Изобретение относится к транспор ному машиностроению и может быть использовано преимущественно в коро icax передач мотоциклов легкого и среднего классов. Наиболее близким к изобретению . техническим решением является короб ка передач транспортного средства, содержащая соосные входной и выходной валы, установлэиный параллельно V5M промежуточный вал, четыре зубча тые пары и первую вилку рь5чажного механизма переклточекия перадач l , Недостаток указанной крробки заключается в том, что она имеет всего четыре передачи, всле.цствие чего недостаточно эффективно использу ется скоростная характеристика двигателя и незкономно расходуется топливо. Цель изобретения - повышение эффективности 11о.г::,,::Ования скоростной. характеристики д:зигсг ;:;ля и экономия топлива путем увеличения количества передач, Указанная це.аь достигается тем, что коробка передач транспортного средства, содержащая соосные входно и выходной валы, установленный пара лельно :-1М промежуточный вал, четыре зубчатые гтары и первую вилку рычажного меха.низг-5а переключения передач.снабжен,а пятой зубчатой парой, одна на шестерен которой смонтирована на промежуто riOM валу с возможностью вращений л имеет окна, о. длруга-Я шестерня пятой пары уотановлеп на на ь лицах, которые выполнены на зыходнск- залу с возможностью ее осевого перемещенияJ- при этом другая шестерня пятой зубчатой пары снабжена кулачками, шесггерня четвертой зубчатой паргг, смонтирована на выходном валу с возможностью вращения и выполнена со сквозными OKiiaMH, шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу установлена на шлицах с возможностью ее осевого перемещения, причем шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу снабжена, кулачками и соединена с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу фиксирующим элементом исключающим их осевое перемещение относительно ЯРУЗ. друга, при этом рычажный механизм переключенная передач снабжен второй вилкой, соединенной с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу Благодаря тому, что предлогкенная коробка снабжена пятой зубчатой пае рой, а шестерня четвертой зубчатой пары установлена на выходной валу с возможностью врагдения, при осевом перемещении вправо блока шестерен, установленного на шлицах входного вала, до соединения с упомянутой шес терней четвертой зубчатой пары, шестерни этой пары передают крутяш.ий момент со входного вала на промежуточный и далее шрез шестерни пятой : зубчатой пары на выходной вал, что увеличивает на одну ступень количество передач, передаваемых через промйжуточный вал. Вследствие хого; что шестерня пятой зубчатой пары установлена на выходном валу с возможностью осевого перемещения, а шестерня четвертой зубчатой пары установлена на промежуточном валу также с возможностью осевого перемещения,, крутящий момент передается с промежуточного на.ла на выходной попеременно четвертой или пято.й зубчатыми парами, в результате чего имеет место удБоеНг:е количества передач, обеспечиваемых, первыми тремя зубчатыми парб;;и коробки . Поскольку шестерня четвертей зубчатой пары, установленггая на выход-ном валу с возможностью вращения, имеет сквозные окна для взаимодейс вия с кулачками шестерен соседних зубчатых пар, OLia выполнявj; акже t; функцию соединительного звена г ри соединений напрямую входного и выходного валов. Таким образом. обИее ко.::-чество ступен€;й коробки увё;личивается в два раза. Соединение подвижных в сеевом направлени.и шестерен четвертей и пятой зубчатых пар посредство ; ёик-сирующего элемента, ис1слючающего их осевое лерег- ещение относительно друг друга, позволяе7 осу1цествлять управление этими шестернями пссред ством одно.й дополнительной .р;-;., На фиг. I схематически коробка передач,- общий вид.; на фиг, 2 - кинб;матические схемы вклш1ения передач; на фиг с 3 - график разгогга .мотоциклов до скорости -100 км/ч ( G - криваяг-.