фы.1
РТзобретсние относится к MaitiiiHocTpoeliHK) и может быть использовано нри нроек гировапии зубчатых передач.
Известны зубчатые нередачи Новикова с У.Д у ч UJ ен н ы м и д и и а м и чес ки м и с во и ст ва м и, содержание колеса с продольной модификацией зубьев путем среза участка тела на зубьях ведушегО колеса со стороны входа в зацепление п возрастаюпдей по глубине к вершине зуба 1 .
Недостатком зубчатых передач является ограниченная длина модифицированного участка и малая технологичность колес передач.
Наиболее близкой к изобретению является зубчатая передача с осевым перекрыт11ем зубьев, содержангая пару колее на боковой новеохпости зубьев которых выполнена продольная модификация, но крайней мере, у одного из торцов. Активная поверх Юсть зуба не содержит модифицированных участков 2.
Недостатком известной зубчатой передачи является недостаточно высокая нагрузоч1 ая способность, низкая технологичность иухудшенные виброакустические характеристики.
Целью изобретения является повышение iiai-рузочной способности, технологичноети м улучшение виброакустических характеристик.
Указанная цель .достигается тем, что в зуб-;атой ередаче с осевым нерекрытием :;убьсв, содержащей пару колее, па боковой поверхности зубьев которых выполнена прод.о.1Ы1ая модификация, по крайней мере, у одного из торцов, продольная модификация вьпюлнена также па активной поверхности зуба глубиной, возраетаюц.1ей вдоль ЛШ1ИИ зуба в сторону модифицированного торца
На фиг. I изображена пара номинальных иеходных зубчатых реек; па фиг. 2 - узел 1 на фиг. I; па фиг. 3 - узел Н на фиг. i; на фиг. 4 -- схема зацепления зубьев на развертке начального цилиндра одного из колес.
Изобретение иллюстрируется высокоскоростной цилиндрической косозубой передачей с большой относительной шириной венца колеса, выполненной на базе жесткой иеконгруэргтной пары исходных зубчатых реек.
Неконгруэнтная нара номинальных исходных зубчатых реек 1 и 2 (фиг. Г) с разпыми углами наклона линии зубьев j ныцолнена с прямолинейным профилем зубьев высотой головки h 0,бгп и профильным углом о( 32°. Квазиэвольвентная передача на базе данной пары реек имеет кипематически несонряженные поверхности
зубьев. Торп.овые углы 11)офилей d arclg (-ci,-) Hct,, arctg(-) также раз.чичшл, поэтому 11ро(()или колес при модулях ГП пь пееопряжены и приобретают своеобразную модификацию.
Рейка ведущего колеса нары вьик.лнепа с углом наклона линии 3 / 25°555, а рейка 2 ведомого колеса - с углом наклона .пинии 4 зубьез, равным 25°830. Нри а 1-лавные
поверхности 5 и 6 (при движении ведунхей рейки в направлении стрелки А) взаимно отведены друг от друга и пересекаются .между собой в точке а. Максимальное значение модификации сГм принято в диапазоне 5,
(0,5-1,5)0т с учетом увеличенной
жесткости при}1ятого варианта зацепления. Рейка 1 имеет нагружен11ь;е зубья 7 и 8 и ненагруженный зуб 9. Рейка 2 выполнена е зубьями 10, П и12.
Разность уг,;шв наклона .линии зубьев
0 колес г- .
д .faos . 235, где Ь -П1ирина зуба с учетом .модификации.
Нри взаимодействии реек нагруженные зубья 7 и 8 рейки 1 (фи1. 4), если она дви5 жется по стрелке В, деформируются в противоположном направлении па иекоторун} величину д Pji и, в результате, их липии запи.мают повые положепия, условно показанные пу 1ктирными прямыми. Окружной ujar зацснлепия между зубом 7 i; последующим
0 непагружепным зубом 9 становится Meianne его исходного значе 1ия Г и 1фипимае; зпаче 1ие Р - --лР .
Ведомые зубья 103 и il, наоборот-, деформируются в направлении .Л па велич - |у л РЗ
5 и занимают положения, условно показанные штрих-пунктирными Л11НИЯМИ. а окружной шаг зацеплепия между зубом 10 и последующим пенагруженпым зубом 12 принимает зпачепие Р2 Р.; 4 & Р..
пСуммарная погреппшсть бР шага з оезультате дефор.мирования зубьен Pii лР2 компепсируется отк;1(.м ведущих зубьев па глубину модиф| 1кации б и пара зубьев 9 и 12 ветчпает в зацепление без ударного взаимодействия. В то же
5 время- из-за переменной по шир1ше веппа жесткости (для прямых эвольвептн1,1х зубьев жесткость в середине веппа, 1 римерно в 1,5 раза выше жесткости их торгювых участков) средняя часть венца оказывается полпостью нагруженной. Но мере приб-лижения к выходу из зацепления податливость зубьев растет, а глубина продольной модификации уменьшается - эти факторы компенсируют друг ipyia, а их совместное действие обеепечивасг сохранение сопряженпого зацепления.
Разгруженны-i : - ляется участок входа в зацепление, яв;,.:;;1|- йся г (- --ячных условиях очагом pa3).{R. (;, ьа:-;о, чвиду
одновременного уменьшения податливости зубьев и глубины их продольной модификации по мере удаления от торца нагруженность достаточно быстро возрастает.
Повышение изгибной прочности зубьев в зоне выхода из зацепления можно достичь обычным кромок на заготовках колес, что практически не влияет на условия пересопряжения зубьев, но разгружает второй их опасный участок.
Колеса имеют идентичные исходные контуры зубьев.
При значительных деформациях венца колеса сопряженность пары достигается выполнением углов наклона линий зубьев, разность которых равна алгебраической сумме поправок, вносимых в углы наклона линий зубьев для их продольной модификации и для компенсации деформаций ободов колес и других деталей передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЧЕРВЯЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ | 1998 |
|
RU2169061C2 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМОЙ ЗУБЬЕВ | 2007 |
|
RU2347650C1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1716217A1 |
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
САМОЦЕНТРИРУЮЩИЙ ТРЕХКУЛАЧКОВЫЙ ПАТРОН | 1973 |
|
SU407655A1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНОЙ ФОРМОЙ ЗУБЬЕВ | 2012 |
|
RU2502585C1 |
РЕЕЧНОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЛИНЕЙНОГО ПРИВОДА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2362925C1 |
Зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1703901A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СБОРНАЯ УПРОЧНЯЮЩАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ФРЕЗА | 2011 |
|
RU2457085C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ | 2002 |
|
RU2236341C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА с осевым перекрытием зубьев, содержащая пару колес, на боковой поверхности зубьев которых выполнена продольная модификация, по крайней мере, у одного из торцов, отличающаяся тем, что, с целью пoвыцJeния нагрузочной способности, технологичности и улучшения виброакустических характеристик, продольная модификация выполнена также на активной поверхности зуба глубиной, возрастающей вдоль линии зуба в сторону модифицированного торца.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Зубчатая передача с системой зацепления новикова | 1973 |
|
SU578519A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Краснощеков Н | |||
Н., Федякин Р | |||
В., Чесноков В | |||
А | |||
Теория зацепления Новикова | |||
М., «Наука, 1976 (прототип). |
Авторы
Даты
1984-02-23—Публикация
1981-05-27—Подача