Устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом Советский патент 1984 года по МПК F16H5/18 B60K17/10 F16H3/44 F16H47/08 

Описание патента на изобретение SU1084515A1

11 Изобретение относится к машиностр ению и может быть использовано в качестве устройства для управления коробкой передач с планетарным механиз мом. Известно устройство для управлени коробкой передач с гшанетарными механизмами, содержащее фрикционные ди ковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарных механиз MOB ведомыми дисками и гидроцилиндры казкдый из которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в которсад установлен поршень, взаимодействукяций с соответствующей муфтой . Недостаткаю данного устройства я ляются сложность конструкции, обусловленная тем, что число гидроцилинд ров ра-вно числу фрикционных муфт, а также сложность системы управления из-за наличия в ней согласующих средств. Наиболее близкое к предлегаемому устройство для управления коробкой передач с гшанетарным механизмом содержит фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемьв и со звеньями планетарного механизма ведомыми дисками и гидродилИНДры, калщый из которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в котором раз мещены связанные с ним ведущие диски муфт и телескопически установленные поршни с концевыми нажимньми элементами, взаимодействующими с соответствующими муфтами. В устройстве каждый из поршней выполнен в виде полого цилиндра, име кицего на одном конце днище, а на ДРУ гом концевой нажимной элемент, а каж дый из внешних поршней имеет на цилиндрической части окна, охватывающие шлицы ведущих дисков муфт, взаимодействуницих с концевыми нажимными элементами внутренних поршней. При этом в каждом из гидроцилиндров числ поршней равно числу муфт р . Однако известное устройство харак теризуется сложностью конструкции, обусловленной тем, что количество те лескопических поршней в каждом из ги роцилиндров равно числу взаимодействующих с этими поршнями муфт. Цель изобретения - упрощение устройства. Указанная цель достигается тем, что в устройстве для управления ко52 . робкой передач с планетарным механизмом, содержащим фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарного механизма ведомьми дисками и гидроцилиндры, каждый из которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в котором размещены связанные с ним ведущие диски муфт и телескопически установленные поршни с концевыми нажимными элементами, взаимодействующими с соответствующими муфтами, в каждом из гидроцилиндров по меньшей мере один из поршней имеет распределенные по окружности штоки, на которых закреплены концевые нажимные элементы, а ведущие диски муфт, расположенных меэвду поршнем и его концевыми нажимными элементами, имеют охватывающие штоки отверстия, устройство снабжено дополнительными нажимными элементами, одни из которых закреплены на штоках внешнего поршня одного из гидроцилиндров и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы этого же поршн, а другие закреплены на штоках внутреннего поршня другого гидроцилиндра и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы внешнего поршня этого же гидроцилиндра. Кроме того, в одном из гидроцилиндров корпус имеет окна, внешний поршень связан со штоками посредством радиальных выступов, охватывае{мых окнами, взаимодействующие с концевьв и и дополнительными нажимными элементами ведущие диски одной из .муфт размещены на наружной поверхности корпуса, а ведомые диски этой же муфты и муфты другого гидроцилиндра связаны между собой звеном. На фиг. 1 схематично изображено устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом; на фиг. 2 - то же, вариант исполнения. Устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом содержит фри1 ционные дисковые муфты 13, включаюпще соответственно ведущие диски 6-tO, ведомые диски 11-15, связываемые соответственно со звеньями 16-20 планетарного механизма, из которых звенья 17 и 18 соединены между собой, гидроцилиндр 21, включающий связываемый с