Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам для разгона быстровращающихся частей, обладающих большим моментом инерции, например центробежным сепараторам, центрифугам, и может быть использовано в пищевой, химической, легкой и нефтеперерабатывающей отраслях промыщленности. По основному авт. св. № 992100 известен привод к центробежной мащине, преимущественно сепаратору, содержащий электродвигатель, ведущий и ведомый валы и центробежную фрикционную муфту, включающую полумуфту, установленную на валу электродвигателя и представляющую собой диск с пальцами, колодки, каждая из которых имеет отверстие для пальца и фрикционную накладку, закрепленную на ее наружной поверхности, и установленную на ведущем валу сепаратора ведомую полумуфту. Ведущая полумуфта снабжена дополнительным диском с пальцами, при этом диски установлены на ведущем валу с возможностью осевого перемещения, а в каждой колодке выполнено отверстие для пальца дополнительного диска. Плавный разгон ротора сепаратора до рабочей частоты вращения осуществляется таким образом, что при заданном направлении вращения колодки с фрикционными накладками оказываются позади пальцев ведущей полумуфты, а в рабочем режиме - впереди пальцев ведущей полумуфты. При этом переключение муфты производится вручную Г. Недостатком известной конструкции привода является наличие ручного переключения рукоятки, что затрудняет переключение муфты в момент завершения разгона сепаратора. Если, например, муфта переключается до момента достижения полного разгона, в этом случае узлы и детали привода испытывают значительные нагрузки, что ведет к снижению его надежности и долговечности. Цель изобретения - повыщение надежности привода в работе. Поставленная цель достигается тем, что привод к центробежной машине снабжен переключающим устройством, состоящим из системы рычагов, щарнирно укрепленных на дисках ведущей полумуфты и ведущем валу привода, и рычагов, щарнирно укрепленных на ведомой полумуфте, причем каждый из последних на одном из концов снабжен грузом, а на другом - роликом, взаимодействующим с одним из дисков ведущей полумуфты, при этом между ведущей и ведомой полумуфтами установлен упругий элемент. На фиг. 1 изображен предлагаемый привод, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - относительное расположение колодки ведущей полумуфты и ведущего пальца в период разгона; на фиг. 4то же, в рабочем режиме. Привод включает полый ведущий вал 1 с укрепленными на нем щкивом 2 и ведомой полумуфтой 3, выполненной и виде бандажа, электродвигатель 4, ведомый вал 5, на котором смонтированы ротор 6 и шкив 7, и ведущую полумуфту. Ведущий и ведомый валы соединены посредством поликлинового ремня 8. Ведущая полумуфта состоит из двух дисков 9 и 10 с ведущими пальцами 11 и 12, колодок 13 с фрикционными накладками 14 и пружины 15. Диски 9 а 10 соединены между собой посредством счстемы рычагов 16, смонтированных на оси 17, жестко закрепленной в валу 18. На ведомой полумуфте 3 с помощью шарниров 19 закреплены рычаги 20, причем каждый из последних на одном конце снабжен грузом 21, закрепленным с возможностью перемещения, а на другом - роликом 22, взаимодействующим с одним из дисков ведущей полумуфты. Вал 18 установлен в полом валу 1 при помощи подшипников и жестко связан с валом 23 электродвигателя 4 посредством муфты 24. Привод работает следующим образом. Перед включением электродвигателя пружина 15 отжимает диск 9 ведущей полумуфты в крайнее нижнее положение, сводя при этом грузы 21 к центру. Пальцы 11 выведены из контакта с колодками 13. Диск 10 ведущей полумуфты при этом посредством рычагов 20 перемещается в крайнее верхнее положение, обеспечивая контакт пальцев 12 с колодками 13. В результате этого при выбранном направлении вращения фрикционные колодки оказываются расположенными впереди ведущих пальцев 12. Таким образом, при включении электродвигателя колодки 13 под действием центробежных сил прижимаются к внутренней поверхности ведомой полумуфты 3 и за счет сил трения постепенно разгоняют вал 1, а следовательно, и ротор 6 до рабочих частот вращения. Поскольку момент центробежных сил и момент сил трения относительно оси О ведущего пальца 12 имеют различные знаки (фиг. 3), пусковая характеристика привода при разгоне носит плавный характер. Бла-. годаря этому осуществляется медленный разгон вращающихся частей до рабочих частот вращения. Одновременно с увеличением частоты вращения ведомой полумуфты 3 грузы 21 под действием центробежных сил расходятся от оси вращения полого ведущего вала. Ролики 22 вступают в контакт с диском 9 ведущей полумуфты, перемещая его вверх и преодолевая сопротивление пружины 15. При этом диск 10 ведущей полумуфты посредством рычагов 16 перемещается вниз.
Таким образом, при достижении ведомой полумуфтой 3 рабочей частоты вращения диск 9 ведущей полумуфты занимает крайнее верхнее положение. В результате ведущие пальцы 11 вступают в контакт с колодками 13, и, таким образом, последние оказываются впереди ведущих пальцев 11. В этом случае момент, передаваемый приводом, имеет значительно большую величину, так как тянущее усилие (фиг. 4) прижимает колодку 13 с фрикционной накладкой 14 к рабочей поверхности бандажа ведомой полумуфты 3, увеличивая тем самым силу трения. Кроме того, момент ил трения и момент центробежных сил относительно оси о пальца 11 в этом случае складываются, что также ведет к увеличению силы трения Frp. В результате, в рабочем режиме привод передает крутящий момент значительно больший, чем при разгоне. После включения электродвигателя по мере уменьшения частоты вращения ведомой полумуфты 3 пружина 15 перемещает диск 9 ведущей полумуфты вниз и возвращает муфту в первоначальное положение.
Экономический эффект от внедрения изобретения в промышленности составляет около 500 руб. при изготовлении одной машины, что при годовом выпуске 100 сепараторов составляет 50000 т руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод к центробежной машине | 1981 |
|
SU992100A1 |
Привод к центробежной машине | 1980 |
|
SU891159A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1979 |
|
SU775464A1 |
Привод к центробежной машине | 1977 |
|
SU660719A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1973 |
|
SU458673A1 |
Привод к центрифуге | 1975 |
|
SU537700A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1972 |
|
SU445775A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1434185A1 |
Центробежная фрикционная предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1401182A1 |
Привод саморазгружающегося центробежного сепаратора | 1975 |
|
SU651851A1 |
ПРИВОД К ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНЕ по авт. св. № 992100, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, он снабжен переключаюшим устройством, СОСТОЯШ.ИМ из системы рычагов, шарнирно укрепленных на дисках ведущей полумуфты и ведуш,ем валу привода, и рычагов, шарнирно укрепленных на ведомой полумуфте, причем каждый из последних на одном из концов снабжен грузом, а на другом - роликом, взаимодействующим с одним из дисков ведущей полумуфты, при этом между ведущей и ведомой полумуфтами установлен упругий элемент. (Л о:
ftui.J
Фиг Л
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Привод к центробежной машине | 1981 |
|
SU992100A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1984-02-23—Публикация
1982-07-14—Подача