Способ определения навигационных параметров Советский патент 1985 года по МПК G01C21/16 

Описание патента на изобретение SU1098382A1

местоположения, имекщего нулевой порядок, причем вектор скорости имеет первый порядок, вектор ускорения второй порядок,

тф(;

; , составляющие в проекциях на ойи навигационной системы координат с началом в опорной навигационной тЪчке вектора определяемого параметра т- порядка;

f;ifr.T/I УЛ1/

составляющие в проекциях на оси навигационной системы координат с началом в опорной навигационной точке вектора исходного параметра -порядка,

m«(c) m|,i m«,2 тС,3 ° дуль и проекции на оси навигационной

системы координат с началом в опорной навигационной точке или вектора угловой скорости вращения, направленной по оси аппликат вращающейся прямоугольной системы координат, вектора меньшего порядка (или местоположения, или скорости), возникаклцего под действием вектора большего порядка (или скорости, или ускорения) из исходного и определяемого, в плоскости осей абсцисс и ординат вращающейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает по направлению с вектором меньшего порядка (местоположения или скорости), ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости исходного и определяемого векторов, а ось ординат дополняет две другие оси до правой системы координат, или вектора углового ускорения, направленного по оси аппликат вращающейся прямоугольной системы координат, вектора местоположения, возникающего под действием вектора ускорения, в плоскости абсцисс и ординат вращающейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает по направлению с вектором местоположения, ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости вектора местоположения и ускорения, один из которых является исходным, а другой определяемым; а ось ординат дополняет две другие оси до правой системы координат;

°«t mr mC 4 m{

Sin

m{

me m|C4f M« ,

угол между направлениями векторов.

Похожие патенты SU1098382A1

название год авторы номер документа
Способ определения координат наземного источника радиоизлучения при радиопеленговании с борта летательного аппарата 2016
  • Березин Алексей Валентинович
  • Богданов Юрий Николаевич
  • Вассенков Алексей Викторович
  • Виноградов Александр Дмитриевич
  • Дмитриев Иван Степанович
  • Попов Сергей Александрович
RU2610150C1
СПОСОБ СЧИСЛЕНИЯ КООРДИНАТ ПРИ НЕОРТОГОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВХОДНЫХ ОСЕЙ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ ПАРАМЕТРОВ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ 2020
  • Шолохов Алексей Викторович
  • Беркович Сергей Борисович
  • Котов Николай Иванович
RU2785971C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ НАЗЕМНОГО ИСТОЧНИКА РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2018
  • Ашихмин Александр Владимирович
  • Козьмин Владимир Алексеевич
  • Першин Павел Викторович
  • Рембовский Юрий Анатольевич
  • Уфаев Андрей Владимирович
  • Уфаев Владимир Анатольевич
RU2695642C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1996
  • Турков С.К.
  • Ценных К.М.
  • Криштал А.М.
  • Волобуев Г.Б.
  • Пащенко Е.С.
RU2098764C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ИСТОЧНИКА РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ 2018
  • Агиевич Сергей Николаевич
  • Красюков Андрей Викторович
  • Севидов Владимир Витальевич
  • Севидова Луиза Мухсиновна
RU2696086C1
ЗАЩИЩЕННЫЙ СПОСОБ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРИВЯЗКИ К ПОДВИЖНОЙ НАЗЕМНОЙ ЦЕЛИ 2019
  • Манохин Вячеслав Иванович
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Габбасов Сает Минсабирович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Коркишко Юрий Юрьевич
  • Кузнецов Алексей Михайлович
  • Курдин Василий Викторович
  • Линник Максим Юрьевич
  • Лобко Сергей Валентинович
  • Негриков Виктор Васильевич
  • Орехов Михаил Ильич
  • Федулаев Алексей Александрович
RU2713584C1
Способ морской гравиметрической съемки и устройство для его осуществления 2020
  • Зубченко Эдуард Семёнович
RU2767153C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИЙ 2013
  • Држевецкий Алексей Львович
  • Юрков Николай Кондратьевич
  • Григорьев Алексей Валерьевич
  • Затылкин Александр Валентинович
  • Кочегаров Игорь Иванович
  • Кузнецов Сергей Владимирович
  • Држевецкий Юрий Алексеевич
  • Деркач Валерий Александрович
RU2535522C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ В СКВАЖИНЕ 2016
  • Иванов Олег Витальевич
  • Масленников Владимир Иванович
  • Кузичкин Николай Александрович
  • Марков Владимир Александрович
RU2626486C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И КОМПЛЕКСИРОВАННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Крутских Андрей Александрович
  • Милявский Юрий Борисович
  • Домнин Лев Петрович
  • Волобуев Герман Борисович
RU2395061C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 098 382 A1