ведущим элементом 22 коробки передач корпуса 23, в котором размещены связанные с ним ведущие диски 6 и 7 и телескопически установленные поршни 24 и 25, из которыхвнутренний поршень 24 име ет нажимной концевой элемент 26, взаимодействукиций с муфтой 1, а внешний поршень 25 имеет распределен ные по окружности штоки 27, на которых закреппены концевые нажимные элементы 28 и дополнительные нажимные элементы 29, вариантно взаимодействуняцие с муфтой 2, а ведущие диски 6 и 7 муфт 1 и 2 имеют охватьгаакяцие штоки 27 отверстия, ,гндроцилиндр 30, включающий связываемый с корпусным элементом коробки передач корпус 31, в котором размещены связанные с ним ведущие диски 8-10 и телескопически установленные поршни 32 и 33, из которых внешний поршень 32 имеет концевой нажимной элемент 34, вариантно взаимодействую щий с муфтами 3 и 4, а внутренний поршеиь 33 имеет распределенные по окружности штоки 35, на которых .закреплены нажимные концевые элементы 36,взаимодействующие с муфтой 5, и дополнительные нажимные элементы 37,взаимодействукяцие с муфтой 3, а ведущие диски 8 и 9 муфт 3 и 4 имею охватывающие штоки 35 отверстия. В гидроцилиндре 21 полости 38 и 39, образованные соответственно корпусом 23 и поршнями 25 и 24,а также в гидро цилиндре 30 полости 40 и 41,.образот ванные соответственно корпусом 31 и поршнями 32 и 33, связаны с гидро системой (не показана), подводящей в эти полости под давлением рабочую жидкость или отводящей последнюю из них. При варианте исполнения устройства (фиг. 2) корпус 23 гцдроцилиндра 1 имеет окна 42, внешний поршень 25 связан со штоками 27 посредством радиальных выступов 43, охватываемых окнами 42, взаимодействующими с концевыми и допои нительными нажимньфш элементами 28 и 29 ведущие диски 7 муфты 2 размещены на наружной поверхности корпуса 23, а ведомые диски 12 муфты 2 и ведомые диски 13 муфты 3 связаны между собой звеном 44, соединяемым со звеном 17 плане.тарного механизма. Устройство работает следуншщм об.разбм. 154 При отсутствии давления в гидроцилиндрах 21 и 30 все фрикционные муф-) ты разомкнуты. При подаче под давлением жидкости в плости 38 и 40 поршень 25, дополнительньм нажимным элементов 29 сжимая диски 7 и 12, блокируют муфту 2, а поршень 32, концевьм нажимным элементом 34 сжимая диски 9 и 14, блокирует муфту 4, что обеспечивает включение первой передачи. Переключение на втору передачу осуществляется дополнительной подачей жидкости под давлением в поло.сть 39 гидроциливдра 21 и в полость 41 между поршнями 32 и 33 гидроцилиндра 30. С ростом давления в полости 39 поршень 24 перемещается и, сжимая концевьм нажимным элементом 26 диски б и 11, блокирует муфту 1. При этом, поскольку давление на поршень 25 начинает действовать с его обеих сторон , усилие сжатия дисков 7 и 12 муфты 2 снижается синхронно с повышением давления в полости 39, что обеспечивает, плавность переключения передачи. При выравнивании давлений в полостях 38 и 39 поршень 25 зфавновешивается и отводится от муфты 2 под действием ее разводящих упругих элементов (не показаны). С ростом давления в полости 41 поршень 33 перемещается и, сжимая концевым нажимным элементом 36 диски 10 и 15, блокирует муфту 5. Синхронно с повышением давления в полости 41 снижается усилие сжатия дисков 9 и 14 муфты 4, что обеспечивает ппавность переключения передачи. С выравнива наем давления в полостях 41 и 40 поршень 32 уравновешивается и отводится в исходное положение под действием разведенных упругих элементов (не показаны) муфты 4. При переключении на третью передачу полости 38 и 39 гидроцилиндра 21 остаются под давлением и состояние муфт 1 и 2 не изменяется, а полость 40 гидроцилиндра 30 соединяется со сливом. С уменьшением давления в полости 40 под действием давления в полости 41 поршень 32 перемещается так, что концевой и дополнительный нажимные элементы 34 и 37, сжимая диски 8 и 13, блокируют муфту 3. При этом система поршней 32 и 33, сжимающих муфту 3 с противоположных сторон, уравновешивается, а муфта 5 под действием разводящих упругих

