Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства Советский патент 1984 года по МПК B60K41/00 

Описание патента на изобретение SU1082643A1

Изобретение относится к устройст вам управления трансмиссиями транспортных средств, а именно к системам автоматического управления фрик ционн1ами элементами ступенчатых коробок передач. Известна система управления фрик цион«1ами элементами, ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащая клапан переключения передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов с источником давления рабочей жидкости и со сливом, датчик нагрузки двигателя и датчик скорости транспортного средс ва, связанный с входным валом короб ки передач, при этом датчики нагру ки двигателя и скорости транспортного средства связаны гидролиниями с торцовыми рабочими камерами, клапанов переключения передач, причем датчик нагрузки двигателя последовательно соединен с клапанами переключения низших передач через клапаны переключения высших передач, датчик скорости транспортного средст последовательно соединен с клапанам переключения высших передач через клапаны переключения низших передач Недостаток известной cиcтe 1Ы управления заключается в том, что в ней возможна цикличность переключений, т.е. состояние системы, характ ризующееся чередующимися переключениями, вверх и вниз. Это объясняется тем, что после включения, например, промежуточной (II) передачи в клапане I- 11 передачи в процессе разгона сигнал давления датчика ско рости может пройти к клапану II-ПГпе редачи раньше, чем произойдет измекение частоты вращения входного вала ii g вызванное включением II передачи ( : где nj - частота HI вращения, соответствующая включению П передачи При определенной нагрузке двигателя). В таком случае произойдет несвоевременное включение III высшей) передачи, в резуль тате чего скоростной режим трансмиссии и двигателя изменится в тагI -- -/- it Пр. КОЙ сильной степени cl AI-J - передаточное число низшей передачи ) , что зто изменение вызовет обратное переключение на П пе редачу, поскольку уменьшится давле ние датчика скорости,т.е. произойдет цикличность переключений. Многократное повторение указанного явления снижает надежность и эффективность работы системы управлени Цель изобретения - повышение на дежности и эффективности работы системы. Указанная цель достигается тем, что система управления фрикЪионными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащая клапаны переключения передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов с источником давления рабочей жидкости и со сливом, датчик нагрузки двигателя и датчик скорости транспортного средства, связанный с входным валом коробки передач, при этом датчики нагрузки двигателя и скорости транспортного средства связаны гидролинйями и с торцовыми рабочимикамерами клапанов переключения передач, причем датчик нагрузки двигателя последовательно -соединен с клапанами переключения низших передач через клапаны переключения высших передач, а датчик скорости транспортного средства последовательно соединен с клапаном переключения высших передач через клапаны переключения низших передач, снабжена клапаном задержки сигнала давления упомянутого датчика скорости, вход и одна из управляющих полостей которого связаны гидролинией с датчиком скорости транспортного средства через одну из торцовых рабочих камер клапана переключения передач низших передач, выход связан гидролинией с торцовой рабочей камерой клапана переключения передач высших передач и со сливом, а другая управляющая полость связана с полостью гидроцилиндра фрикционного элемента. Кроме того, клапан задержки сигнала давления датчика скорости транспортного средства выполнен в виде размещенного в корпусе подпружиненного золотника с двумя шейками, образующего с корпусом две управляющие торцовые полости, при этом полость гидроцилиндра фрикционного элемента включения низшей передачи сообщена с одной торцовой полостью со стороны размещенной в ней пружины, торцовая рабочая камера клапана переключения низших передач, связанная с упомянутым датчиком скорости, сообщена с другой торцовой полостью клапана задержки, а полость между шейками золотникаэтого клапана сообщена через отверстие корпуса с торцовой рабочей камерой клапана переключения высших передач. На фиг. 1 представлена система управления в положении, соответствующем включенной I -ой (низшей) передаче; на фиг. 2 - при включенной П -ей промежуточной передачеj на фиг.З один из возможных вариантов конструктивного выполнения клапана задержки сигнала давления датчика скорости.

Система управления содержит источник 1 давления рабочей жидкости, клапан 2 переключения I- И передачи клапан 3 переключенияЦ-Шпередачи, датчик 4 нагрузки двигателя, датчик 5 скорости транспортного средства и клапан 6 задержки сигнала давления датчика 5 скорости.

