(54) СПОСОБ УСТАНОВКИ БЛОКОВ КОРПУСА СУДНА НА СТАПЕЛЕ (ЕГО ВАРИАНТЫ)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ установки блока корпуса судна на стапеле | 1983 |
|
SU1127796A1 |
Способ установки блоков корпуса судна на стапеле | 1982 |
|
SU1043066A1 |
Способ установки секции при изготовлении корпуса судна и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1248886A1 |
Стенд для контуровки корпусных конструкций | 1983 |
|
SU1100187A1 |
Способ установки секций при изготовлении корпуса судна на стапеле | 1987 |
|
SU1497103A1 |
Устройство для оконтуровки стыкуемых элементов корпуса судна | 1982 |
|
SU1074760A2 |
Способ задания осевых линий судовых валопроводов | 1982 |
|
SU1039795A1 |
СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ, РАЗМЕТКИ И ПРОВЕРКИ КОРПУСА СУДНА | 1992 |
|
RU2094294C1 |
Устройство для оконтуровки стыкуемых элементов корпуса судна | 1981 |
|
SU1002180A2 |
Способ установки секций корпуса судна на стапеле при его постройке | 1973 |
|
SU485903A1 |
1
Изобретение относится к судостроению, а именно к способам установки блоков корпуса судна на стапеле .
Известен способ установки секций и блоков корпуса судна на стапеле при его подстройке, включающий нанесение базовых линий на стапеле, контрольных линий на блоке, подачу блока на стапель,установку его в стапельное положение перемещением до совпадения контрольной линии со световым лучом оптического прибора, направленным над базовой линией стапеля l.
Недостатком этого способа является невысокая точность установки блока в стапельное пcJ;Oжeниe, так как величина отклонения контрольных линий блока от базовых линий стапеля определяется визуально по визирным маркам, установленным на блоке, а восприятие этой информации зависит от индивидуальных психофизических особенностей оператора, управляющего механизмами перемещения блока.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ установки блоков корпуса судна на степеле, включающий нанесение базовых линий на стапеле и контрольных линий на блоке, подачу блока на стапельных тележках, оснащенных гидродомкратами, установку блока в стапельное положение, а также проверку правильности его положения с применением оптического прибора, состоящего из прожектора:, установ0ленного на стапеле, и приемников, связанных с гидродомкратами стапельных тележек 2 .
Недостаток способа заключается в том, что при установке блоков в
5 стапельное положение превьшается поле допуска на установку влока в стапельное положение, например, при .контуровке монтажных кромок блоков в чистый размер, так как точность
0 этого способа зависит от суммарной погрешности точности установки контрольных пленок на блоке, регулировки осветителей и стабильности дифференциальной схеьш фотоэлементов.
Цель изобретения - повышение точности установки блоков корпуса судна в стапельное положение.
Поставленная цель достигается тем, что приемники оптического прибора устанавливают на блоке корпуса
судна, совмещают плоскости равносигнальных зон приемников с диаметральной плоскостью блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигнальной зоны светового потока, излучаемого прожектором, с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию стапеля при поперечном спуске. Имеется также второй вариант способа, при котором плоскости равносигнальных зон приемников совмещают с горизонтальной плоскостью, перпендикулярной диаметральной плоскости блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигнальной зоны светового потока, излучаемого прожектором, с горизонтальной плоскостью.
На фиг. 1 показано устройство для осуществления способа, общий вид на фиг. 2 - вид А на фиг. 1, положение прожектора при установке блока по кренуj на фиг. 3 - вид Б на фиг.1 базовые линии стапеля И палубная контрольная линия блока на фиг. 4 вид В на .фиг. 1, днищевая контрольна линия блока.
Устройство содержит оптический прибор (не обозначен), состоящий из прожектора 1, создающего модулированный световой поток с плоскостью равносигнальной зоны и установленного над точкой пересечения взаимно-перпендикулярных базовых линий 2 и 3 стапеля 4 таким образом, чтобы плоскость его равносигнальной зоны была совмещена с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию 2. Фотоэлектрический приемник 5, предварительно установленный на днищевой контрольной линии б по визирной марке 7 таким образом, чтобы егс оптическая ось.была параллельна днищевой контрольной линии б устанавливаемого блока 8, а плоскость раьиосигнальной зоны была совмещена с диаметральной плоскостью блока 8, имеет возможность воспринимать световой поток прожектора 1 и вырабатывать сигнал рассогласования в случае наклона или поперечного смещения входного зрачка (не обозначен) объектива приемника 5 от равносигнально зоны. Фотоэлектрический приемник 9 предварительно установленный по визирной марке 10 на палубной контрольной линии 11 таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна контрольной линии 12 пересечения диаметральной плоскости блока 8 с плоскостью крайнего шпангоута, а плоскость равносигнальной зоны была совмещена с диаметральной плоскостью блока 8, при повороте прожектора 1 в вертикальное положение имеет возможность вырабатывать сигнал рассогласования при наклоне и смещении приемника 9.из равносигнальной зоны
Сигналы рассогласования приемников 5 и 9 используются для управления гидродомкратами вертикального 13 и горизонтального 14 перемещения блока 8, установленными на стапельных тележках 15.
