Изобретение относится к электротехнике, а именно к схемам питания вспомогательного оборудования электростанций.
Известно устройство для электроснабжения собственных нужд самолета, содержащее асинхронизированную синхронную машину и регулятор возбуждения с управлением по параметрам частоты и напряжения 1.
Однако осуществление регулирования только по отклонению частоты и напряжения не обеспечивает собственные нужды качественной энергией, поскольку не позволяет поддержать постоянство частоты и напряжение собственных нужд при изменении режима их работы.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для электропитания потребителей, содержащее синхронный генератор и трансформаторы, одни выводы первичных обмоток которых подключены к главным выводам обмоток якоря генератора, а к выводам вторичных обмоток подключаются потребители, причем вторые выводы первичны:: обмоток трансформаторов подключены к дополнительньм выводам обмоток якоря генератора в точках с максимальной поперечной составляю- щей напряжения, к которьм подключены и вторые выводы вторичных обмоток трансформаторов, имеющие полярность, обратную полярности выводов первичных обмоток 2 .
Недостатком известного устройства является зависимость режима работы потребителей собственных нужд от режимных параметров энергосистемы, что снижает надежность работы генераторов как при кратковременных снижениях напряжения и частоты из-за отключения элементов или близких коротких замыканиях в энергосистеме так и при длительных отклонениях режимных параметров, приводящих изза снижения производительности, собственных нужд к лавине частоты или из-за опрокидывания двигателей к лавине напряжения, вызывающих останов элек трос та нций.
Цель изобретения - повышение надежности работы энергосистемы и электроснабжения потребителей собственных нужд генератора.
Указанная цель достигается тем, что устройство для электропитания потребителей, содержащее синхронный генератор, подключенный к энергосистеме, и шины с подключенными потребителями, снабжено асинхронизированной синхронной машиной, вал которой механически соединен с валом генератора, а статорные обмотки подключены к шинам с потребителями, управляемым преобразователем частоты, функциональным преобразователем, двумя сумматорами, датчиками частоты и
напряжения на шинах потребителя, датчиком частоты на шинах энергосистемы, присоединенным к функционально-му преобразователю, двумя дифференцирующими элементами и регулятором возбуиодения, входы которого подсоединены к сумматорам и к дифференцирующим элементам, входы одного из сумматоров подсоединены соответственно к датчику и дополнительно введенному задатчику напряжения, а выход соединен с первым дифференцирующим элементом, входы другого сумматора подсоединены к выходам датчика частоты шин потребителей и функционального преобразователя, а выход соединен с вторым дифференцирующим элементом, вход регулятора возбу51д5ения подключен к управляемому преобразователю частоты асинхронизированной машины.
На фиг. 1 представлена предлагаемого устройства; на фиг.2 пример зависимости частоты шин потребителей собственных нужд генератора от частоты шин энергосистемы.
Устройство состоит из синхронного генератора 1, статорная обмотка которого подключена к шинам 2 энергосистемы, а вал механически связан с турбиной 3 и валом асинхронизированной синхронной машины 4, статорная обмотка которой подключена к шинам 5 потребителей собственных нужд генератора 1. Обмотки ротора асинхронизированной машины 4 через управляемый преобразователь б частоты соединены с шинами 5. Вход управляемого преобразователя 6 частоты соединен с регулятором 7 возбуждения, вход которого соединен с сумматорами 8 и 9, а также с дифференцирующими элементами 10 и 11. Выход сумматора 8 соединен с входом дифференцирующего элемента 10, а выход сумматора 9 соединен с входом дифференцирующего элемента 11. На вход сумматора 8 вводится уставка по напряжению. Выход датчика 12 частоты шин 2 энергосистемы соединен с входом функционального преобразователя 13, выход которого соединен с входом сумматора 9. Датчик 14 напряжения шин 5 потребителей соединен с входом сумматора 8, а датчик 15 частоты шин 5 потребителей соединен с входом сумматора 9.
Устройство работает следующим образом.
