Изобретение относится к машинострое11 и Ю.
По основному авт. св. N° 531942 известна фрикционная дие,ковая .муфта, содержащая цв полумуфты, взаимодействуюндие через пакет ведун.1.их и ведомых дисков, разводящее устройство которого выполнено в виде плоскостного резинового кольца, установленно1ч) между рабочими поверхностя.ми двух одноименных дисков, толщина которого больнле толщины диска сопряженной полумуфты 1 .
Недостатком известной муфты является расположение разводящих элементов на рабочих поверхностях одноименных дисков, что ведет к неэффективно.му использованию рабочей поверхности дисков, к увеличению габаритов дисков и наружных полумуфт, в которых они установлены, т.е. увеличению габаритов всей муфты в целом. Это увеличение усугубляется также тем, что при сжатии пакета дисков резиновое кольцо, деформируясь, как бы «растекается (круглое се.чение превраплается в э.тлиж:, квадратное
в прямо гольное), что ведет к доиолнительно.му увеличению рабочей повер. дисков. следовате,тьно, самих дисков, но.луму4;|ihi и всей муфты.
Кроме того, эта муфта отличается недост,.;.чной стабильностью и надежнос1ью разве.(еиич дисков pe3Ht OBbi.MH кольцами. Как известно, допуски на изготовление резинозых Ko.ien колеблются в пределах десятых долей миллиметра, а при практически ириме1 яемом зазоре .между дисками R вык.лючеиьой муфте (0,2-Q,, мм) зазоры .между дисками по все.му пакету неодинаковы, бо.лее того, может возники.уть ситуация, ко|-да нек.порые зазоры будут 6o;ibnie ереднего ( )товленни резинового кольца по ве)хне.му iipe;uviy допуска), а другие зазоры -меньше cpe,:iHeiO зазора (прп изготовлении pe: KriOHoi4) кольца по нижнему пределу лопуска), при этом зазора может вообще не бьггь, что приводит к соответствующим потерям в вык.люченной .муфте. Чтобы избежать этого пужно вьпюлнить средний зазор между дисками пакета в указанной .муфте .значительно большим 0,2-0,3 мм, что приi-.o.iiir к упе;1И1-;ению оеевого габарита муфты. К ICiMy жс но мере эксплуатации резина мепяег свои .механические свойства (стареет), слолонательно, ее упругие свойства отличаются от ранее заданных, а это приводит и.ш к не.тостаточно.му разведению диеков и.ти требует 6o. bHjee усилие сжатия пакета, а как изр.естно, пи то, ии другое недопустимо.
Це,1ью изобретения является повышение надежности путем улучшения разведения дисков и :1лги ности их включения.
11О1.:тавле ная цель достигается тем, что во ;|;рякци()Н1чОЙ муфте упругие кольца устройства разведения диеков выполнены плоскими из металла и установлецы .между шлицами о,1ноименных дисков за их фрикционной поверхностью, а назов в полумуфтах выполнено в два раза больн е, чем щлицев на еонрягае.мо.м диске, причем н.1лицы носледующих одноименных дисков установлены в пазах полу.муфт со смещением на один паз.
На фиг. 1 изображена фрикционная дисковая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 ра.зрез А--А на фиг. 1; на фи|-. 3 - развертка упругих колец, между которыми располохены шлицы дисков муфты в исходно.м состоянии выключешюй муфты; на фиг. 4 - развертка в рабочем состоянии включенной муфты; на фиг. 5 - расположение упругих колец в полумуфтах; на фиг. 6 - вариант расположения упругих колец снаружи внешней полумуфты; на фиг. 7 - вариант упругих колец прямоугольного сечения.
Фрикционная дисковая муфта содержит внутреннюю по,1у.муфту 1 с ведо.мыми диска.ми 2, вне1инюю иолу.муфту 3 со ш:1ицевым.и пазами 4 с уетановленны.ми в них шлица.ми 5 ведущих дисков 6. Количество пазов 4 полумуфты 3 в два раза больше, чем шлицев 5 на ведущпх дисках 6. Два ;1юбых смежных ведущих диска 6 установлены шлицами 5 в пазах 4 относительно дру1 .труга ео с.ме цением на один паз. Между шлицами 5 ведущих 6 и ведомых 2 дисков аспо;1ожены плоскостные ко.чьца 7, выполнегшые из упругого .металла, толщина S, ксгорых бо.1ыне,чем S ведо.мых диеков 2 на два междисковых зазора х Sj- 3,,, 2Л
Благодаря описанному расположению шлицев 5 дисков 6 в пазах 4 полумуфты 3 каждое плоскостное упругое кольцо 7 контактирует со шлицами 5 двух с.межных дисков laKHM образом, что шлицы диска, расположенного с одной стороны нлоекостного Пругого кольца 7, находятся в промежутках между шлицами диска, расположенного с другой стороны указанного кольца 7. Другими слова.ми, кольцо 7 расположено за фрикционной поверхностью дисков.
