Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1983 года по МПК F02B37/00 

Описание патента на изобретение SU1052692A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению и, в частности, к устройствам, уменьшающим потери масла и повышающим надежность двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом. Известны турбокомпрессоры для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащие средний корнус, диск и щиток, прикрепленные к корпусу со стороны компрессора и снабженные центральными отверстиями, в которых установлены но меньщей мере два уплотнительных кольца равной ширины и ротор, причем кольцевая полость, ограниченная диском, щитком и ротором, подсоединена к масляному картеру 1. Однако в таких турбокомпрессорах увеличены потери масла из-за того, что оно скапливается в кольцевой щели и проникает в полость компрессора и в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Это приводит к снижению надежности работы двигателя и турбокомпрессора и к увеличению потерь масла. Цель изобретения - повышение надежности работы турбокомпрессора и двигателя в целом и снижение потерь масла. Поставленная цель достигается тем, что в турбокомпрессоре для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащем средний корпус, диск и щиток, прикрепленные к корпусу со стороны компрессора и снабженные центральными отверстиями, в которых установлены по меньшей мере два уплотнительных пружинных кольца одинаковой ширины и ротор, причем кольцевая полость, ограниченная диском, щитком и ротором, подсоединена к масляному картеру, в кольцевой полости в зоне центральных отверстий диска и щитка выполнены по менъшей мере три перемычки, причем диаметр внутренней поверхности перемычек со стороны ротора выполнен равным внутреннему диаметру цен тральных отверстий диска и щитка. Перемычки снабжены кромками, заостренными в направлении, противоположном вращению ротора, причем угол заострения кромок выполнен равным 30-60°, а отношение ширины кольцевой полости между диском и щитком к ширине уплотнительных колец выполнено равным 1,2-5. На фиг. 1 изображен предлагаемый турбокомпрессор, продольный разрез; на фиг. 2 средняя часть диска со щитком в сборе; па фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2. Турбокомпрессор содержит средний корпус 1, диск 2, щиток 3, компрессор 4, ротор 5 и масляный картер 6. Диск 2 и щиток 3 прикреплены к корпусу 1 со стороны компрессора 4 и снабжены центральнЕ ши отверстиями 7 и 8 соответственно. В отверстиях 7 и 8 установлены по меньшей мере два уплотнительных пружинных кольца 9 и 10 и ротор 5. Кольцевая полость 11, ограниченная диском 2, щитком 3 и роторо.м 5, подсоединена через отверстие 12 к картеру 6 турбокомпрессора и через трубопроводы к картеру двигателя (не показаны). Турбокомпрессор снабжен также по меньщей мере тремя перемычками 13, расположенными в кольцевой полости 11 в зоне центральных отверстий 7 и 8 диска 2 и щитка 3 отверстий 7 и 8. Диаметр внутренней поверхности 14 перемычек 13 со стороны ротора 5 выполнен равным внутреннему диаметру центральных отверстий 7 и 8. Конструктивно перемычки могут быть выполнены в виде выступов на торцовых поверхностях диска 2 или щитка 3 или в виде единой отливки с диском 2 и щитком 3. Перемычки 13 снабжены острыми кромками 15, направленными против вращения ротора 5. Угол 16 заострения кромок выполнен равным 30-60°. Отношение щирины 17 проходного сечения кольцевой полости 11 между диском 2 и щитком 3 к щирине уплотнительного кольца 9 и 10 равно 1,2-5. Между ротором 5 и центральными отверстиями 7 и 8 может быть выполнено переходное кольцо 18, в кольцевых выточках которого установлены кольца 9 и 10. Ротор 5 установлен в подщипнике 19, а между диском 2 и компрессором 4 выполнен зазор 20. Турбокомпрессор работает следующим образом. При работе двигателя с турбокомпрессором масло под давлением подается к подшипнику 19, продавливается через зазор между ним и ротором 5 и выходит к уплотнительным кольцам 9 и 10 и в кольцевую полость 11, откуда частично сливается в картер 6 и далее в картер двигателя. Часть масла, прошедщая через уплотнительное кольцо 10 в пространство между ним и кольцом 9, отбрасывается последним назад, а образовавшийся масляный слой снимается при вращении ротора 5 кромками 15 перемычек 13, отбрасывается в полость 11 и по стенкам диска 2 и щитка 3 через отверстие 12 сливается в картер 6. При углах заострения кромок 15 в пределах 30- 60°утечки масла в зазор 20 и в полость компрессора 4 могут быть снижены в 2,5-3 раза по сравнению с применением перемычек переменного сечения. Экспериментально установлено, что при щирине уплотнительного кольца 1,8 мм утечка масла в полость компрессора 4 при изменении щирины 17 проходного сечения кольцевой полости 11 с 1 до 2 мм уменьшается с 32 до 10 г/ч, т.е. в 3,2 раза. Увеличение ширины 17 полости 11 с 2 до 4 мм дает уменьшение утечки на 20%, т.е. эффект снижения утечки масла становится менее ощутимым по мере увеличения щирины полости более 2 мм, хотя и не исчезает совсем.

