1
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам для разгона быстровращающихся частей, обладающих большим мо.ментом инерции, например, центробежным сепараторам, центрифугам и может быть использовано в пищевой, химической, легкой и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности.
Известны приводы к центробежным машинам, например, сепараторам, содержащие ременную передачу, ведомую и ведущую системы, последняя из которых включает в себя электродвигатель, центробежную фрикционную муфту и неподвижную консоль с установленным на ней с помощью подшипников щкивов 1.
Поскольку для поддержания требуемой скорости вращения ротора центробежной мащины требуется значительно большая мощность и крутящий момент, что при разгоне, то существенным недостатком известных приводов является отсутствие возможности регулирования величины передаваемого центробежной фрикционной муфтой крутящего момента.
Известен также привод к центробежной машине, например, сепаратору, содержащий ведомую и ведущую системы, последняя из которых включает вертикально установленный электродвигатель, центробежную фрикционную муфту с ведущей и ведомой полумуфтами и фрикционными колодками, гильзу с концентрично установленной внутри нее тягой управления, устройство для увеличения передаваемого муфтой в рабоче.м режиме крутящего момента, щкив и ременную передачу 2.
Данный привод является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату.
В известном приводе плавный разгон ротора центробежной мащины осуществляется при помощи центробежной фрикционной муфты разгона. Муфта обгона в это время выключена, ее ролики прижаты к ведущей полумуфте таким образом, что между ними и рабочей поверхностью ведомой полумуфты образуется некоторый зазор. Как только ротор машины выйдет на рабочие обороты, ролики при помощи тяги управления освобождаются и под действием пружин выталкиваются в рабочую зону, где заклиниваются между рабочими поверхностями ведущей и ведомой полумуфт. В результате заклинивания роликов, скорости ведущей и ведомой полумуфт выравниваются, исключается возможность проскальзывания и фрикционная муфта автоматически перестает работать. С этого момента вращение ротора машины осуществляется при помощи муфты обгона, которая способна передавать значительно больший крутящий момент, чем центробежная фрикционная муфта в процессе разгона. Недостатком указанного привода является сложность его изготовления, особенно муфты обгона.
Целью изобретения является упрощение конструкции и ювышение надежности привод,а.
Эта цель достигается тем, что устройство для увеличения передаваемого муфтой в рабочем положении крутящего момента содержит подпружиненные упругими элементами толкатели, укрепленные на свободных концах колодок фрикционной муфты, и взаимо действующую с толкателями втулку, установленную с возможностью осевого перемещения на ведущей полумуфте, соединенную при помощи подщипников с тягой и имеющую на наружной поверхности профилированный участок.
На фиг. .- общий влд привода; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1.
Привод к центробежной машине содержит ведущую и ведомую системы, при этом последняя включает в себя ведомый щкив 1, посаженный на вертикальный вал 2 ротора 3 центробежной машины.
Ведущая система содержит вертикалыю установленный электродвигатель 4, центробежную фрикционную муфту, гильзу 5, установленную с воз.можностью вращательного движения, концентрично установленную внутри гильзы тягу 6, ведущий щкив 7, смонтированный на нижнем конце гильзы, и поликлн новой ре.мень 8.
Фрикционная центробежная муфта образована ведущей и ведомой полумуфтами 9 и 10. Ведомая полумуфта 10 закреплена на вер.хнем участке гильзы 5, а ведущая - на валу электродвигателя 4 и снабжена колодками 11 с фрикционными накладками 12, взаимодействующими с рабочей поверхностью ведомой полумуфты 10. На свободном конце каждой из колодок 11 смонтированы толкатели 13, которые имеют возможность радиального перемещ.ения и подпружинены упругими элементами 14.
На ведущей полумуфте установлена с возможностью перемещения вдоль ее оси под действием центробежных сил втулка 15, имеющая профилированный, нанример, конусный участок 16 на наружной поверхности. Втулка 15 соединена с валом электродвигателя 4 при помощи подшипников качения. При перемещении втулки 15 в осевом направлении толкатели 13 могут вступать в контакт с профилированным участком 16. Привод работает следующим образом. Перед включение.м электродвигателя 4, тяга 6 и втулка 15 находятся в крайнем положении, в результате толкатели 13 не имеют контакта с профилированны.м участком 16 втулки 15. При включении электродвигателя 4 колодки 11 под действием центробежных сил прижимаются фрикционны.ми накладками 12 к ведомой нолумуфте 10 и постепенно, за счет возникающих сил трения, разгоняют гильзу 5 до синхронного с валом электродвигателя числа оборотов. После этого тяга 6 с подвижной втулкой
15 при помощи любого известного устройства (на чертеже не показано) перемещается в крайнее верхнее положение до соприкосновения толкателей 13 с профилированным участком 16 втулки 15. При дальнейщем перемещении втулки 15, толкатели 13 перемещаются в радиальном направлении, сжимая упругие элементы 14. Возникающие при этом силы упругости увеличивают силу прижатия колодок 1 к внутренней поверхности ведомой полумуфты 10, а, следовательно, и передавае.мый крутящий .мо.мент. Таким образо.м, при установившемся рабочем режи.ме, привод способен передавать больший крутящий момент, чем при разгоне.
Использование настоящего изобретения нозволит в несколько раз увеличить передавае.мый приводом в рабочем режиме кру1:.:1:и1Й момент, стабилизировать технологический процесс, повысить наде:кность машины в целом и позволит использовать обычные асинхронные электродвигатели, заменив ими дорогостоящие привода с электроаппаратурой разгона типа токовых или частотных преобразователей, что, в свою очередь, упростит обслуживание данных сепараторов и значительно сократит производственные площади.
Формула изобретения
Привод к центробежной машине, преи.мущественно сепаратору, содержащий ведомую к ведущую системы, последняя из которых включает вертикально установлен}1ый электродвигатель, центробежную фрикционную муфту с ведущей и ведомой иолумуфтами и фрикционными колодками, гильЗУ с концентрично установленной внутри нее тягой унравления, устройство для увеличения нередаваемого муфтой в рабочем режи.ме крутящего .момента, шкив и ременную передачу, отличающийся тем, что, с целью унрощения конструкции и повышения надежности привода, устройство для увеличения передаваемого муфтой в рабочем режиме крутящего мо.мента содержит подпружиненные упругими элементами толкатели, укрепленные на свободных концах колодок фрикционной муфты, и взаимодействующую с толкателями втулку, установленную с возможностью осевого перемещения на веду цей полумуфте, соединенную при помощи подшипников с тягой и имеющую на наружной поверхности профилированный участок. ма № № Источники информации, принятые во вниие при экспертизе . Авторское свидетельство СССР 410819, кл. В 04 В 9/08, 1972. 2. Авторское свидетельство СССР 537700, кл. В 04 В 9/02, 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод к центрифуге | 1975 |
|
SU537700A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1973 |
|
SU458673A1 |
Привод к центробежной машине | 1980 |
|
SU891159A1 |
Привод к центробежной машине | 1981 |
|
SU992100A1 |
Привод к центробежной машине | 1982 |
|
SU1074604A2 |
Центробежная фрикционная муфта | 1979 |
|
SU775464A1 |
Муфта | 1974 |
|
SU496396A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1972 |
|
SU445775A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1434185A1 |
Центробежная управляемая муфта | 1976 |
|
SU584139A1 |
г
Авторы
Даты
1979-05-05—Публикация
1977-05-23—Подача