Кольца могут быть выполнены как сплошными, так и разрезными и иметь цилиндрическое или прямгоульное сечение. ,
Кольца могут уетанаВсТиваться как внут)и, так и епаружи иолумчфты, как на внутренней, так и на внешней иолумуфте или tia обеих одновреме1 но.
Кольца могут быть выполнены из пружинной прово.юки круглого или квадратного сечения (например, из стали марок 65Г. 50ХФ60С2.А, т.д.), а также зчи ко.Пзца могут быть вы11олне - ы из .1ис-|-овой стали, например, марки 65Г Н1тамповкой и другими м ето д а .м и о б р а бот ки.
Фрикционная дисковая муфта работает ел еду ю щи м об р а зо м.
ril)H отс Тствии уеилия сжатии пакета дисков (фиг. 1 и 5) п.(скоетные упругие ко;1ьца 7 находятся в исходном плоском состоянии, обеспечивая стабильное расстояние между одноименными (вед щими. ведомыми) дисками, равное толщине упругого кольца 7, которое на два междисковых зазора больше толщины ведомого (ведущего) диска сопряженных полумуфт 1, находящегося между ними. При приложении сжимающего усилия к пакету дисков муфты плоскостные упругие кольца 7 прогибаются между щлицами 5 двух смежных одноименных дисков на величину двух междисковых зазоров Л , обеспечивая -полное смыкание пакета фрикционных дисков (фиг. 4). При приложении сжимающего усилия к пакету дисков муфты деформируется не только упругое колько 7, но и контактирующие с ним своими щлицами 5 ведущие 6 и ведомые 2 диски, поэтому в момент смыкания уйомянутые диски имеют волнообразную поверхность. Благодаря этому соприкосновение ведущих дисков 6 с ведомыми дисками 2 начинается с гребней волн, имеющихся на указанных дисках. По мере сжатия пакета волны уменьщаются, площадь соприкосновения увеличивается и в конце процесса смыкания ведомые 2 и ведущие 6 диски взаимодействуют между собой всей поверхностью. Такой процесс способствует постепенному плавному нарастанию передаваемого муфтой момента. При размыкании происходит обратный процесс: ведущие 6 и ведомые 2 диски, контактирующие с упругими кольцами 7, из плоских превращаются в волнообразные, а в момент полно10 выключения муфты, при снятии нажимного усилия, указанные диски вновь становятся плоскими, обеспечивая между собой гарантированный зазор. Благодаря этому улучшается плавность выключения фрикционной муфты. Пспользование изобретения по сравнению с известной муфтой приведет к повышению стабильности и надежности разведения дисков, что уменьшает потери в работающей на холостом ходу муфте вследствие получения совершенно одинаковых междисковых зазоров между дисками по всему пакету за счет совершенно равных толщин разводяц 1их элементов, выполненных из упругого металла, а также повышает плавность включения и выключения муфты за счет образования волнистой поверхности на дисках, контактирующих с разводящими элементами при сжатии пакета дисков и при снятии усилия сжатия. Кроме того, использование изобретения позволит уменьшить габариты муфты, а следовательно, и ее металлоемкость на 15-20 /о за счет эффекTniiiioro пспользовапня рабочей фрикционной поверхности дисков, за счет эффективного месторасположения разводящего указанные диски упругого элемента. Таким образом, в конечном счете использование изобретения ,1учц1ает эксплуатационные характеристики муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная дисковая муфта | 1977 |
|
SU684209A1 |
Двойная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1109551A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами трансмиссии | 1981 |
|
SU1089315A1 |
Фрикционная дисковая муфта | 1983 |
|
SU1092317A2 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Гидромеханическая коробка передач Г.И.Лифшица и И.И.Лифшица для транспортного средства | 1984 |
|
SU1209472A1 |
Фрикционная упруго-предохранительная муфта Г.В.Гонского | 1981 |
|
SU1008529A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1399543A1 |
Фрикционная дисковая муфта | 1980 |
|
SU1006814A1 |
ДИСКОВАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1972 |
|
SU343091A1 |
ФРИКЦИОННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА по авт. св. № 531942, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее надежности путем улучшения разведения дисков и плавности и.х включения, упругие кольца устройства разведения дисков выполнены плоскими из металла и установлены между шлицами одноимеины.ч дисков за и.х фрикционной поверхностью, а лазов в полумуфта.х выполнено в два раза больше, чем шлицев на сопрягаемом диске, причем шлицы последующих одноиме}1пых дисков установлены в пазах ncxnyMyijiT со смешением на одни паз. . (О о со СП N со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Фрикционная муфта | 1975 |
|
SU531942A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-08-23—Публикация
1983-07-27—Подача