АКСЕЛЕРОМЕТР Советский патент 1996 года по МПК G01P15/09 

Описание патента на изобретение SU1090131A1

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения виброускорения в машинах и механизмах с жесткими условиями эксплуатации.

Известны акселерометры, в которых для повышения точности измерений чувствительный элемент (преобразователь) и инерционная масса выполнены в виде поплавка, помещенного в демпфирующую жидкость. Заполнение жидкостью полости, в которой закреплен чувствительный элемент, приводит к тому, что чувствительность его снижается за счет значительного гидравлического сопротивления, препятствующего движению элемента.

Резкое снижение добротности чувствительного элемента находящегося в жидкости, приводит не только к размытию резонансного пика, но и к смещению его в сторону нижних частот за счет увеличения эффективной массы чувствительного элемента, а это приводит к снижению диапазона рабочих частот преобразователя. Однако, упругие свойства жидкостей таковы, что ударные процессы передаются в виде волн, способных разрушать чувствительный элемент.

Поэтому, такая конструкция дает значительные погрешности при виброизмерениях в условиях воздействия температур, удара и высокочастотных составляющих вибраций.

Наиболее близкими по технической сущности к предлагаемому является акселерометр, содержащий чувствительный элемент, и установленный на упругом подвесе корпус, внутри которого на пружинах, закреплена инерционная масса, а зазоры между стенками корпуса и инерционной массой заполнены демпфирующим веществом и защитный кожух.

Этот акселерометр имеет ограниченный диапазон рабочих температур, что вызывает дополнительные температурные погрешности и снижает точность измерения.

Целью настоящего изобретения является обеспечение стабильности в широком диапазоне температур. Эта цель достигается тем, что в акселерометре, содержащем чувствительный элемент и установленный на упругом подвесе корпус, внутри которого на пружинах закреплена инерционная масса, а зазоры между стенками корпуса и инерционной массой заполнены демпфирующим веществом, в качестве демпфирующего вещества использован мелкодисперсный порошок из злектроизоляционного неорганического материала, при этом на внешней поверхности инерционной массы и внутренней поверхности корпуса выполнены поперечные кольцевые канавки.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом. Чувствительный элемент акселерометра 1, нагруженный через тарельчатые пружины 2 инерционной массой 3, помещен в дополнительный герметичный корпус 4, заполненный мелкодисперсным порошком 5. Для расширения температурного диапазона акселерометра порошок должен быть из неорганического материала. Дополнительный корпус через две амортизационные прокладки 6 защемлен между основанием 7 и кожухом 8 с определенным усилием поджатия амортизаторов. Для упрощения токосъема с чувствительного элемента акселерометра амортизационные прокладки должны быть выполнены из токопроводящего материала. Причем, дополнительный корпус механически связан с корпусом 9 только через нижнюю амортизационную прокладку. Благодаря электроизоляционным прокладкам 10, расположенным в основании и в крышке кожуха, дополнительный корпус гальванически изолирован от корпуса акселерометра, что обеспечивает экранирование чувствительного элемента от внешних механических тепловых и электромагнитных воздействий.

При действии ускорения вдоль оси акселерометра инерционная масса через тарельчатые пружины изгибает чувствительный элемент, вызывая появление полезного сигнала. Амортизационные прокладки обеспечивают снижение амплитуды воздействия ударных и высокочастотных составляющих ускорения, а наличие порошка в полости, где размещен чувствительный элемент, и бороздок на боковых поверхностях инерционной массы и кожуха приводят к снижению его механической добротности за счет потерь энергии при трении порошка о поверхность чувствительного элемента при его перемещении, что уменьшает подъем частотной характеристики и расширяет рабочий диапазон частот.

Такая конструкция акселерометра позволяет использовать его в широком диапазоне температур от -200 до +200оС, так как амортизационные прокладки и порошок, заполняющий полость чувствительного элемента, имеют малую и разную по знаку зависимость демпфирующих свойств от температуры.

Это подтверждается следующим: показатель степени амортизации (демпфирования) характеризующей поглощение энергии амортизационной прокладкой из металлорезины К1, определяется следующим выражением:
K1= α (1)
а для порошкового демпфера К2:
K2 β·V2 ·ρ2· K2 β· G2, (2) где V1 объем амортизатора;
V2 объем, занимаемый порошком;
ρ1- плотность материала прокладки;
ρ2- плотность материала порошка;
К1 коэффициент заполнения прокладки;
К2 коэффициент заполнения порошка;
α,β- константы размерности;
G2 масса порошка.