времени разгона мотоцикла с описываемой восьмиступенчатой коробкой передач, б кривая времени разгона мотоцикла с четырехступенчатой коробкой передач, В корпусе .1 коробки передач установлены входной вал 2, выходной вал 3 и промежуточнь.й ва.л 4 с размещенными ка них .пятью парами шестерен постоянного зацепления. Шестерня 5 первой зубчатой пары жестко закреплена на входном валу 2j а находящаяся в зацеплении с ней шестерня б свободно посалсена на промежуточном валу 4„ Шестерня 7 второй зубчатой пары к шестерня 8 третьей зубчатой пары выполнены в виде единого блока; установленного на входном валу и снабжем-ного внутренними шлицами для взаимодействия с шлицевым участком 9 входного зала , Шестерня 10, находящаяся в зацеп лении с шестерней 7, имеет шлицевое отверстие длявзаимодействия со шлицевым участком 11 промежуточного вала, а шестерня 12, находящаяся в зацеплении с шестерней 8, имеет шлицевое отверстие для взаимодействия со шпицевым участком 13 промежуточного вала. Шестерня 12 свободно посажена на трубчатую часть шестерни 10 и предохраняется от осево го смещения стопорным кольцом 14. Соединительное кольцо 15, установленное на наружной поверхности шестерни 12, входит в кольцевую проточ ку блока шестерен 7 и 8, в результа те чего все четыре шестерни второй и третьей зубчатых пар образуют каретку подвижных шестерен, перемещае мую вилкой 16. Шестерни 10 и 8 каретки снабжены кулачками для взаимо действия соответственно с окнами шестерни б первой зубчатой пары и окнами шестерни 17 четвертой зубчатой пары, свободно посаженной на выходном валу. Шестерня 18, находящаяся в зацеп лении с шестерней 17, установлена с возможностью осевого перемещения на шлйцевом участке 19 промежуто.ч-ного вала и снабжена кулачками для взаимодействия с окнами шестерни 20 дополнительной (пятой) пары, свобод но установленной на промежуточном валу 4. Шестерня 18 имеет также коль цевой фиксирующий выступ 21., который входит в кольцевую проточку шестерни 22, находящейся в зацеплении с шестерней 20. Шестерня 22 установле на с возможностью осевого перемещени на шлйцевом участке 23 выходного вала 3 и снабжена кулачками для взаи модействия со сквозными окнами шестерни 17. Подвижные шестерни 18- и 2 связанные посредством кольцевого вы ступа 21 друг с другом, перемещаются вилкой 24. Коробка работает следующим образом. При перемещении влево из нейтрал ного положения, показанного на фиг. 1, каретки шестерен второй и третьей зубчатых пар посредством вилки 16, а связанных между собой шестерен 18 и 22 четвертой и пятой зубчатых пар - посредством вилки 24 кулачки шестерни 10 входят в окна шестерни 6, а кулачки шестерни 22 в окна шестерни 17. Крутящий момент передается от вала 2 через шестерни 5 и 6 на вал 4 и далее шестерня. ми 1В и 17 - на выходной вал 3 (фиг. 2, положение 1). При последующем перемещении подвижных шестерен 18 и 22 вправо кулачки шестерни 18 входят в окна шестерни 20, а шестерни 17 и 22 раз единяются друг с другом. Теперь кру тящий момент от вала 4 на вал 3 передается шестернями 20 и 22 {положение П) , При перемещении вправо каретки шестерен до тех пор, пока блок шестерен 7 и В не войдет в зацепление со шлицами 9 вала 2 (причем шестерня 10 еще не выйдет из зацепления со шлицами 11 вала 4) и одновременном перемещении шестерен 18 и 22 влево до соединения кулачков шестерни 22 с окнами шестерни 17, крутящий момент от вала 2 передается через шестерни 7, 10, 18 и 17 на вал 3 (положение Ш) . ПЕЙ последующем перемещении подвижных шестерен 18 и 22 вправо крутящий момент передается от вала 2 на вал 3 шестернями 7, 10, 20, 22 (положение 1У) , При дальнейшем перемещении каретки шестерен вправо до j.Tex пор, пока шестерня 12-войдет в зацепление с короткими шлицами 13 вала 4, а шестерня 10 не выйдет из зацепления со шлицами 11 вала 4 и при одновременном перемещении шестерен 18 и 22 влево, крутящий момент передается с вала 2 на вал 3 шестернями 