технологии судостроения, в частности к способам контроля пространственнрго положения судовых корпусных конструкций. Известен способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе, судна до базовых плоскостей, по которому строят звено в форме ромба, определяющего длину базиса, и измеряют последнюю 1 . . Недостатком известного способа является значительная трудоемкость измерений. Цель изобретения - сокращение трудоемкости измерений. Указанная цель достигается тем, что согласно способу косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей, по которомустроят звено в форме ромба, определяющего длину базиса и измеряют последнюю, из первой произвольной точки на базовой линии по одну сторону от контрольной точки измеряют теодолитам горизонтальный угол между базовой линией и направлением на конт рольную точку, при этом базовой линией является след пересечения.вертикальной базовой плоскости с горизонтальной базовой плоско.стью, затем из первой произвольной точки по обе стороны от базовой линии в горизонтальной плоскости проецируют равные углы, тангенс которых соответствует разделе.нному на модуль измерения значению тангенса измеренного горизонтального угла, аналогичное построение выполняют из второй произвольной точки на базовой линии по другую сторону от контрольной точки, при этом отмечают точки пересечения сторон построенных углов, расстояние между которыми составляет длину базиса, и определяют расстояние от контрольной точки до вертикальной базовой плоскости, умножая длину базиса на половину значения модуля измерения, выбранного равным целому числу. Кроме того, на второй произвольной точке на базовой линии измеряют теодолитом вертикальный угол между горизонтальной плоскостью и направлением на контрольную точку и определяют расстояние от контрольной точки до горизонтальной базовой плоскости, умножая величину расстояния от контрольной точки до вертикальной базовой плоскости на величину .отношения тангенса измеренного вертикального угла и синусу упомянутого горизонтального угла. На фиг. I схематически показана кормовая оконечность судна, строящегося на ста.пеле, поперечн.ое сечение; tia фиг. 2 - схема линейных и угловых построений на горизонтальной плоскости; на фиг. 3 - аксонометрическое изображение схемы линейных и угловых построений. Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плocкocteй описан на примере про верки полуп1Ироты, высоты и положения по длине- некоторой контрольной точки на наружной обшивке борта судна, строящегося на стапеле. Измерение расстояния от точки до продольной вертикальной базовой плоскости осуществляется следующим образом. Поскольку определение полушироты контрольной точки А на наружной общивке 1 корпуса судна путем непосредственного, измерения расстояния между ее проекцией А на стапельную плиту 2 и диаметральной плоскостью (ДП) судна (или 6aTOKcoivT в пределах стапельной плить;) осуществить невозможно из-за спусковых дорожек 3, загромождения стапеля лесами 4, кильблоками5:, опорами б и другими. Для измерения полушироты точки А используют продольную базовую линию 7, нанесенную за пределами стапеля и представляющую собой след пересечения вертикальной базовой плоскости 8 батокса с горизонтальной поверхностью- 9 околостапельной площадки. Над произвольной точкой В на базовой линии 7 батокса устанавливают теодолит и измё.ряют горизонтальный угол А между базовой линией 7 батокса и направлением на контрольную точку А, находят тангенс угла и делят его величину на некоторое целое число, являющееся модулем m измерения, например m 10. По обе стороны базовой линии 7 из точки В проектируют.теодолитом угол о л vf -Ъ тгГ (В рассматриваемом примере fi ). Аналогичным образом выполняют постро ение, устанавливая теодолит на базовой линии 7 батокса над точкой С, произвольно расположенной В нос от контрольной точки А, т.е. в общем случае Измеряют горизонтальный угол 7 LACF делят iglf на ш 10 и проецируют из точки С по обе стороны базовой линии 7 угол д cJ arcW 3rc-Mt,получая н пересечении с линиями проецирования из точки В углов концевые точки D и Е базиса DE, после чего измеряют рулеткой его длину. Расстояние АК (фиг. I) от контрольной точки А до- вертикальной базовой плоскости 8 определяют, умножая длину базиса DE на полумодуль, т.е. Для измерения расстояния контрольной точки А до горизонтальной базовой (основной) плоскости (т.е. высоты точки А) при установке теодолита над точкой С измеряют вертикальный уголЛ LACA между горизонтальной плоскостью и направлением

на точку А (фиг.З). Высоту h точки А йпределяют по формуле . .

определения положения контрольной точки А по длине, т.е. ее расстояния до плоскости мидель-шпангоута, на горизонтальной поверхности 9 около стапельной площадки наносят поперечную базовую линию 10, являюшуюся следом пересечений вертикальной поперечной плоскости мидельшпангоута с горизонтальной плоскостью 9 и измеряют рулеткой величину отрезка FK на базовой линии 7.

Способ содержит простые, менее трудоемкие по сравнению с известным способом операции и позволяет повысить точность монтажа корпусных секций и формирования корпуса судна на стапеле.

