Изобретение относится к машинострое нию, а именно к разъемным соединениям деталей, сопряженных по цилиндрическим поверхностям и зафиксированных от взаимного перемещения вдоль их продольной оси, а также от пррворота, и может быть использовано в конструкциях подшипников скольжения, в узлах шарнирного соединения шатуна с ползуном кузнечно-прессовых машин и т.п. Известно разъемное соединение деталей, сопряженных по цилиндрическим поверхностям, содержащее фиксирующий элемент в виде кольцевого стопора, установленного в канале, образованном концентричным относительно продольной оси деталей проточками, выполненными на каждой из цилиндрических поверхностей 1. Недостаток соединения заключается в том, что его конструкция не обеспечивает фиксацию деталей от проворота при приложении к одной из них крутящего момента, что обусловлено установкой кольцевого стопора в канале, образованном концентричными относительно продольной оси деталей проточками.
Наиболее близким к изобретению является разъемное соединение охватываемой и охватывающей деталей, сопряженных по цилиндрическим поверхностям, содержащее упругий фиксирующий элемейт, установленный в канале, образованном проточками, выполненными на сопряженных поверхностях деталей 2.
Недостатком известного соединения является невысокая нагрузочная способность при передаче крутящего момента, поскольку фиксация деталей от проворота при, помощи многоугольной незамкнутой пружины осуществляется по ее непо41Ной посадочной поверхности. Кроме того, пружинение упругого фиксирующего элемента при передаче ударных нагрузок, например, при использовании соединения в кузнечно-прессовых машинах в значительной мере снижает долговечность соединения. Все это в целом сужает область применения известного соединения.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и долговечности соединения.
Поставленная цель достигается тем, что. в разъемном соединении охватываемой и охватывающей деталей, сопряженных по цилиндрическим поверхностям, содержащем упругий фиксирующий элемент, устайовленный в канале, образованном проточками, выполненными на сопряженных поверхностях деталей, проточки выполнены эксцентрично сопряженным поверхностям последних с эксцентриситетом, равным толщине упругого фиксирующего элемента.
На фиг. 1 изображено разъемное соединение деталей, общий вид с частичным вырьшом; на фиг. 2 - сечение А-А На фиг. 1; на фиг. 3 - сечеНие Б-Б на фиг. 1; На фиг. 4 - вариант выполнения соединения
ватываемои детали, имеет в плоскости, перпендикулярной к продольной оси соединения, проходящей через точку О, являющуюся центром, вокруг которого описаны сопряженные цилиндрические поверхности 4 и 5, серповидную форму, а другая проточка выполнена на цилиндрической поверхности охватывающей детали прерывистой, состоящей из двух сопряженных с этой поверхностью и симметрия0 но расположенных относительно оси 8, проходящей через точку О, участков 9 и 10, имеющих клиновидную форму.
Для облегчения извлечения упругого фиксирующего элемента из канала, по крайней мере. На одном из его концов выполнено резьбовое отверстие 11.
Сборка соединения осуществляется следующим образом.
Пята 2 устанавливается в ползун 3 до совмещения их торцов, при этом происходит 0 совмещение серповидной проточки 7 с клиновидными участками 9 и 10 прерывистой проточки и образование сквозного кругового канала.
В образовавщийся канал вводят с необходимым натягом упругий фиксирующий 5 элемент, который принимает кольцеобразную форму и надежно фиксирует пяту от осевого смещения и от проворота относительно ползуна вследствие его эксцентричного расположения относительно сопряженных цилиндрических поверхностей.
Незаполненная часть канала по торцам упругого фиксирующего элемента может быть залита клеем или затвердевающим пластиком для гарантии стопорения элемента в процессе восприятия пиковых ударных 5 нагрузок.
Для разборки пяты и ползуна необходимо очистить канал и резьбовое отверстие от клея или пластика (в случае применения последних), извлечь из канала фиксируюс фиксирующим элементом, имеющим круглое поперечное сечение; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 4. Разъемное соединение деталей содержит охватываемую 1, например пяту 2 головки шатуна, и охватывающую 3, например ползун пресса детали, сопряженные своими цилиндрическими поверхностями 4 и 5, а также упругий фиксирующий элемент 6, выполненный в виде стержня из пружинной закаленной стали, имеющего прямугольное или круглое поперечное сечение. Фиксирующий элемент размещен в канале образованном проточками 7, которые выполнены эксцентрично сопряженным поверхностям деталей с эксцентриситетом t равным толщине h упругого фиксирующего элемента, при этом радиус проточки на охватывае юй детали равен радиусу ее наружной поверхности, а радиус проточки охватывающей детали превыщает радиус ее внутренней поверхности на толщину упругого фиксирующего элемента. Одна из проточек, выполненная на охщий элемент и разъединить ползун с пятой путем выдвижения пяты из охватывающей ее на угол более 180° цилиндрической поверхности ползуна.
Изобретение обеспечивает повышение нагрузочной способности соединения при воздействии на него значительных крутящих моментов, особенно в условиях ударно-вибрационных нагрузок, а также увеличение его долговечности, что обеспечивается за счет использования для стопорения деталей больщей части поверхности упругого фиксирующего элемента, при этом исключается пружийение упругого фиксирующего элемента при нагрузках и ударах, величины которых лимитируются всей поверхностью смятия элемента и проточек.
По сравнению с базовым объектом - разъемным соединением пяты головки щатуf(-A
на с ползуном, использующимся в прессножницах комбинированных для иста 25 мм модели НБ 5224, в котором для фиксации пяты от осевого смещения и поворота относительно ползуна использованы привертные пластины, установленные с обеих торцов пяты и утопленные в тело ползуна, изобретение обеспечивает снижение трудоемкости изготовления устройства за счет исЮ1ючения операций фрезеровки лыски с двух торцов пяты, двух закрытых пазов на ползуне под привертные пластины, а также операций по выполнению резьбовых отверстий под крепеж привертных пластин. Кроме того, исключение из конструкции соединения посадочных поверхностей под-привертные пластины, в условиях ударных нагрузок, значительно увеличивает долговечность соединения.
б- б
фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКСЦЕНТРИКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1992 |
|
RU2062911C1 |
Регулируемое соединение охватываемой детали с охватывающей Иванова Ю.В. | 1991 |
|
SU1761988A1 |
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1991 |
|
RU2007636C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2001 |
|
RU2219389C2 |
Устройство для соединения вала с охватывающей его деталью | 1980 |
|
SU1049692A1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2010 |
|
RU2418998C1 |
Быстроразъемное соединение | 1989 |
|
SU1670200A1 |
ЭКСЦЕНТРИКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ КАШИГИНА | 2015 |
|
RU2596508C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ТРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2006 |
|
RU2386046C2 |
ЭКСЦЕНТРИКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2004 |
|
RU2276291C1 |
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОХВАТЫВАЕМОЙ И ОХВАТЫВАЮЩЕЙ ДЕТАЛЕЙ, сопряженных по цилиндрическим поверхностям, содержащее упругий фиксирующий элемент, установленный в канале, образованном проточками, выполненными на сопряженных поверхностях деталей, отличающееся тем, что, с цвелью повыщения нагрузочной способности и долговечности, проточки на деталях выполнены эксцентрично сопряженным поверхностям последних с эксцентриситетом, равным толщине упругого фиксирующего элемента.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Орлов П | |||
И | |||
Основы конструирования | |||
М., «Машиностроение, 1977, кн | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
УСТРОЙСТВО для КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛИ | 0 |
|
SU319762A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1983-12-07—Публикация
1981-12-23—Подача