Способ осуществляется следующим образом.
Брок 8 корпуса судна подается на стапель1№ах тележках 15 на стапель 4 и устанавливается в стапельное положение. Затем производят проверку правильности положения блока 8. Для этого на контрольных линиях б и 11 блока 8 устанавливаются фотоэлектрические приемники 5 и 9 и ориентируются по визирным маркс1м 7 и 10 таким образом, чтобы их оптические оси были параллельны контрольным линиям 6 и 12, а плоскости равносигнальных зон совмещены с диаметральной плоскостью блока 8, после чего визирные марки 7 и 10 убираются. Прожектор 1 устанавливается нйд точкой пересечения базовых линий 2 и 3 стапеля так, чтобы плоскость равносигнальной зоны его светового потока совместилась с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию 2 стапеля 4. Световой поток прожектора 1, воздействуя на приемник 5, вызывает в нем сигнал рассогласования, управляющий гидродомкратами горизонтального 14 перемещения блока 8, в результате чего происходит yciaHOBKa блока 8 по полушироте. Затем прожектор 1 и приемник 5 поворачивают вокруг их продольной оси на 90. Б результате этого плоскости равносигнальных зон приемника 5 и прожектора 1 занимают горизонтальное положение, а сигналы рассогласования, вырабатываемые приемником 5, управляют гидродомкратами 13 вертикального перемещения блока 8. Происходит установка блока 8 по дифференту и высоте.
При наличии у судна конструктивнсго дифферента прожектор 1 поворачивают вокруг горизонтальной оси на угол, соответствующий уклону килевой линии, снятому с плаза.
Установка блока 8 по крену осуществляется при повороте прожектора 1 в вертикальное положение. Плоскость равносигнальной зоны прожектора 1 совмещают с вертикальной плоскостью проходящей через продольную базовую линию 2 стапеля. При этом световой поток прожектора 1 вызывает сигнал рассогласования приемника 9 и гидродомкраты 13 перемещают блок 8 до совмещения равносигнальных зон прожектора 1 и приемника 9, т.е. устанавливают диаметральную плоскость блока 8 в вертикальное положение,
При необходимости установка блока 8 по длине производится перемещением судовозных тележек 15. При этом прожектор 1 и приемник 9 поворачивают вокруг своих вертикальных осей на 90 , т.е. плоскость равносигнальной зоны прохсектора 1 совмещают с вертикальной плоскостью, про ходящей через базовую линию 3, а плоскость равносигнальной зоны приемника 9 совмещают с вертикальной плоскостью, перпендикулярной диамет ральной плоскости блока 8. Предлагаемый способ установки бл ков корпуса судна на стапеле повыша ет точность выполнения этой операци в 2,5-3 раза. Применение предлаг; ем го способа обеспечивает контуровку блоков в чистый размер, уменьшающую трудоемкость стапельных сборочных работ. Автоматизация процесса установки блоков в стапельное положение делает возможным его использование в поточно-позиционных линиях корпусостроительных цехов. Формула изобретения 1. Способ установки блокоа корпуса судна на стапеле, включающий в себя нанесение базовых линий на стапеле и контрольных линий на блоке, подачу блока на стапельных тележках, оснащенных гидродомкратами, установку блока в стапельное положение, а также проверку правильности его положения с применением оптического прибора, состоящего из прожектора, установленного на стапеле, и приемников, связанных с гидродомкратами стапельных тележек, отличающийся тем, что, с целью повышения точности установки блоков, приемники оптического прибора устанавливают на блоке корпуса судна, совмещают плоскости равносигнальных зон приемников с диаметральной плоскостью блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигнальной зоны светового потока, излучаемого прожектором, с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию стапеля при поперечном спуске. 2. Способ установки блока корпуса судна на стапеле, отличающийся тем, что плоскости равносигнальных зон приемников совмещают с горизонтальной плоскостью, перпендикулярной диаметральной плоскости блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигнальной зоны светового потока, излучаемого прожектсэром, с горизонтальной плоскостью. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР №485903, кл. В 63 В 9/00, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР 110916, кл. В 63 В 9/06, 1957 (проотип) .
1 7
Vut. 1
В
12
виде 11 В
(риг.З
вида
(Риг.
Авторы
Даты
1981-01-30—Публикация
1979-04-06—Подача