Устройство диагностирования задира пары поршень-втулка цилиндра двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1984 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU1071935A1

Изобретение относится к контролю и диагностированию технического состояния машин, в частности к безразборному диагностированию пары поршень - втулка двигателя внутреннего сгорания /две)в процессе испытаний и в эксплуатационных условиях.

Известны устройства диагностирования задира пары поршень - втулка цилиндра двигателя внутреннего сгорания по параметрам вибрации, содержащее по меньшей мере один измерительный преобразователь, KONMyTaTop согласующее устройство, полосовой фильтр, блок преобразования и блок индикации и сигнализации, связанные между собой последовательно.

Раб.ота такого устройства заключается в том,что сигнал с вибродатчика, установленного на втулке цилиндра с помощью согласующего устройств подают на вход временного селектора и определяют информативную характеристику вибросигнала - амплитуду импульса во временном окне вблизи верхней мертвой точки (ВМТ)поршня, увеличение которой выше порогового значения свидетельствует о наличии задира, соответствующего предаварийному состоянию две 1 .

Однако результат диагностирования таким устройством недостаточно .достоверен из-за возможности ложного срабатывания устройства диагностирования при появлении случайных флуктуации амплит ды селектирован.него вибросигнала. Превышение установленного порогового значения амплитуды импульса может быть обусловлено множеством причин, в том числе нестабильностью нагрузочного и скоростного режимов двигателя, изменением регулировки угла впрыска топлива, износом поршневых колец и т.п.

Целью изобретения является повышение точности и достоверности диагноза на ранней стадии путем определения эксцесса плотности распределения вероятностей мгновенных значений вибросигналов в окрестности собственной частоты пары поршень втулка цилиндра.

Указанная цель достигается тегл, что в устройстве для диагностирования задира пары поршень - втулка цилиндра двигателя внутреннего сгорания по параметрам вибрации, содержащег- по меньшей мере один измерительный преобразователь, коммутатор согласующее устройство, полосовой фильтр, блок преобразования и блок индикации и сигнализации, связанные собой последовательно, блок преобразования выполнен в виде первго, второго и третьего квадраторов, первого и вторрго фильтров нижних частот, длительного устройства и

устройства сравнения, приче1м первый квадратор подключен к делительному устройству через цепь, содержащую второй квадратор и второй фильтр, соединенные последовательно, и через цепь, параллельную указанной цепи и содержащую первый фильтр и третий квадратор, соединенные последовательно, а делительное устройство соединено с устройством сравнения.

На чертеже приведена блок-схема

устройства диагностирования.

Устройство диагностирования задира пары поршень - втулка содержит измерительные преобразователи (акселерометры) 1, устанавливаемые на втулках цилиндров, в которых диагностируется задир, коммутатор 2, согласующее устройство 3, полосовой фильтр 4, первый квадратор 5, связанные последовательно, второй и третий квадраторы б и 7, первый и второй фильтры 8 и 9 нижних частот, делит тельное устройство 10, компаратор 11 (устройство сравнения) с набором

пороговых устройств и блок сигнализации и индикации, содержащий индикатор 12 и сигнализатор 13. Первый квадратор 5 связан с делительным устройством 10 через две параллельные цепи, одна из которых содержит послсэдовательно соединенные второй квадратор б и второй фильтр 9 нижних частот, а другая - последовательно соединенные первый фильтр нижних

частот и третий- квадратор. /Делительное устройство 10 через компаратор 11 связано с блоком индикации и сигнализации, например, параллельноо с индикатором 12 и сигнализатором 13. Предложенное устройство реализует

способ диагностирования задира пары f втулка - поршень ДВС, согласно котоpojiy в качестве информативной помехоустойчивой характеристики вибросигнсша, свидетельствующей о наличии

задира уже на ранней стадии,, используют статистически осредненную вероятностную характеристику - коэффициент эксцесса плотности распределения вероятностей мгновенных значен рй вибросигнала с датчика, установленного на втулке цилиндра в полосе частот в окрестности собственной частоты пары поршень - втулка циливдра.

Физический процесс образования

задира цилиндра ДВС сопровождается увеличением фактора нерегулярности вибропроцесса, сопровождающего функционирование двигателя: наблюдается рост амплитуд случайных выбросов вибропроцесса и рост их количества в единицу времени Т, превышающих по амплитуде некоторое пороговое значение. Это приводит к изменению

кривой плотности вероятностей мгновенных значений вибропроцесса в интервале времени Т, оцениваемой количественно с помощью коэффициента эксцесса;

.. МА Сх)

- 3,

Зл

где М(х) - четвертого порядка вибропроцесса, Sx - среднеквадратичное

значение вибропроцесса.

Для каждого конкретного типа двигателя необходимо определить пороговое значение коэффициента эксцесса, превышение которого говорит о степени развития задара. Для исключения помех от других узлов механизма вибродатчики помещают непосредственно на втулке каждого цилиндра. Для повышения чувствительности метода измерение вероятностных характеристик производят в частном диапазоне в окрестности собственной частоты пары втулка цилиндра - поршень, которая для различных конструкций ДВС находится на частотных пределах от 500 до 2000 Гц.

С помощью предложенного устройства задир диагностируют -следующим образом.

