Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для управ ления ориентируемой аэродинамическо поверхностью летательного аппарата, которое может занимать в воздушном потоке управляемое или флюгерное положение. Известны устройства для управления ориентируемой аэродинамической поверхностью летательного аппарата, Которая может занимать управляемое ил флюгерное положение в воздушном потоке, содержащие механизм сцепления и расцепления ориентируемой аэро динамической поверхности с системой управления, включающей тяги и одноплечую качалку на ориентируемой аэро динамической поверхности. . Цель изобретения - повышение надежности устройства. Это достигается тем, что в устрой стве для управления ориентируемой аэродинамической поверхностью летательного аппарата, которая может занимать в воздушном потоке управляемое или флюгерное положение, содержа щем механизм сцепления и расцепления ориентируемой аэродинамической поверхности с системой управления, включающей тяги и рычаг, установленный на бриентируемой аэродинамической поверхности, механизм сцепления и расцепления выполнен в виде двух пар попарно-противоположно взаимодействующих домкратов, между кото рыми расположены блоки по одному на каждую пару и 1 шарнирно связанная с блоками двуплечая качалка, установ,ленная на тяге рычага, а один из блоков шарнирно соединен с тягой системы управления, при этом устройство снабжено также механизмом .регулирования положения равновесия ориентируемой аэродинамической поверхности, выполненным в виде смонтированной на оси поворота ориентируемой аэродинамической поверхности второй двуплечей качалки, на одном конце которой смонтирован регулируемый противовес, а на другом - демпфер. На фиг. 1 изображен самолет с ориентируемой аэродинамической поверхностью в положений флюгирования, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, в управляемом положении; на фиг. 3 - описываемое устройство, вид сбоку, в поЪожении флюгирования ориентируемой аэродинамической поверхности; на фиг. 4 то же, в управляемом положении ориентируемой аэродинамической поверхности; на фиг. 5 - механизм регулирования положения равновесия ориентируемой аэродинамической поверхности. На самолете 1 установлены крыло 2, создающее подъемную силу У, и ориентируемая аэродинамическая поверхность 3, создающая уравновешивающую силу У2 и 2 в управляемом и флюгерном положениях соответственно. На оси 4 поворота ориентируемой аэродинамической поверхности установлен рычаг 5, к которому подсоединена тяга 6, шарнирно соединенная с дв5 лечей качалкой 7. Последняя своими плечами шарнирно соединена с блоками 8 и 9, которые расположены между попарно-противоположно взаимодействующими домкратами 10, 11 и 12,13. Один из блоков 9 шарнирно соединен с тягой 14 системы управления. Две пары попарно-противоположно взаимодействующих домкратов 10,11 и 12,13, а также двуплечая качалка 7 н блоки 8,9 обра- . зуют механизм 15 сцепления и расцепления ориентируемой аэродинамической поверхности. Кроме того, на оси 4 поворота ориентируемой аэродинамической поверх- ности установлен механизм регулирования положения равновесия ориенти- руемой аэродинамической поверхности. включающий вторую двуплечую качалку 16, на одном конце которой смонтирован регулируемый противовес 17, а на другом конце установлен демпфер 18. Когда домкраты 10 и 11 раздвинуты, т.е. освобождают блок 8, а домкраты 12, 13 сдвинуты, т.е. фиксируют блок 9 в неподвижном положении, ориентируемая аэродинамическая поверхность находится в положении флюгирования. При другом положении соответствующих домкратов ориентируемая аэродинамическая поверхность находится в управляемом режиме, т.е. связана через тягу 6, качалку 7 и тягу 14 с системой управления. Такое устройство повышает надежность управления ориентируемой аэродинамической поверхностью.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРИЕНТИРУЕМОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее механизм сцепления и расцепления ориентируемой аэродинамической поверхности с системой управления, включающей тяги и рычаг, установленный на ориентируемой аэродинамической поверхности, отличающееся тем, что, с целью Повышения надежности, механизм сцепления и расцепления выполнен в виде двух пар попарно-противоположно взаимодействующих домкратов, между которьми расположены блоки по одному на каждую пару.и шарнирно связанная с блоками двуплечая качалка, установленная на тяге рычага, а один из блоков шарнирно сочленен с тягой системы управления, при этом устройство снабжено также механизмом регулирования положения равновесия ориентируемой аэродинамической поверхности, выполненньм в виде смонтированной на оси поворота ориентируемой аэродинамической поверхнос-. ти второй двуплечей качалки, на одном конце которой смонтирован регуО) С лируемый противовес, а на другом демпфер.
Авторы
Даты
1984-04-15—Публикация
1979-04-16—Подача