Отсюда следует, че больше ширина. 17 полости 11, тем меньше утечка. Однако максимальная ширина 17 полости 11 должна быть ограничена по соображениям компоновочного характера. В рамках традиционной компоновки она в данном случае не должна быть более 9 мм, т.е. превышать ширину уплотнительного кольца 9 и 10 более чем в 5 раз. Для турбокомпрессоров иной размерности эти ограничения тоже будут справедливы. Физическая сторона такого соотношения размеров заключается в том, что

с увеличением ширины полости скорость засасываемого в зазор 20 газа падает и становится недостаточной для прососа масла через уплотнительное кольцо 9 в скольконибудь значительном количестве.

Таким образом, применение в турбокомпрессоре указанных перемычек с оптимальными углами заострения и рациональной шириной кольцевой полости позволяет уменьшить потери масла, улучшить смазку и повысить надежность трубокомпрессора и двигателя в целом.

/1-/4

fO

Фаг.З

Похожие патенты SU1052692A1

название год авторы номер документа
ТУРБОКОМПРЕССОР 2003
  • Чепыжов Виктор Александрович
  • Чекашов Александр Анатольевич
  • Гнездилов Сергей Михайлович
RU2290543C2
Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Галиев Рафис Кашфелович
  • Гаффаров Гаптельхак Габдрахманович
  • Гаффаров Айрат Гаптельхакович
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2750220C1
КАРТЕРНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 2003
  • Иванов С.Н.
  • Жуков В.С.
  • Петров В.В.
  • Языков А.Е.
RU2237167C1
СИСТЕМА УПЛОТНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ТУРБОКОМПРЕССОРА 2004
  • Королев Георгий Андреевич
  • Попов Борис Петрович
  • Бондарь Александр Викторович
RU2287722C2
УЗЕЛ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ 2003
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Чой Мун Чанг
RU2247870C1
ТУРБОКОМПРЕССОР 2001
  • Огородников Е.Н.
RU2202052C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Генералов Николай Петрович
RU2463464C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Балабан Юрий Николаевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603375C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 052 692 A1

Реферат патента 1983 года Турбокомпрессор для наддува двигателя внутреннего сгорания

1. ТУРБОКОМПРЕССОР ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий средний корпус, диск и щиток, прикрепленные к корпусу со стороны компрессора и снабженные центральными отверстиями, в которых установлены по меньщей мере два уплотнительных // S // пружинных кольца одинаковой ширины и ротор, причем кольцевая полость, ограниченная диском, щитком и ротором, подсоединена к масляному картеру, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения потерь масла, в кольцевой полости в зоне центральных отверстий диска и щитка выполнены по меньшей мере три перемычки, причем диаметр внутренней поверхности перемычек со стороны ротора выполнен равным внутреннему диаметру центральных отверстий диска и щитка. 2. Турбокомпрессор по п. 1, отличающийся тем, что перемычки снабжены кромками, заостренными в направлении, противоположном вращению ротора, причем угол заострения кромок выполнен равным 30-60°, а ш (Л отношение щирины кольцевой полости между диском и щитком к ширине уплотнительных колец выполнено равным 1,2-5. ел ю 05 (Х to

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1052692A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США № 4196910, кл
ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ЛОКОМОБИЛЬНЫХ КОТЛОВ 1912
  • Котомин С.М.
SU277A1
Способ получения фтористых солей 1914
  • Коробочкин З.Х.
SU1980A1
.

SU 1 052 692 A1

Авторы

Богодяж Иван Петрович

Даты

1983-11-07Публикация

1981-06-24Подача