(54) ПРИВОД К ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНБ Изобретение относится к машиностроению, а юненно к приводам для разг на флстроврздаюадихся частей, обл ада:юп1их болыаш4 моментом инерции, нал;ример центробежных сепараторов, цен рифуг, и может быть использовано в пищевой, химической, легкой и нефтеперерабатывающей отраслях промьволенн ТИ. Известен привод к сепаратору, содержащий горизонтальный вгш, эвольвентную винтовую зубчатую передачу, центробежную фрикционную муфту разго на, в которой колодки с фрикционными накладками при заданном направлении вршцения установлены позгши ве дущего пальца ведущей полумуфты, и кулачковую муфту, полумуфты которой установлены соответственно на ведущем и ведомом вгшах . В зтом приводе плавный разгон ротора сепаратора до рабочих чисел обо ротов осуществляется при помощи цент робежной фрикционной муфты, а в рабочем режиме для передачи большего крутящего момента включается кулачко вая муфта. Недостатки тфивода - сложность конструкции и иенадежноать включения кулачковой муфты на ходу. Известен привод к центробежной машине, преимущественно сепаратору, содержащий электродвигатель, ведглций и ведомый валы и центробеждую фрикционную муфту, включающую ведущ полумуфту, установленную на валу электродвигателя и представлянщую собой диск с пальцами, колодки, каждая из которых имеет отверстие для пальца и фрикционную наклгщку, жестко закрепленную на ее наружнойi.поверхности, и установленную на ведущем валу сепаратора ведомую полумуфту 2. Недостатком указанного привода является то, что для увеличения передаваемого центробежной фракционной муфтой в рабочем режиме крутящего моменta фрикционные колодки при помощи упругих элементов прилшмаются к бандажу ведомой полумуфт ы. Это усложняет конструкцию, ведет к увеличению улель ного давления на фрикционные накладки и к интенсивному их износу. Цель нз1обретвния - повышение надежности привода в работе. . Поставленная цель достигается тем, что в приводе к центробежной машине преимущественно сепаратору, содержащем электродвигатель, ведущий и ведомый вгшч и центробежную фрикциончую муфту, включающую ведущую полумуфту, установленную на валу электродвигателя и представляющую собой диск с Псшьцами, колодки, каждая из которых имеет отверстие для пальца и фрикционную накладку, жестко закрепленную на ее наружной поверхности и установленную на ведущем валу сепаратора ведомую полуМуфту, ведущая полумуфта снабжена дополнительным диском с пальцами, при этом диски уатаковлены на ведущем вешу с возможностью loceaoro перемещения, а в каждой колодке выполнено отверстие для пальца дополнительного диска.
На фйг.1 изображен привод, общий вид; на фиг.2 - относительное расположение колодок и ведущих пгшьцев ведущей полумуфты в период разгона; на фиг.З - то же, в период рабочего хода; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.1.
Привод включает вертикальный ведомый вал-шестерню 1 и горизонтальный ведущий вал 2, на котором жестко закреплено зубчатое колесо 3 и ведомая полумуфта, выполненная в виде бандажа 4. Электродвигатель 5 закреплен на станине б при помощи болтов 7. полумуфта состоит из оснсэвного и дополнительного дисков 8 и 9 с пальцами 10 и 11, установлен на втулке 12, имеющей шлицы и, укрепленной,на валу. 13 электродвигателя, колодок 14 с отверстиями для пальцев и фрикционных накладок 15. Перемещение дисков 8 и 9 по втулке 12 осуществляется при помощи рукоятKJ1 16, которая связана с вилкой 17, имеющей пальцы 18, контактирующие с дисками 8 и 9.