Источник 1 снабжен предохранительно-разгрузочным клапаном 7, подключенным параллельно основной гидролинии 8, соединяющей источник 1 с клапаном 2,

Датчик 5 выполнен в виде трубки Пито, размещенной в масляной ванне, жестко связанной с корпусом 9 фрикционных муфт 10 - 12 включения низшей, промежуточной и высшей (1,11 ) передач. Корпус 9 приводится от в ходного вала 13 или турбинного вала гидротрансформатора не показан).

По сигналам давлений датчиков 4 и 5 полость 14 фрикционной муфты 10 сообщается каналом 15 с источнико

Iи гидробаком 16 через клапан 2,

а полости 17 и 18 фрикционных муфт

IIи 12 каналами 19 и 20 сообщаются с источником 1 и гидробаком 16 через клапаны 2 и 3.

. Датчик 4 соединен непосредственно с торцовой рабочей камерой 21 клапана 3, ас торцовой камерой 22 клапана 2 - через клапан 3. Датчик непосредственно подключен к торцовой рабочей камере 23 клапана 2, а к торцовой рабочей камере 24 клапана 3 через клапан 2 и клапан 6 с помощью каналов 25 и 26.

Клапан 6 имеет торцовую полость 27 с размещенной в ней пружиной 28 и торцовую полость 29, сообщенную каналом 30 с датчиком 5 и гидробаком 16 по сигналу давления в полости 14 фрикционной муфты 10, сообщенной с торцовой полостью 27 каналом 31.

Клапан 6 содержит подпружиненный золотник 32, установленный в корпусе 33с выполненными в нем отверстиями 34 - 36, заглушенном крышками 37 и 38.

Давление датчика 5 подводится к торцовой полости 29 через отверстие 34, а давление в полости 14 фрикционной муфты 10 через отверстие 36 к торцовой полости 27. Отверстие 35 корпуса 33 соединено с торцовой рабочей камерой 24 клапана 3.

Система управления работает следующим образом.

В исходном положении системы, показанном на фиг. 1, соответствующем троганию с места, давление источника 1 по гидролинии 8 поступает к клапану 2, находящемуся в положении включенной низшей 1 передачи. Указанное положение обеспечивается тем что торцовая камера 22 клапана 2

находится под воздействием давления датчика 4 нагрузки двигателя, в то время как в торцовой камере 23 клапана 2 давление датчика 5 скорости отсутствует, поскольку транспортное средство стоит на месте. Поэтому давление источнща 1 проходит через клапан 2 и далее каналом 15 подводится к полости 14 фрикционной муфты 10 включения низшей передачи. При этом полости 17 и 18 фрикционны муфт 11 и 12 через клапаны 2 3 сообщены с гидробаком 16, а клапан 6 находится под воздействием пружины 28 и давления в полости 14 фрикционной муфты 10 и занимает

.положение (крайнее правое на фиг.З) при котором торцовая рабочая камера 24 клапана 3 также сообщена с гидробаком 16.

Тем самым обеспечивается невозможность включения (высшей-)передачи

до тех пор, пока не произойдет включение промежуточной II передачи.

По мере разгона, в какой-то момент времени, усилие, действующее на золотник клапана 2 со стороны даления датчика 5, станет больше по ввеличине Противоположно направленного усилия со стороны давления датчик 4, в результате чего клапан 2 займет крайнее положение (фиг.2), соответствующее включению промежуточной передачи. При этом давление источника 1 через клапаны 2 и 3 (фиг.2 каналом 19 подводится к полости 17 фрикционной муфты 11 включения П передачи, а полость 14 фрикционной муфты 10 через клапан 2 сообщается с гидробаком 16, в результате чего происходит включение промежуточной передачи.

Одновременно с этим сигнал давления датчика 5 по каналу 25 поступет к клапану 6 (отверстие 34 корпуса 33 на фиг. 3, который задерживает на некоторое время прохождение сигнала к торцовой рабочей камере 24 клапана 3. Время задержки определяется следующими факторами: временем переходного прсэцесса переключения передач с I на П т.е. временем, в течение которого давление в полости 14 фрикционной муфты 10 понизит,ся до минимальной величины; временем, необходимым на совершение рабочего хода в клапане 6, которое зависит от усилия пружины 28 и расстояния между осями отверстий 34 и 35 (фиг. З).

