Система автоматического переключения передач транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU1710379A1

Изобретение относится к области транспортной технике, в частности к систеN(iaM автоматического управления переключением передач.

Целью изобретения является повыше ние надежности.

На чертеже представлена схема системы автоматического переключения передач транспортного средства.

Система автоматического переключения передач состоит из центробежного датчика 1 скорости, аналoгo-диcкpefного преобразователя 2, золотник 3 которого одним торцом связан с датчиком скорости, а

другим торцом посредством пружины 4 - с задающим устройством 5, выполненным в виде рычага, связанного с педалью 6 акселератора. Датчик 1 скорости, аналого-дискретный преобразователь 2 и задающее устройство 5 формируют информационный сигнал о необходимости переключения передачи, который в виде постоянного уровня давления от источника 7 питания поступает на один из выходов 8 или 9 ана-/ лого-дискретного преобразователя 2. Выходы 8 и 9 посредством дозирующих клапанов 10, 11 связаны с полостями 12, 13 шагового гидрораспределителя 14. управляющего

фрикционными муфтами коробки 15 передач.

Каждый из дозирующих клапанов 10 или 11 выполнен в виде подпружиненного поршня 16 или 17 с седлообразным отверстием 18 или 19, в котором установлен шарик 20 или 21. Пружинные полости 22 или 23 и полости 24 или 25 шарика клапанов 10 или 11 сообщаются каналами 26 или 27.

С целью предотвращения необоснованного автоматического включения нейтрали Н при включении крайней низшей передачи диапазона система снабжена клапаном 28.

В среднем положении золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2 его выходы 8 и 9 соединены соответственно со сливными линиями 29, 30 и с гидробаком. При этом полости 22, 23 поршней 16, 17 и полости 12, 13 гидрораспределителя 14 заполнены жидкостью через каналы 26, 27, связанные с полостями 24, 25, в которые рабочая жидкость поступает из гидробака.

Положение гидрораспределителя 14, соответствующее номеру включенной передачи I, II, III, IV или нейтрали Н, фиксируется фиксатором 31. В фиксированном положении гидрораспределитель 14 соединяет один из фрикционов с источником питания 7 через канал 32. а остальные - со сливом 33, 34.

Конструктивно гидрораспределитель выполнен с возможностью его использования как при автоматических переключениях, так и при переключениях вручную.

Система автоматического переключения передач транспортного средства работает следующим образом.

При движении транспортного средства датчик 1 скорости вырабатывает информационный сигнал в виде перемещения золотника 3 аналого-дискретного преобразователя 2,пропорциональный угловой скорости выходного вала двигателя либо турбинного колеса гидротрансформатора (в зависимости рт типа трансмиссии). Задающее устройство 5 определяет степень загрузки двигателя, являющуюся второй информационной переменной. При таком сочетании этих информационных сигналов, когда золотник 3 находится в равновесии около своего среднего положения, транспортное средство в оптимальной зоне.

Рассмотрим работу системы при переключении на высшую передачу.

При снижении нагрузки на двигатель либо при разгоне происходит увеличение угловой скорости. В результате золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 перемещается влево и соединяет источник питания с выходом 8. Под действием силы давления со стороны жидкости шарик 20 закрывает седлообразное отверстие 18, отсоединяя канал 26 и полость 22 от полости 24. При этом под действием рабочей жидкости поршень 16, преодолевая усилие пружины, перемещается вправо, вытесняя весь объем жидкости из полости 22 дозирующего клапана в полость 12 шагового

0 гидрораспределителя 14. В результате золотник гидрораспределителя 14 перемещается влево на один шаг, а его положение фиксируется фиксатором 31. В результате источник 7 питания через канал 32 и гидро5 распределитель 14 соединяется с соответствующей фрикционной муфтой коробки передач, которая включает высшую передачу, при этом остальные муфты соединены со сливом 33, 34.

0 После включения высшей передачи нагрузка на двигатель увеличивается, угловая скорость выходного вала уменьшается, в результате чего под действием усилия пружины 4 золотник 3 аналого-дискретного

5 преобразователя возвращается в среднюю позицию, соответствующую рптимальной загрузке двигателя.

При этом полость 24 дозирующего клапана 10 через выход 8 соединяется со слив0 ной линией 29 и гидробаком. Давление в полости 24 падает, и под действием пружины поршень 16 перемещается в крайнюю левую позицию. Шарик 20 под действием силы тяжести открывает

5 седлообразное отверстие 18. В этом положении поршня дозирующего клапана жидкость из гидробака через выход 8. седлообразное отверстие 18 и канал 26 перетекает в полости 22 и 12, заполняя высво0 бодившийся объем.

Система готова к отработке нового сигнала управления.