8, 12, 18 и 17 (положениеУ). При последующем перемещении шестерен 18 и 22 вправо кулачки шестерни 18 снова входят в окна шестерни 20-, шестерни 17 и 22 разъединяются и крутящий момент передается через шестерни 8, 12, 20 и 22 (положение У1) . При дальнейшем перемещении каретки шестерен вправо до соединения кулачков шестерни 8 с окнами шестерни 17 (шестерня 12 при этом выходит из зацепления со шлицами 13 вала 4) крутящий момент передается от вала 2 через шестерни 17, 18, 20 и 22 на вал 3 (положение УП). При последующем перемещении шестерен 18 и 22 влево кулачки шестерни 22 входят в сквозные окна шестерни 17 с правой стороны, а шестерни 18 и 20 разъединяются, в результате чего входной вал 2 и выходной вал 3 оказываются замкнутыми напрямую через тело f шестерни 17 {положение УШ). Как показано на графике (фиг. 3), время разгона мотоцикла с предложенной восьмиступенчатой коробкой передач до скорости 100 км/ч на 6 с мень-, ше, чем время разгона спортивного мотоцикла ММВЗ-3.214 с четырехступенчатой коробкой передач. Кроме того, наличие в описываемой коробке передач восьми ступеней позволяет при движении мотоцикла в различных, дорожных условиях поддерживать обороты двигателя на уровне, обеспечивающем минимальный удельный расход топлива, в результате чего достигается снижение эксплуатационного расхода топлива приблизительно на 12%. Прт этом описываемая коробка передач остается (благодаря наличию всего двух вилок
переключения) простой в управления и компактной в направлении, перпендикулярном осям ее валов.
.
Cf(opoc/r b
/
/2
V
e Г2 rff lo г4
a I
7
4f e/fjf /Jffjeo Of с фиг. tf
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1411168A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2011556C1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1156933A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1177179A1 |
Бесступенчатая коробка передач | 1986 |
|
SU1369928A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1720902A1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1260605A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2019441C1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА | 2015 |
|
RU2580596C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТ НОГО СРЕДСТВА, содержащая соосные входной и выходной валы, установле ный параллельно им промежуточный вал, четыре зубчатые пары и первую вилку рычажного механизма переключ ния передач, отличающаяс тем, что, с целью повышения эффективности использования скоростной характеристики двигателя и экономи топлива путем увеличения количеств передач, она снабжена пятой зубчатой парой, одна из шестерен которо ff 7/ 7/7 смонтирована на промежуточном валу с возможностью вращения и имеет окна, а другая шестерня пятой зубчатой пары установлена на шлицах, которые выполнены на выходном валу с возможностью ее осевого перемещения, при этом другая шестерня пятой зубчатой пары снабжена кулачками, шестерня четвертой зубчатой пары смонтирована на ВЫХОДНОМ валу с возможностью вращения и выполнена со сквозными окнами, шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу установлена на шлицах с возможностью ее осевого перемещения, причем шестерня четвертой зубчатой пары на промежуточном валу снабжена кулачками и соединена с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу фиксирующим элементом, исключающим их осевое перемещение относительно друг друга, при этом рычажный механизм переключения передач снабжен второй вилкой, соединенной с шестерней пятой зубчатой пары на выходном валу. W 2f
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Иваноцкий С.Ю | |||
и др | |||
Мотоцикл | |||
М., Машиностроени.е- , 1971, с | |||
Способ изготовления фасонных резцов для зуборезных фрез | 1921 |
|
SU318A1 |
Кран машиниста для автоматических тормозов с сжатым воздухом | 1921 |
|
SU194A1 |
Авторы
Даты
1983-12-07—Публикация
1982-04-05—Подача