Привод работает следующим образом
Перед включением электродвигателя 5 рукоятку 16 устанавливают в такое крайнее положение, при котором диск 8 ведущей полумуфтн занимает крайнее левое положение, а диск 9 - крайнее правое таким образом,что пальцы 10 находятся в одном иэ отверстий колодок 14. в результате, при включении электродвигателя 5 при заданном направлении вращения колодки 14 разгонной муфты оказывоцотся расположенными позади пгшьцев 10 и под дейсзтвием центробежных сил прижимаются фрикционными накладками 15 к рабочей поверхности бандаика 4, постепенно, за счет возникновения сил трения, разгоняют горизонтгшьный ведущий вал 2 с колесом 3, а следовательно, .и ротор сепаратора до рабочих чисел оборотов. Поскольку момент центробежных сил и момент сил трения относительно оси О ведущего пальца в этом случае имеют различные знаки (фиг.2), то пусковая характеристика при разгоне носит плавный характер. Благодаря зтому осуществляется мвдленный разгон врсвдакхцихся частей до рабочих оборотов. После этого рукоятку 16 переводят в другое крайнее положение и при помощи вилки 17 и пальцев 18 переводят диск 8 в крайнее правое положение, а диск 9 - в крайнее левое. При этом пальцы 11 диска 9 входят в свободные отверстия колодок 14, а пальцы 10 выходят из соответствующих отверстий в колодках 14..
Таким образом, в рабочем режиме после переключения рукоятки 16, колодки 14 центробежной фракционной муфты при заданном направлении вращения оказываются расположенными впереди ведущих пальцев 11. В этом случае, момент, передаваемый приводом, имеет значительно большую величину, так как тянущее усилие Р (фиг.З) прижимает колодку 14с фрикционной накладкой 15 к рабочей поверхности бандажа 4, увеличивая тем,самлм силу трв1ния. Кроме того, момент сил прения Рур и момент центробежных сил Рц5 относительно оси О пальца 11 в этом случае складывгиотся, что также ведет к увеличению силы трения . В результате, в рабочем режиме привод передает крутящий момент значительно больший, чем при разгоне.
Б случае остановки центробежного сепаратора при включенном электродвигателе рукоятку 16 переводят в среднее ;положение. Тогда колодка 14 одновремен но находится в контакте с пальцами 10 и 11 и, следовательно,контакт между рабочей поверхностью ведомой полумуфты и йкционными накладками разорван.
Использование предлагаемого устройства позволяет увеличить мощность,а следователь но, и производительность центробежного сепаратора,стабилизировать процесс разделения и повысить надежность машины в целом.
Формула изобретения
Привод к центробежной машине, преимущественно сепаратору, содержащий электродвигатель, ведщий и ведомый валы и дйнтробежмую фрикционную муфту, включающую ведущую полумуфту, установленную на балу электродвига еля и представляющую собой диск с пальцами,колодки,каждая из которых имеет отверстие для пальца ифрикционную накладку,жестко закрепленную на ее наружной поверхности,и установленную на ведущем валу сепаратора ведомую полумуфту, о тличающийся тем, что,с целью повышения надежности привода в работе,ведущая полумуфта снабжена дополнительным диском с пальцами, при этом диски установлены на ведущем валу с возможностью осевого перемещемия, а в кгокдой колодке выполнено отверстие для пальца дополнительного диска. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе5 1. Авторское свидетельство СССР. 651851, кл. В 04 В 9/02,- 1975. 2..ABTOpckoe свидетельство СССР 660719, кл. В 04 В 9/02, 1977.
(риг.2
W
/5
16
4 N s4 NS44Sv SJ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод к центробежной машине | 1982 |
|
SU1074604A2 |
Привод к центробежной машине | 1980 |
|
SU891159A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1973 |
|
SU458673A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1979 |
|
SU775464A1 |
Привод к центробежной машине | 1977 |
|
SU660719A1 |
Привод к центрифуге | 1975 |
|
SU537700A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1973 |
|
SU470676A1 |
Привод жидкостного сепаратора | 1978 |
|
SU745545A1 |
Центробежная управляемая муфта | 1976 |
|
SU584139A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1972 |
|
SU445775A1 |
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1981-01-09—Подача