Известен применявшийся в целях обучения прием составления групп из сплачиваемых между собою пластинок, а равно прием нанесения знаков химических тел на отдельные пластинки и разной окраски последних.
В предлагаемом учебном, пособии для наг.лядного изображения химического состава сложных тел химические знаки металлов и других элементов, остатков и групп элементов изображаются на отдельных пластинках с выступами и выемками, которые, благодаря особенностям их устройства, могут быть комбинируемы только определенным образом.
Пластинки разделяются на две группы: А. Пластинки электроположительных элементов, у которых имеются значки или приспособления для совмещения с другими пластинками по одну сторону от химического знака (по правую). В. Пластинки электроотрицательных элементов и остатков, у которых значки или приспособления для совмещения имеются по другую сторону (левую) от химического знака.
Пользуясь таким расположением приспособлений для совмещения, учащийся может совмещать пластинки только с противоположными зарядами. Даже в том случае, если приспособления для совмещения заменены для упрощения знаксши и -, учащийся, совмещсш -j- с -(- или - с -, должен был бы повернуть одну из пластинок „кверху ногами и заметил бы, что он комбинирует неправильно. Таким образом, пластинки одной и той же группы-несовместимы. Пластинки не одинакового или произвольного размера, как у обыкновенной с1збуки, и не делены на равновеликие части как пластинки для обучения дробям, а различного и строго определенного относительного размера. Именно: длина пластинок пропорциональна валентности нанесенных на них элементов или остатков, при чем число приспособлений для совмещения на каждой пластинке равно валентности данного элемента или остатка.
Благодаря такой форме пластинка группы А вполне совмещается с пластинкой группы В лишь в том случае, если валентности элементов или
остатков равны друг другу. Пластинки же различных валентностей для полного совмещения, т.-е. такого, при котором не остается свободных приспособлений для совмещения, должны быть взяты в таком числе, чтобы общее число валентности и общая длина пластинок группы А равнялись общему числу валентностей и общей длине пластинок группы В. Таким образом, пластинки могут быть совмещены только в такой комбинации, которая соответствует правильной формуле данного соединения.
На прилагаемом чертеже изображены отдельные пластинки, обозначающие некоторые химические элементы группы HP остатки, с примерами составленных из них сложных тел. Фиг. 1 обозначает одновалентный элемент Н-водород, дающий в соединении с кислотным остатком (фиг. 3) азотную кислоту HNO (фиг. 6), а с галоидом С/ (фиг. 5)- хлористый водород (фиг. 11); фиг. 2- одновалентный элемент К - калий, а фиг. 4 - одновалентную группу (NH - аммоний; фиг. 7 обозначает двуосновную серную кислоту //2 SO, в которой два одновалентных элемента Н соединены с кислотным остатком Sp. При замещении в серной кислоте одного из водородов одновалентным калием К, образуется кислая серно-калиевая соль KHSO (фиг. 8). Алюминий, будучи трехвалентным элементом,вступая в соединение с двухвалентным кислотным остатком .SO, дает соединение-сернокислый глинозем Alz ( (фиг. 10); фосфорная кислота представляет соединение кислотного остатка РО с тремя одновалентными элементами Н-водородами; при замещении в ней одного водорода одновалентным калием К (фиг. 2) получается кислая калиевая соль фосфорной кислоты (фиг. 9).
Пластинки изготовляются из картона, дерева, металла или любого другого подходящего материала;
вместо выступов и выемок пластинки могут быть снабжены отверстиями и шпеньками, дырочками и крючками, гнездами и кнопками и т. п. соединениями, или же иметь на себе пометки для электроположительных ц - для электроотрицательных элементов. Соответственно химическому характеру изображенных элементов, или групп их, или надписей названий элементов, или групп на тыльной стороне пластинок в учебном пособии применен прием окраски пластинок.
Предмет патента.
1.Учебное пособие для наглядного изображения химического состава сложных тел, состоящее из набора прямоугольных пластинок с обозначенными на них химическими знаками отдельных элементов или их групп, отличающееся тем, что для составления из пластинок сочетаний, соответствующих составу химических молекул, сближаемые между собой пластинки А В, С... имеют длину, пропорциональную валентности изображенных, на них элементов или групп их, и снабжены размещенными соответственно друг другу на разных сторонах пластинок знаками -|(плюс) у электроположительных и - (минус) у электроотрицательных элементов, в соответствующем числу единиц валентности элементов или их групп количестве, или одинаковым с числом плюсов и минусов каких-либо приспособлений для сцепления соответствующих пластинок между собою, например: выступов и выемок, шпеньков и углублений, крючков и петель и т. п.
2.При указанном в п. 1 учебном пособии применение окраски пластинок А, В, С... в различные цвета, соответственно химическому характеру изображенных элементов или групп их, или надписей, названий элементов или групп на тыльной стороне пластинок.
к патенту В. Н. Верховского № 10946
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Наглядное пособие для химии | 1932 |
|
SU33730A1 |
СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГИИ | 2004 |
|
RU2410324C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ И ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ВЕДУЩИМ ИЛИ НА КОМПЬЮТЕРЕ | 1997 |
|
RU2119191C1 |
ПОСОБИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НА АППАРАТЕ МОРЗЕ | 1934 |
|
SU41253A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КИСЛОТНОСТИ НИТРОЭФИРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2094796C1 |
СИНТЕТИЧЕСКИЕ НАБУХАЮЩИЕ ГЛИНИСТЫЕ МИНЕРАЛЫ | 1995 |
|
RU2163224C2 |
Наглядное учебное пособие для изучения счета | 1932 |
|
SU44874A1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ | 1994 |
|
RU2090938C1 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2011 |
|
RU2520049C2 |
ГЕТЕРОФАЗНЫЙ ПОЛИПРОПИЛЕН С ВЫСОКОЙ ТЕКУЧЕСТЬЮ И ПРЕКРАСНЫМИ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ УДАРНЫМИ СВОЙСТВАМИ | 2008 |
|
RU2451041C2 |
Фиг.З. Фиг.4. Фип5.
{NOJ
фиг.11.
фиг.5.
Г
Авторы
Даты
1929-09-30—Публикация
1925-10-28—Подача