Сигнал с акселерометра 1 через koMMi TaTop 2, согласующее устройство 3 и полосовой фильтр 4, настроенный на резонансную частоту диаг- , ностируемого узла, подают на вход первого квадратора 5, с выхода которого един сигнал направляют на вход второго квадратора б и усредняющее устройство (фильтр нижних частот) 9, с выхода которого получают величину, пропорциональную моменту четвертого порядка М,(х в интервале времени Т. Второй сигнал с выхода первого квадратора 5 направляют на вход второго усредняющего устройства 8, с выхода которого сигнал направляют на вход третьего квадратора 7, выходным параметрс 1 которого является величина.

пропорциональная квадрату дисперсии сигнала D G при том же времени усреднения Т.

Величину, пропорциональную Е, -«-3, получают на выходе делительного 5 устройства 10, откуда сигнал поступает на вход компаратора 11, содержащего набор пороговых устройств, настроенных на пороговые значения Ejfc +3, соответствующие нескольким

0 градациям развития задира, в том числе аварийному состоянию двигателя. С выхода компаратора 11 сигнал поступает на вход индикатора 12, регистрирующего появление задира,

5 если сигнал на выходе делителя 10 превышает одно из пороговых значений, и в устройство 13 сигнализаций, срабатывающее при подходе к аварийному- состоянию. Время усреднения Т устанавливают равным 50-100 периодам кинематического цикла цилиндропоршневой группы для исключения появления сигнала ложной тревоги. Градуировка диагностического

5 устройства осуществляется на этапе моделирования дефекта путем установки соответствующих пороговых значений коэффициента эксцэсса Е. Экспериментально «олученные пороговые значения Ej, для зйдира, соответствующего предаварийному состоянию, в 3-4 раза превы1иают значения эксцесса, обусловленные случайными флуктуациями вибросигнала вследствие нестабильности режима и износа поршневых колец.

Достигаемое при использовании изобретения повышение достоверности диагностирования развившегося задира зеркала цилиндра и обеспечение возможности обнаружения его ранней стадии позволяет более эффективно выявлять опасный, быстро развивающийся дефект, приводящий к аварии ДВС, как на стадии испытаний двига теля при его производстве, так и в процессе эксплуатации.

Похожие патенты SU1071935A1

название год авторы номер документа
Устройство для диагностирования цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Самойлов Сергей Николаевич
  • Истомин Павел Александрович
  • Кийко Александр Васильевич
  • Станиславский Леопольд Викторович
  • Игнатов Олег Романович
  • Лобастов Виталий Матвеевич
SU1777021A1
Способ диагностирования цилиндропоршневой группы газомотокомпрессора 1990
  • Бойко Михаил Васильевич
  • Делюсто Сергей Львович
  • Козак Роман Васильевич
  • Сапрыкин Сергей Алексеевич
SU1741007A1
Устройство для диагностики форсунок дизеля 1990
  • Федорович Владимир Иванович
  • Горелов Владимир Николаевич
  • Загородских Борис Павлович
  • Новофастовский Дмитрий Вениаминович
SU1726838A1
Устройство для диагностирования двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Метс Тынис Леонхардович
SU1283583A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
Устройство для автоматической диагностики технического состояния гидромашины 1990
  • Савченко Евгений Николаевич
  • Кравчук Владимир Александрович
  • Нагорный Вячеслав Михайлович
SU1763717A1
Устройство для измерения интенсивности узкополосного вибрационного процесса 1989
  • Костин Владимир Ильич
  • Тырсин Александр Николаевич
SU1677551A1
Устройство для виброакустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Горюнов Евгений Васильевич
  • Гвоздев Михаил Олегович
SU1702217A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Вол В.А.
  • Алешин В.И.
RU2075741C1
Способ диагностики технического состояния трансмиссий горных машин с приводным двигателем 1985
  • Альшан Александр Абрамович
  • Резников Владимир Александрович
  • Силаев Виктор Иванович
SU1271970A1

Реферат патента 1984 года Устройство диагностирования задира пары поршень-втулка цилиндра двигателя внутреннего сгорания

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЗАДИРА ПАРЫ ПОРИЕНЬ - ВТУЛКА ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПО параметрам вибрации, содерЖсццее по меньшей мере одинизмерительный преобразователь, коммутатор, согласующее устройство, полосовой фильтр, блок преобразования и блок индикации и сигнализации, связанные между собой последовательно, отличающееся тег.1, что, с целью повышения точности и достоверности диагноза на ранней стадии, блок преобразования выполнен в виде первого, второго и третьего квадраторов, первого и второго фильтров нижних частот, делительного устройства и устройства сравнения, причем первый квадратор подключен к делительному устройству через цепь, содержащую второй квадратор и второй фильтр, соединенные последовательно, и через цепь,, параллельную указан(Л ной цепи и содергхащую первый фильтр и третий квадратор, соединенные последовательно, а делительное устройство соединено с устройством сравнения .

SU 1 071 935 A1

Авторы

Балицкий Феликс Янович

Генкин Михаил Дмитриевич

Гольмшток Александр Дмитриевич

Иванова Марина Анатольевна

Капитанский Виль Моисеевич

Макаренков Александр Иванович

Мигун Юрий Георгиевич

Петров Юрий Владимирович

Соколова Ася Григорьевна

Даты

1984-02-07Публикация

1982-06-11Подача