Время задержки сигнала датчика 5 скорости должно быть по величине несколько больше промежутка времени, необходимого для изменения частоты вращения входного вала 13, вызванного переключением передач. Указанная разница во времени

в конструкции клапана б обеспечивается ходом золотника 32 и подбором усилия пружины 28,

После прохождения сигнала давления датчика 5 к торцовой рабочей камере 24 клапана 3 возможно переключение на высшую передачу. После включения с помощью клапана 3 высшей передачи датчик 4 нагрузки двигателя: отсекается в клапане 3 от торцовой рабочей камеры 22 клапана 2. Этим обеспечивается невозможность включения низшей передачи до тех пор, пока не включится промежуточная передача. При движении на высшей передаче источник 1 соединен через клапан 3 с полостью 18 фрикционной муфты 12, а полость 1.7 фрикционной муфты 11 и торцовая рабочая хамера 22 клапана 2 сообщены с гидробаком 16.

/ п ю

При обратных переключениях передач (вниз) вышеуказанные взаимосвязи элементов системы, соответствующей включенным различным передачам не изменяются. 5

Предлагаемая система управления обеспечивает заданную последовательность включения передач вверх и вниз при наличии в ней одного датчика 0 скорости, связанного с входным валом коробки передач, путем задержки сигнала этого датчика с помощью специального устройства.

5 Кроме того устраняется цикличность переключений,в результате чего повышаются надежность и эффективность работы системы, а также улучшаются тяговоскоростные характеристики

0 транспортного средства.

Похожие патенты SU1082643A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1983
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Свиридонов Анатолий Григорьевич
SU1119871A1
Система автоматического переключения передач транспортного средства 1989
  • Кузнецов Евгений Владимирович
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1710379A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1979
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU887284A2
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства 1966
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU887286A1
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU852648A1
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1982
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1081019A1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1989
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1801804A1
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1191325A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1235766A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1984
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1284856A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 082 643 A1

Реферат патента 1984 года Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая клапаны переключения передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов систочником давления рабочей жидкости и со сливом, датчик нагрузки двигателя и датчик скорости транспортного средства, связанный с входным валом коробки передач, при этом датчики нагрузки двигателя и скорости транспортного средства связаны гидролиниями с торцовыми рабочими камерами клапанов переключения передач,причем датчик нагрузки двигателя последовательно соединен с клапанами переключения низших передаччерез клапаны переключения высших передач, а датчик скорости транспортного средства последовательно соединен с клапанами переключения высших передач через клапаны переключения низших передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности работы системы, QHa снабжена Клапаном задержки сигнала давления упомяну- того датчика скорости, вход и одна из управляющих полостей которого связаны гидролинией с датчиком скорости транспортного средства через одну из торцовых рабочих камер клапана переключения передач низших передач, выход связан гидролинией с торцовой рабочей камерой клапана пере.ключения передач высших передач и со сливом,, и другая управляющая полость связана с волостью гидроцилиндра фрикционного элемента. 2. Система управления по п.1, отличающаяся тем, что § клапан задержки сигнала давления (/} датчика скорости транспортного средства выполнен в виде размещенного в корпусе подпружиненного золотника, с двумя шейками, образующего с корпусом две управляющие торцовые полости, при этом полость гидроцилиндра фрикционного элемента включения низшей передачи сообщена с одной торцовой полостью со стороны размещенной в ней пружины, торцовая ра- бочая камера клапана переключения низших передач, связанная с упомянутым датчиком скорости, сообщена с другой торцовой полостью клапана .задержки, а полость между шейками : золотника этого клапана сообщена через отверстие корпуса с торцовой рабочей камерой клапана переключения высших передач.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1082643A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Преобразователь угла поворота вала в код 1975
  • Буланов Евгений Алексеевич
  • Горюнов Евгений Степанович
  • Головченко Борис Тимофеевич
  • Аршава Борис Михайлович
SU561206A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 082 643 A1

Авторы

Шурлапов Юрий Серафимович

Даты

1984-03-30Публикация

1982-08-26Подача