менной подпитки выключаемой передачи состоит из дросселя 14 и клапана 15 подпитки с шариковым клапаном 16. Торцевая полость клапана 15 подпитки связана с задроссельным участком нагнетательной магистрали 17 каналом 18. Устройство 3 связано каналом 19 с переключающим устройством, а каиалом 20 с нагнетательной магистралью через дроссель 21. Устройство 10 посредством каналов 22-25 сообщается с каналами 5-8 подвода масла к гидроцилиндрам фрикционных элементов передач. В нагнетательной магистрали установлен клапан 26 изменения давления, управляемый недалью 27.
В установивщемся режиме включенной, например, первой передачи (фиг. 1) гидронасосом 1 в каналах 22 и 5 и магистрали 17 создается давление, определяемое регулировкой клапана 2. Под действием этого давления поршни 11 и 13 смещены в крайнее левое положение и соединяют канал 5 первой передачи с каналом 19. Золотник клапана 15 подпитки смещен вправо и разобщает каналы 19 и 20.
При переключении передач клапан избирателя передач переводится в положение подачи масла во включаемую передачу, например вторую. В начале заполнения гидроцилиндра включаемой передачи давление за дросселем 14-резко падает, вследствие чего золотник клапана 15 подпитки перемещается влево и сообщает каналы 19 и 20, соединив тем самым устройство 10 с нагнетательной магистралью. С этого момента масло, подаваемое насосом, делится на два потока в соответствии с сечениями дросселей 14 и 21. Один поток, проходящий через дроссель 14, направляется к клапану 4 и далее по каналу 6 во включаемый гидроцнлиндр второй передачи, а другой поток, проходящий через дроссель 21, поступает в каналы 20 и 19. Последний благодаря порщням 13 н 11 попрежнему соединен с каналом 5 выключаемого гидроцилиндра, например, первой передачи. Таким образом, гидронасос 1 одновременно заполняет гидроцилиндр включаемой второй передачи и подпитывает гидроцилиндр выключаемой первой передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой клапана 16. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполнится гидроцилиндр включаемой второй передачи, после чего давление в канале 6 и магистрали 17 резко возрастет, вследствие чего золотник клапана 15 подпитки перемещается вправо, разобщая каналы 20 и 19. Одновременно возросшее давление в канале 6 второй передачи по каналу 23 передается устройству 10, вызывая перемещение поршня 12 влево, а поршня 13 - вправо (в положение, показанное пунктиром), в результате чего происходит окончательное отключение
гидроцилиндра первой передачи от канала 19.
Для трогания и разгона машины на низшей передаче, например первой, с временным подключением одной из высших передач, например второй, водитель на остановленной машине (включена лзеханическая нейтраль в коробке передач) переводит рычаг управления клапаном избирателя передач в положение второй передачи. При этом плавающие поршни устройства 10 займут положение, изображенное на фиг. 2, и соединят гидроцилиндр второй передачи с каналом 19. Затем водитель нажимает педаль 27 клапана изменения давления 26, сбрасывая давление в магистрали 17, и рычагом клапана 4 включает первую передачу. При этом золотник клапана 15 перемещается влево и сообщает каналы 19 и 20,
0 благодаря чему устройство 10 н канал 23 второй передачи соединяются с нагнетательной магистралью.
Таким образом, нагнетательная магистраль одновременно соединена с гидроци5 линдрами первой передачи через клапан 4, и второй передачи - через каналы 20 и 19. Для трогания водитель (после включения механической части коробки передач) плавно отпускает педаль 27 клапана 26. При
0 этом давление в нагнетательной магистрали 17 постепенно наращивается. Масло поступает в гидроцилиндры первой н второй передач пропорционально сечениям дросселей 14 н 21. В тот момент, когда давление за
5 дросселем 14, в канале 18, достигнет значения, определяемого пружиной клапана 15, последний переместится право, отсекая канал 19 от нагнетательной магистрали. После этого рост давления в гидроцилиндре
0 второй передачи (в каналах 23 и 6) прекращается, и она отключается.
Давление в канале 5 и гидроцилиндре первой передачи продолжает нарастать в соответствии с темпом воздействия водите5 ля на клапан изменеция давления.
При желании водитель может разгонять машину только на гидроподжимной муфте первой передачи, например, при малой тяговой нагрузке. Для этого он должен включать первую передачу, нажать на педаль клапана изменения дав.тения, включить механическую часть коробки передач и плавно отпустить педаль 27 клапана. При этом давление будет изменяться (нарастать)
5 только в гидроцилиндре первой передачи,
поскольку плавающие поршни устройства
10 и клапан 4 сообщают с нагнетательной
магистралью только канал 5.
Таким образом, предлагаемая гидравлическая система обеспечивает безразрывное переключение передач, а также трогание и разгон мащины по желанию на одной или на двух передачах, в зависимости от загрузки машины.
В то же время гидросистема очень проста и легко компонуется в малых габаритах. Наличие двух постоянных дросселей позволяет управлять давлением в гидроцилиндрах, включенных при трогании передач, и после того, как поток масла через дроссель 14 прекратится, чего нет в известной гидросистеме.
Формула изобретения
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержаихая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через дроссель с клапаном избирателя, клапан подпитки, гидравлически связанный гидролиниями с нагнетательной
гидролинией до и после дросселя, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и баком, отличающаяся тем, что, с целью
расширения функциональных возможностей гидросистемы, она снабжена клапаном изменения давления с педалью управления, установленным в нагнетательной гидролинин между гидронасосом и дросселем, при
этом последний установлен в гндролинии, соединяющей упомянутый клапан подпитки с нагнетательной гидролинией до дросселя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 526535, кл. В 60К 41/00, 1972.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1098837A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1973 |
|
SU526535A1 |
Устройство управления гусеничного транспортного средства | 1977 |
|
SU737283A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1988 |
|
SU1546334A2 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1987 |
|
SU1459965A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Гидравлическая система управления функциональными элементами коробки передач | 1988 |
|
SU1676851A1 |
Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач | 1973 |
|
SU521158A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1984 |
|
SU1167049A1 |
Авторы
Даты
1979-08-30—Публикация
1976-12-03—Подача