Реферат патента 1985 года Способ определения навигационных параметров

Способ определения навигационных параметров объекта, движущегося по траекториям, отличным от движения вдоль линии, соединяющей текущее месtoпoлoжeниe объекта с опорной навигационной точкой, включающий измерение составляющих ускорения или скорости или местоположения в проекциях на оси навигационной системы координат с началом в опорной навигационной точке, отличающийся тем, что, с целью повьшения точности определения навигационных параметров, дополнительно измеряют угловое рассогласование или между направлением из опорной навигационной точки на объект и направлением скорости движения объекта, или между направлением скорости движения объекта и направлением ускорения, или между направлением из опорной навигационной точки на объект и направлением ускорения, определяют модуль и составлякяцие в проекциях на оси навигационной системы координат с началом в опорной навигационной точке или угловой скорости вращения, направленной по оси аппликат вращающейся прямоугольной системы коор-; динат, вектора местоположения или скорости движения объекта, являющегося вектором меньшего порядка из исходного и определяемого, в плоскости осей абсцисс и ординат вращающейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает с направлением от опорной навигационной точки на объект или с направлением скорости - вектором меньшего порядка, ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости векторов исходного и определяемого параметров, а ось ординат дополняет две другие оси до правой системы координат, или углового ускорения, направленного по оси (Л аппликат вращающейся прямоугольной системы координат, вектора местоположения в плоскости осей абсцисс и ординат вращающейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает с направлением от опорной навигационной точки на объект, ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости векторов местоположения и ускорения, а ось ординат дополняет две другие оси правой системы координат, и определяют составляющие искомого параметра по составляющим исходного параметра в соответствии с зависимостью: . ,5 т« т, I Ч -СО, mt W,i т,3 Tj -Cl) с. «8,2 mt,l mt 0} 1; 2 - порядок диф1еренцирования относительно вектора

Формула изобретения SU 1 098 382 A1

1

Изобретение относится к области навигационных измерений, а именно к определению навигационных параметров движущихся объектов.

Известен способ определения навигационных параметров движущихся объг ектов, а именно координат местоположения, а также составляющих вектора скорости и ускорения, согласно которому по измеряемым составляющим навигационных параметров (например, вектора скорости) интегрированием определяют текущие координаты движущегося объекта

Основным недостатком такого спосо ба является нарастание ошибок счисления координат местоположения с течением времени, что вызвано интегрированием ошибок измерений вектора скорости.

Наиболее близким техническим рещением к предложенному является способ определения навигационных параметров объекта, включающий измерение

составляющих ускорения или скорости или местоположения в проекциях на оси навигационной системы координат с началом в опорной навигационной точке,

Основным недостатком способа является возрастание ошибки вычисления текущих навигационных параметров во времени, что обусловлено тем, что определение координат ведется путем

