Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных машинах, транспортном оборудовании и т.п.
По основному авт. св. № 496393 известна фрикционная дисковая муфта, содержащая концентрично установленные полумуфты, соединенные между собой ведущими и ведомыми фрикционными дисками, размещенными на внутренних шлицах охватывающей и на наружных шлицах охватывае1мой полумуфт, снабженная сателлитами, установленными между ведущими и ведомыми фрикционными дисками и входящими в зацепление с внутренними и наружными шлицами полумуфт 1.
Недостатком известной муфты является наличие неравномерности скоростей скольжения вдоль радиуса дисков, при этом отдельные части фрикционных дисков имеют очень высокие скорости скольжения, что создает неравномерный нагрев и коробление дисков.
Цель изобретения - увеличение срока службы путем уменьшения относительных скоростей скольжения дисков при буксовании.
Указанная цель достигается тем, что фрикционная дисковая муфта снабжена дополнительными -ведущими и ведомыми фрикционными дисками, размещенными на шлицах полумуфт, при этом основные и дополнительные фрикционные диски, размещенные на внутренних шлицах охватывающей полумуфты, выполнены с внутренним диаметром, больщим наружного диаметра основных и дополнительных фрикционных дисков, размещенных на наружных шлицах охватываемой полумуфты, а дополнительные ведущие и ведомые фрикционные диски установлены концентрично соответственно основным ведомым и ведущим фрикционным дискам.
На фиг. 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - схема работы муфты при буксовании, вид на сателлиты; на фиг. 3 - то же, вид на фрикционные диски.
Муфта содержит две концентрично установленные полумуфты, ведомую охватывающую полумуфту 1 и ведущую охватываемую полу.муфту 2. На охватывающей полумуфте 1 выполнены внутренние шлицы 3, а на охватываемой - наружные шлицы 4. В зацеплении, со шлицами полумуфт 1 и 2 установлены сателлиты 5, а между сателлитами
5 на шлицах полумуфты 1 установлены основные 6 и дополнительные 7 ведо.мые фрикционные диски, а на щлицах полумуфты 2 - основные 8 и дополн1|тельные 9 ведущие фрикционные диски.
Основные 6 и дополнительные 7 ведомые фрикционные диски выполнены с внутренним диаметром, больщим наружного диаметра основных 8 и дополнительных 9 ведущих фрикционных дисков. При этом дополнительные ведущие 9 и ведомые 7 фрикционные диски установлены концентрично относительно основным ведомым б и ведущим 8 фрикционным дискам.
Муфта работает следующим образом.
В сцепленном положении диски 6-9 и сателлиты 5 сжаты, крутящий момент передается между полумуфтами 1 и 2 с помощью шлицов 3 и 4, моментов трения между фрикционными дисками 6-9 и сателлитами 5 и моментом заклинивания зубьев сателлитов 5 в щлицах 3 и 4.
В расцепленном состоянии диски 6-9 и сателлиты 5 разжаты, полумуфта 1 с дисками 6 и 7 остановлена. Полумуфта 2 вращается вместе с дисками 8 и 9. Сателлиты 5, находясь в зубчатом зацеплении со шлицами 3 и 4 полумуфт 1 и 2, вращаются вокруг своей оси и одновременно обкатываются вокруг оси муфты, соверщая планетарное движение, и, вращаясь, увлекают за собой потоки масла, усиливают его перемешивание и тем самым улучшают отвод тепла при буксовании муфты, когда полумуфта 2 вращается вместе с дисками 8 и 9, а полумуфта 1 вместе с дисками 6 и 7 остановлена.
При этом тепло, выделяющееся на поверхности дисков 6-9 и сателлитов 5, зависящее от относительных скоростей скольжения указанных деталей, достигает незначительных величин, так как при концентричном расположении дисков 6, 7 и 8, 9 величина относительного скольжения дисков 8 и 9 и сателлитов 5 снижается примерно в два раза, если наружный диаметр этих дисков примерно равен диаметру окружности центров сателлитов 5.
Изобретение позволяет увеличить срок а/тужбы фрикционной дисковой муфты в результате снижения относительных скоростей скольжения, уменьщения нагрева и коробления фрикционных дисков и, соответственно, повысить надежность работы мyфтьL
8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многодисковая фрикционная муфта преимущественно постоянно замкнутого типа | 1983 |
|
SU1171615A1 |
Фрикционная дисковая муфта | 1974 |
|
SU496393A1 |
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям | 1980 |
|
SU1043377A1 |
Управляемая фрикционная муфта | 1983 |
|
SU1200023A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1479747A1 |
БЕСФЛАТТЕРНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ПРИВОДА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ИХ ВРАЩЕНИЯ | 2016 |
|
RU2618661C1 |
Фрикционная дисковая муфта | 1983 |
|
SU1109549A2 |
Фрикционная дисковая муфта | 1977 |
|
SU684209A1 |
ФРИКЦИОННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА | 1969 |
|
SU257949A1 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
ФРИКЦИОННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА по авт. св. № 496393, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока службы путем уменьшения относительных скоростей скольжения дисков при буксовании, она У7 Y///// снабжена донолнительными ведуш.мми н ведомыми фрикционными дисками, размещенными на шлицах полумуфт, при этом основные и дополнительные фрикционные диски, размешенные на внутренних шлицах охватываюшей полумуфты, выполнены с внутренним диаметром, большим наружного диаметра основных и дополнительных фрикционных дисков, размешенных на наружных П1лицах охватываемой полумуфты, а дополнительные ведушие и ведомые фрикционные диски установлены концентрично соответственно основным ведомым и ведущим фрикционными дискам. (Л ф 1чЭ СО
Фиг.З
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Фрикционная дисковая муфта | 1974 |
|
SU496393A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-05-15—Публикация
1983-03-31—Подача