Так как описываемая конструкция обеспечивает при изменении температуры практически неизменный объем прокладок и порошковой засылки, то влияние на показатели К1; К2 оказывают только коэффициенты k1; k2, причем они имеют влияние противоположно направленное. Следовательно, для сохранения суммарного показателя демпфирования для конструкции необходимо, чтобы К1 К2. С учетом выражений (1), (2), находим, что масса порошка должна удовлетворять условию:
G A
Благодаря тому, что чувствительный элемент защемлен между тарельчатыми пружинами, на торцах которых установлена инерционная масса, расположенная в корпусе, заполненном порошком, удается получить высокую чувствительность акселерометра при достаточно большой собственной частоте.

Испытания опытных образцов, изготовленных в соответствии с предлагаемой конструкцией, в условиях воздействия вибрационных ускорений до 2 т.ед. и ударных до 3,5 тыс.ед. подтвердили повышенную точность (в 3-5 раза) измерения виброускорений в диапазоне температур -200 +200оС по сравнению с точностью измерения, полученной с помощью известного акселерометра.

Таким образом, предлагаемая конструкция обеспечивает повышенную точность измерения в условиях комплексного воздействия температур -200 +200оС, ударных и высокочастотных вибраций до нескольких тысяч единиц.

Похожие патенты SU1090131A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения ускорения 1990
  • Умников Валерий Николаевич
  • Беркович Сергей Борисович
  • Бондарчук Юрий Константинович
  • Ветров Виктор Николаевич
SU1760461A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО УСКОРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Рыбаков В.И.
RU2132559C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1966
  • Уманский А.А.
SU215628A1
Акселерометр 1980
  • Ковальский Вадим Николаевич
SU940073A1
УДАРОПРОЧНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 2016
  • Иванов Виктор Евгеньевич
  • Селищев Анатолий Алексеевич
RU2615600C1
АКСЕЛЕРОМЕТР 1994
  • Брехов Р.С.
RU2091797C1
Струнный акселерометр 1976
  • Клейменов Владимир Семенович
  • Кулакова Зинаида Ивановна
SU705347A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НЕЛИНЕЙНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЕНСАЦИОННЫХ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ С МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ОБРАТНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ 1985
  • Баженов В.И.
  • Горбачев Н.А.
  • Рязанов В.А.
SU1344052A1
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ МАЯТНИКОВЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 2013
  • Вартанова Лидия Григорьевна
  • Воронков Александр Владимирович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Подругин Роман Александрович
  • Смирнов Евгений Семенович
  • Юрлов Федор Александрович
RU2559154C2
Виброметр 1989
  • Соколов Вячеслав Николаевич
  • Купоросов Виталий Николаевич
SU1716335A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 090 131 A1

Реферат патента 1996 года АКСЕЛЕРОМЕТР

АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий чувствительный элемент и установленный на упругом подвесе корпус, внутри которого на пружинах закреплена инерционная масса, а зазоры между стенками корпуса и инерционной массой заполнены демпфирующим веществом, и защитный кожух, отличающийся тем, что, с целью обеспечения стабильности в широком диапазоне температур, в качестве демпфирующего вещества использован мелкодисперсный порошок из электроизоляционного неорганического материала, при этом на внешней поверхности инерционной массы и внутренней поверхности корпуса выполнены поперечные кольцевые канавки.

Формула изобретения SU 1 090 131 A1

АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий чувствительный элемент и установленный на упругом подвесе корпус, внутри которого на пружинах закреплена инерционная масса, а зазоры между стенками корпуса и инерционной массой заполнены демпфирующим веществом, и защитный кожух, отличающийся тем, что, с целью обеспечения стабильности в широком диапазоне температур, в качестве демпфирующего вещества использован мелкодисперсный порошок из электроизоляционного неорганического материала, при этом на внешней поверхности инерционной массы и внутренней поверхности корпуса выполнены поперечные кольцевые канавки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года SU1090131A1

АКСЕЛЕРОМЕТР 0
SU352221A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 090 131 A1

Авторы

Дунаевский В.П.

Сумский В.П.

Калюжная И.Ф.

Мухин Н.П.

Донсков В.И.

Даты

1996-02-27Публикация

1982-08-19Подача