интегрирования текущих измерений, содержащих собственные погрешности. Определение навигационных параметров путем дифференцирования текущих измерений также приводит к увеличению погрешностей счисления. Цель изобретения - повьшение точности определения навигационных параметров. Указанная цель достигается тем, что в способе определения навигацион ных параметров объекта, движущегося по траекториям, отличным от движения вдоль линии, соединяющей текущее местоположение объекта с опорной навигационной точкой, включающем измерение составляющих ускорения или ско рости или местоположения в проекциях на оси навигационной системы координат с началом в опорной навигационной точке, дополнительно измеряют угловое рассогласование или между направлением из опорной навигационной точки на объект и направлением скорости движения объекта, или между направлением скорости движения объекта и направлением ускорения, или между направлением из опорной навигационной точки на объект и направлением ускорения, определяют модуль и составляющие в проекциях на оси навигационной системы координат с началом в опррной навигационной точке или угловой скорости вращения направленной по оси аппликат вращающейся прямоугольной системы координат, вектора местоположения или скорости движения объекта, являкщего ся вектором меньшего порядка из исходного и определяемого, в плоскости осей абсцисс и ординат вращающейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает с направле нием от опорной навигационной точки на объект или с направлением скорости - вектором меньшего порядка, ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости векторов исходного и определяемого параметров, а ось ординат дополняет две другие оси до правой системы координат, или углового ускорения, направленного по оси аппликат вращающейся прямоугольной системы коррдинат, вектора местоположения в плоскости осей абсцисс и ординат вращающейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает с направлением от опор ной навигационной точки на объект, ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости векторов местоположения и ускорения, а ось ординат дополнАет две другие оси до правой системы координат, и определяют составляющие искомого параметра по составляющим исходного параметра в соответствии с зависимостью: где т, е 0; 1; 2 - порядок дифференцирования относительно вектора местоположения, имеющуго нулевой порядок, причем вектор скорости имеет первый порядок, вектор ускорения второй порядок, f составляющие вектора определяемого параметра m-го порядU). («) , р(е) ;Г.; составлякя1Ц1е вектора исходного параметра и-го порядка; / meicl t, ; те,г т.з модуль и проекции на оси навигационной системы координат с началом в опорной навигационной точке или вектора угловой скорости вращения, направленной по оси аппликат вращающейся системы координат, вектора меньше порядка (ипи местоположения, или скорости), возникающего под действием вектора большего порядка (или скорости, ипи ускорения) из исходного и определяемого, в плоскости осей абсцисс и ординат вращакяцейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает по направлению с вектором меньшего порядка (местоположения или скорости), ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости исходного и определяемого векторов, а ось ординат дополняет две другие оси до правой системы координат, или вектора углового ускорения, направленного по оси аппликат вращающейся прямоугольной системы координат, вектора местоположения, возникающего под действием вектора ускорения, в плоскости абсцисс и ординат вращающейся прямоугольной системы координат, ось абсцисс которой совпадает по направлению с вектором местоположения, ось аппликат направлена перпендикулярно плоскости вектора местоположения и ускорения, один из которых является исходным, а другой определяемым, а ось ординат дополняет две другие оси до правой системы координат; - угол между направлениями в.екторов; при . Sin Ц прм m : 1Г , Такой способ позволяет исключить дополнительные погрешности счисления навигационных параметров, возникающие при операциях интегрирования и дифференцирования. На Лиг. 1 поеяставлена прямоуголь ная система координат ОХУ, начало которой совпадает с опорной навигационной точкой (с радиомаяком); на фиг. 2 - функциональная схема устрой ства, реализующего предложенный способ В качестве примера реализаций пре ложенного способа рассмотрим навигационную систему, определякадую текущее местоположение объекта. Система содержит координатор цели 1. допплеровский измеритель 2 скорости и угла сноса, курсовую систему 3, вычислитель координат 4, сумматоры 5, 6, 7. На борту подвижного объекта с помощью бортовых измерителей определяются следуищие параметры движения: угловая скорость линии визирования б и курсовой угол радиостанции 0 (координатором цели 1); модуль скорости W и путевой угол (ПУ) (соответственно допплеровским измерителем скорости и угла сноса и курсовой системой 3.При этомПУ у + УС,где f.гироскопический курс; УС -угол сноса. Угол f между радиусом-вектором и вектором скорости (см. фиг. 1) определяется из соотношения: , Тогда, используя зависимость для определения навигационных параметров. Устройство работает следующим образом. Допплеровский измеритель 2 скорос.ти и угла сноса измеряет линейную скорость объекта, посылая сигнал на вход вычислителя координат 4, н угол сноса, значение котброго складывается в сумматоре 5 с величиной гироскопического курса Vr , которая поступает с вькода курсовой системы 3. Выход сумматора 5 подключен ко второму входу вычислителя координат. Координатор цели 1 измеряет углы 9 и 0 , значения которых поступают на вход сумматора 6 и на третий вход вычислителя координат 4 соответственно. На другой вход сумматора 6 поступает сигнал, пропорциональный значе,нию угла jT . Выход сумматора 6 под-, ключен ко входу сумматора 7, на другой вход которого подается сигнал, пропорциональный путевому углу. В вычислителе координат 4 реализуется формула (2) Рассмотренное уст)ройство является одним из возможных устройств реализующих предложенньй спо- соб. I Возможно реализовать способ с помощью других устройств, которые будут отличаться от рассмотренногоэ количеством и составом измерительной аппаратуры для измерения части навигационных параметров, но определение неизвестных навигационных параметров будет по-прежнему производится по фо-рмуле (1). Предложенный способ позволяет существенно повысить точность счисления навигационных параметров, так как ошибки определения навигационных параметров в этом случае не возрастают с течением времени.

9

онт

фиг,2

/

JV

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1098382A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Одинцов В.А
Радионавигация летательных аппаратов
М., Машиностроение, 1968
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Андреев В.Д
Теория инерциальной навигации
Корректируемые системы
М., Наука, 1967 (прототип).

SU 1 098 382 A1

Авторы

Громов Г.Н.

Даты

1985-05-23Публикация

1981-06-16Подача