При увеличении нагрузки на двигатель в случае возникновения нeoбxoдимoctи в

5 переключении на низшую передачу золотник 3 аналого-дискретного преобразователя 2 смещается вправо, в результате чего источник питания подключается к выходу 9, при этом выход 8 сообщен со сливной линией

0 29. В результате напорная линия через клапан 28, который открыт на всех передачах, кроме низшей, соединяется с торцовой полостью 25 дозирующего клапана 11. Клапан 11 срабатывает и нагнетает порцию жидкости в полость 13, перемещая гидрораспределитель 14 вправо на один шаг. При этом включается низшая передача, после чего все процессы в системе протекают аналогично вышеописанному. После переключения нагрузка на двигатель уменьшается, золотник 3 возвращается в среднюю позицию, соединяя полость 25 со сливной линией 30 и гидробаком. Поршень 17 дозирующего клапана 11 возвращается в исходное состояние, а полости 13 и 23 заполняются новой порцией рабочей жидкости из гидробака. Формула изобретения 1. Система автоматического переключения передач транспортного средства, содержащая установленный на валу двигателя датчик скорости, кинематически связанный с одним торцом золотника аналого-дискретного преобразователя, выходы которого соединены гидролиниями управления с торцовыми полостями шагового распределителя, соединенного через проточки и внутреннюю полость с источником давления и с фрикционными муфтами коррбки передач, задающее устройство, кинематически связанное через рычаг и пружину с другим торцом упомянутого золотника, напорные и сливные гидролинии и гидробак.

/

2, I

i 2В отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена, по крайней мере, двумя дозирующими клапанами, установленными в гидролиниях управления, причем в среднем положении аналого-дискретного преобразователя торцовые полости шагового распределителя посредством соответствующих дозирующих клапанов сообщены со сливными гидролиниями- и с гидробаком, а в крайних положениях - с источником давления. 2. Система по п.1,отличающаяся тем, что каждый дозирующий клапан снабжен шариком и выполнен в виде установленного в корпусе подпружиненного поршня, имеющего пружинную полость, канал и седловидное углубление в котором установлен шарик, причем пружинная полость поршня, соединенная с соответствующей торцовой полостью шагового гидрораспределителя, и седловидное углубление, соединенное с соответствующим выходом аналого-дискретного преобразователя, сообщены каналом.

Похожие патенты SU1710379A1

название год авторы номер документа
Система автоматического переключения передач транспортного средства 1989
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Евгений Владимирович
SU1643213A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1984
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Мандрыка Владимир Ростиславович
  • Пуховой Юрий Владимирович
  • Галуцких Анатолий Данилович
SU1167049A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ 1991
  • Тарасик В.П.
  • Рынкевич С.А.
RU2010734C1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1983
  • Довжик Валерий Львович
  • Лукьянов Андрей Владимирович
  • Черпак Федор Абрамович
  • Кийко Владислав Владиславович
SU1197878A1
Энергетическая установка гидропривода транспортного средства 1981
  • Прочко Евгений Игнатьевич
  • Куперман Эдуард Михайлович
SU998150A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1562166A1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ 2013
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2529111C1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1549806A1
Трансмиссия транспортного средства 1979
  • Шурлапов Юрий Серафимович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
SU787202A1
Система стабилизации скорости тягово-транспортной машины 1982
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Соболевский Александр Романович
  • Широченко Виктор Александрович
SU1054125A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 710 379 A1

Реферат патента 1992 года Система автоматического переключения передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к системам автоматического управления переключением передач в трансмиссии. Цель изобретения - повышение надежности. Система автоматического управления переключением передач содержит центробежный датчик 1 скорости, кинематически связанный с золотником 3 аналого-дискретного преобразователя 2, выходы 8 и 9 которого посредством дозирующих клапановЛО и 11связаны с полостями 12 и 13 шагового гидрораспределителя 14, управляющего фрикционными муфтами коробки 15 передач. Источник 7 давления подключен к полости шагового гидрораспределителя 14 и аналого-дискретного преобразователя 2, золотник 3 которого также кинематически связан через пружину 4 и задающее устройство 5 с педалью 6 акселератора. При перемещении золотника 3, пропорциональном угловой скорости вала двигателя и его загрузке, источник 7 давления соединится с одним из выходов 8 или 9 аналого-дискретного преобразователя 2. Под действием давления шэ- рик 20 или 21 закрывает седловидное отверстие 18 или 19, отсоединив полость 12 или 13 от полости 24 или 25. Поршень 16 или 17, преодолевая сопротивление пружины, перемещается, вытесняя жидкость из пружинной полости 22 или 23 в полость шагового гидрораспределителя 14, перемещая последний на один шаг и включая соответствующий фрикцион коробки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 710 379 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1710379A1

Система автоматического переключения передач транспортного средства 1989
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Евгений Владимирович
SU1643213A1
кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 710 379 A1

Авторы

Кузнецов Евгений Владимирович

Рынкевич Сергей Анатольевич

Даты

1992-02-07Публикация

1989-08-22Подача