элементов (не показаны) разблокируется синхронно с блокировкой муфты 3. При переклкзчении на четвертую передачу полости 38 и .41 соединяются со сливом при сохранении давления в полости 39, вследствие чего поршни 25 и 24 перемещаются в противоположные стороны, при этом концевой нажимной элемент 28 сжимает диски 7 и 12, а концевой нажимной элемент 26 - дис ки 6 и 11, что приводит к синхронной блокировке муфт 1 и 2.

При подаче давления в полости 38, 40 и.41 поршень 25, дополнительным нажимным элементо : 33, концевым нажимным элементом 36, сжимая диски 10 и 15, блокирует муфту 5 (при этом поршень 32 уравновешен одинаковыми давлениями с обеих его сторон), что обеспечивает включение пятой передачи.

Переключение на шестую передачу осуществляется при подводе жидкости 32 Г 333 3537J38 4 Tff

под давлением в полость 39 и соединении полости 41 со сливом. При этом поршень 24, концевым на шмным элементом 26 сжимая диски 6 и 11, блокирует муфту 1, в то время как поршень 25, уравновешьнный одинаковыми давлениями с его обеих сторон, не препятствует синхронной разблокировке муфты 2. В то же время поршень 32, концевым нажимным элементом 34 сжимая диски 9 и 14, блокирует муфту 4, а поршень 33, смещаясь навстречу поршню 32, уменьшает усилие нажатия концевого нажимного элемента 36 на диски 10 и 15, обеспечивая синхронную разблокировку муфты 5.

Обратное переключение передач происходит в обратном порядке.

Использование в устройстве дополнительных нажимных элементов позволяет уменьшить количество поршней в гидроцилиндрах и, следовательно, упростить его конструкцию. 3S

(риг.1 WW II I/ 1 ,. 9 19 36 Ml /jf 21 25 J9 2426r В 11 2 28 y. f j Фиг. г 7015

Похожие патенты SU1084515A1

название год авторы номер документа
Механизм управления четырехступенчатой планетарной коробкой передач транспортного средства 1984
  • Лифшиц Георгий Исаакович
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU1240641A1
Механизм сцепления с его приводом для управления преселективной коробкой передач автомобиля 1984
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1155474A1
Устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1044870A1
Гидромеханическая коробка передач Г.И.Лифшица и И.И.Лифшица для транспортного средства 1984
  • Лифшиц Георгий Исаакович
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU1209472A1
Устройство для управления коробкой передач 1975
  • Ефанов Анатолий Васильевич
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU602718A1
Двойная фрикционная муфта сцепления 1983
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1237812A1
Механизм включения фрикционной муфты 1974
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
  • Баженов Петр Иванович
SU487255A1
Устройство управления фрикционными муфтами трансмиссии 1981
  • Лифшиц Георгий Исаакович
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU1089315A1
Двойная фрикционная муфта 1982
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1109551A1
Двухступенчатый планетарный механизм 1975
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
SU579481A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 084 515 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом

1.УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ, содержащее фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарного механизма ведомыми дисками и гидроцилиндры, казвдый из которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в котором размещены связанные с ним ведущие диски муфт и телескопически установленные поршни с концевыми нажимными элементами, взаимодействующими с соответствующими муфтами, отличающееся тем, что, с целью его упрощения, в каждом из гидроцилиндров по меньшей мере один из поршней имеет распределенные по окружности штоки, на которых закреплены концевые нажимные элементы, а ведущие диски муфт, расположенных между поршнем и его концевыми нажимными элементами, имеют охватывающие щтоки отверстия, устройство снабжено дополнительными нажимными элементами, одни из которых закреплены на штоках внешнего поршня одного из гидроцилиндров и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы этого же поршня, а другие закреплены на штоках внутреннего поршня другого гидроцилиндра и взаимодействуют с той же муфтой, что и конi цевые нажимные элементы-внешнего поршня этого же гидроцилиндра. (Л 2. Устройство по п. 1, о т л и С ча юще е с я тем, что в одном из гидроцилиндров корпус имеет окна, внешний поршень связан со штоками посредством радиальных выступов, охватьщаемых окнами, взаимодействующие с концевыми и дополнительными нажимными элементами ведущие диски 00 4 СЛ одной из муфт размещены на наружнбй поверхности корпуса, а ведомые диски, этой же муфты и муфтЫ другого гидроцилиндра связаны между собой звеном. :л

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1084515A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Мазилов Н.Д., Трусов С.М
Гидромеханические коробки передач
М., Машиностроение, 1971, с
Затвор для дверей холодильных камер 1920
  • Комаров Н.С.
SU182A1
Фальцовая черепица 0
  • Белавенец М.И.
SU75A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Авторское свидетельство СССР по заявке № 3454781/28, кл
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

SU 1 084 515 A1

Авторы

Лифшиц Исаак Иосифович

Лифшиц Георгий Исаакович

Даты

1984-04-07Публикация

1982-12-13Подача