Механическая мощность турбины 3, преобразованная генераторами в электрическую, передается от синхронного генератора 1 в энергосистему, а от асинхронизированной синхронной машины 4 потребителям собственных нужд генератора 1, Работа асинхронизированной машины 4 основывается на регулировании возбуждения с полной компенсацией запаздывания в цепи ротоpa и питания обмоток возбуждения напряхсением частотой Wf W частота напряжения статогде w. ра ACM; частота вращения вала двигателя АСМ. В таком случае ток ротора асинхронизированной синхронной машины определяется только напряжением управления, что позволяет получать требуемые характеристики устройств для автономного энергоснабжения по требителей. В сумматоре 8 осуществляется вычитание действительного пряжения от напряжения уставки, в сумматоре 9 производится вычитание режимной частоты от заданного знач ния частоты, а на входы регулятора возбуждения поступают сигналы, про порциональные отклонениям и производным напряжения и частоты на шинах 5 потребителя. Это позволяет жестко поддерживать заданные значе ния частоты и напряжения на шинах потребителей собственных нужд гене ратора 1. В функциональный преобразователь 13 закладывают необходимую зависимость частоты шин собственных нужд генератора от частоты шины энергоси темы. Поэтому введение в систему управления возбуждением асинхронизи рованной синхронной машины 4 да чина 12 частоты и функционального преобразователя 13 позволяет изменять, в допустимых пре.делах частоту (f. - fnrr,ox ) « собственных нуждах генератора в зав симости от частоты энергосистемы (фиг.2) и тем самым оперативно влия на производительность собственных нужд, механическую мощность турбины 3, а следовательно, на электрическую мощность синхронного генератора 1.
h
fn.max fn.H
fn.mln При аварийном снижении частоты ниже допустимого уровня, что свидетельствует о дефиците активной мощ-ь ности в энергосистеме, частота на собственных нуждах генератора повышается, что приводит к увеличению мощности генератора и тем самым к уменьшению дефицита метцности энергосистемы. При увеличении частоты выше допустимого уровня доля снижения частоты на собственных нуждах уменьшается, что приводит к уменьшению мощности генератора и соответственно к снижению избытка активной мощности. Диапазон изменения частоты на шинах потребителей определяется допустимым режимом частоты его собственных нужд. Осуществление электропитания от асинхронизированной синхронной машины снижает также уровень токов короткого замыкания в системе собственных нужд генератора. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить уровень надежности работы энергосистемы в целом из-за возможности в аварийных режимах с дефицитом мощности оперативно изменять мощность генераторов и повышения надежности работы отдельных генераторов, поскольку потребители их собственных нужд получают высококачественную электроэнергию, не зависящую от качества энергии в энергосистеме, практически исключается развитие лавинообразных процессов частоты и напряжения а также уменьшаются токи короткого замыкания в системе собственных нужд. Применение предлагаемого устройства наиболее актуально для электроснабжения собственных нужд атомных электростанций, где имеются особо ответственные электроприемники, требующие источников надежного питания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для связи двух энергосистем | 1979 |
|
SU838886A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1983 |
|
SU1142874A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1986 |
|
SU1427478A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1982 |
|
SU1046839A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1983 |
|
SU1115164A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1980 |
|
SU955356A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1985 |
|
SU1293788A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1978 |
|
SU771796A1 |
Устройство для связи двух энерго-СиСТЕМ | 1979 |
|
SU817854A1 |
Устройство для связи двух энергосистем | 1986 |
|
SU1473002A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, содержащее синхрюнныП генератор, подключенный к энергосистеме, и шины с подключенными потребителями, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы энергосистемы и электроснабжения потребителей собственных нулод генератора, оно снабжено асинхронизированной синхронной машиной, вал которой механически соединен с валом генератора, а статорные обмотки подключены к шинам с потребителями, управляемым преобразователем частоды, функциональным преобразователем, датчиками частоты и напряжения на шинах потребителей, датчиком частоты на шинах энергосистемы, подключенным к входу функционального преобразователя, двумя сумматорами, двумя дифференцирукщими элементами и регулятором возбух(дения, входы которого подсоединены к выходам сумматоров и дифференцирующих элементов, входы одного из сумматоров подсоединены соответственно к датчику и дополнительно введенному задатчику напряжения, а выход соединен с первым дифференцирующим элементом, входы друi гого сумматора подсоединены к выхо(Л дам датчика частоты шин потребителей и функционального преобразовас теля, а выход соединен с вторым дифференцирующим элементом, вход регулятора возбуждения подключен к управляемому преобразователю частоты асинхронизированной синхронной машины. со ел со о 00
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Ботвинник М.М | |||
Асинхронизированная синхронная машина | |||
М., ГЭИ, 1У60, с.55-57 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Стройство для электропитанияпотребителей | 1972 |
|
SU508859A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-05-30—Публикация
1983-01-21—Подача