Похожие патенты SU1049334A1

название год авторы номер документа
Оптический способ проверки положенияКОРпуСНыХ КОНСТРуКций и ОбВОдОВ СудНАНА СТАпЕлЕ 1979
  • Майгур Иван Александрович
  • Фалеев Николай Соломонович
  • Жевнер Григорий Петрович
  • Лавриненко Виктор Алексеевич
SU844460A1
Способ проверки положения по высоте элементов конструкции и обводов корпуса судна 1980
  • Гильбург Борис Матвеевич
  • Майгур Иван Александрович
  • Мильто Алексей Алексеевич
  • Фалеев Николай Соломонович
SU965875A1
Способ проверки формы корпусной конструкции по ее диагонали 1983
  • Абросимов Константин Александрович
  • Гильбурт Борис Матвеевич
  • Майгур Иван Александрович
  • Фалеев Николай Соломонович
SU1152866A1
Способ разметки деталей приварного насыщения на поверхности в помещении судна 1990
  • Андреев Алексей Юрьевич
  • Фалеев Николай Соломонович
  • Футерман Леонид Аврамович
SU1795282A1
Способ установки блоков корпуса судна на стапеле 1982
  • Якушев Валентин Александрович
  • Лях Эдуард Иванович
SU1043066A1
Способ установки блока корпусаСудНА HA СТАпЕлЕ (ЕгО ВАРиАНТы) 1979
  • Лях Эдуард Иванович
  • Якушин Геннадий Иванович
  • Комаров Владимир Георгиевич
  • Костин Владимир Михайлович
SU800015A1
Способ разметки теоретических линий набора и контурных линий секций корпуса судна 1983
  • Гильбурт Борис Матвеевич
  • Майгур Иван Александрович
  • Рыбаченко Игорь Владимирович
  • Фалеев Николай Соломонович
  • Нахмурин Геннадий Михайлович
SU1123929A1
Способ проверки положения конструкций корпуса судна 1982
  • Марченко Святослав Иванович
SU1137297A1
Способ установки секции при изготовлении корпуса судна и устройство для его осуществления 1984
  • Лях Эдуард Иванович
  • Абрамов Алексей Иванович
SU1248886A1
Способ определения размеров крупногабаритного объекта 1986
  • Иванов Николай Сафронович
SU1384939A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 049 334 A1

Реферат патента 1983 года Способ косвенного измерения расстояний от контрольной точки на корпусе судна до базовых плоскостей

1. СПОСОБ КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ ОТКОНТРОЛШ НОЙ ТОЧКИ НА КОРПУСЕ СУДНА ДОБАЗОВЫХ ПЛОСКОСТЕЙ, по KOTOpioMys-: строят звеир в форме ромба, определяющей длину базиса, и измepяiot последнюю, ofyi чающийся тей, что, с целью сокрашенйя трудоемкости измерений, из первой произвольной точки на базовой линии по одну сторону от контрольной точки измеряют теодолитом горизонтальный угол между 6af зовой линией и направлением нд KOHtpoJtb-: ; ную точку, при ЭТОМ базовой линией является след пересечения вертикальной базрл вой плоскости с горизонтальной базовой плоскостью, затем из первой произвольной точки по обе стороны от базовой Линии в горизонтальной плоскости проецн руют . Hbie углы, тангенс которых соответствует разделенному на модуль измерения значеиию тангенса измеренного горизонтального угла,аналогичное построение выполняют из второй произвольной точйи на базовой линии по другую сторону от контрольной точки, при этом отмечают точки пересечения сторон построенных углов, расстояние между которымн составляет длнну базиса и. оп-, ределяют расстояние от контрольной точки до вертикальной базовой плоскости, умиожая длину базиса на половину значения модуля измерения, «выбранного равным целому числу. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на второй пронзвольной точке на базовой линии измеряют теодолитом вертикальС ный угол между горизонтальной плоскостью «е и HanpaBJiieHHeM н.а контрольную точку и определяют расстояние от контрольной точки до горизонтальной базовой плоскости, умножая величину расстояния от контрольной точки до вертикальной базовой плоско сти на величину .отношения тангенса изме; ренного вертикального угла к синусу упомя1ч.нутого горизонтального угла. 4 ;о со со 4

Формула изобретения SU 1 049 334 A1

Ф14г2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1049334A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Баканова В
В
Геодезия
М,, «Нед-; ра, 1980
с
Шкив для канатной передачи 1920
  • Ногин В.Ф.
SU109A1

SU 1 049 334 A1

Авторы

Майгур Иван Александрович

Туровский Владимир Николаевич

Фалеев Николай Соломонович

Трищенко Леонид Павлович

Даты

1983-10-23Публикация

1982-05-12Подача