Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Советский патент 1979 года по МПК B60K41/00 

Описание патента на изобретение SU682397A1

менной подпитки выключаемой передачи состоит из дросселя 14 и клапана 15 подпитки с шариковым клапаном 16. Торцевая полость клапана 15 подпитки связана с задроссельным участком нагнетательной магистрали 17 каналом 18. Устройство 3 связано каналом 19 с переключающим устройством, а каиалом 20 с нагнетательной магистралью через дроссель 21. Устройство 10 посредством каналов 22-25 сообщается с каналами 5-8 подвода масла к гидроцилиндрам фрикционных элементов передач. В нагнетательной магистрали установлен клапан 26 изменения давления, управляемый недалью 27.

В установивщемся режиме включенной, например, первой передачи (фиг. 1) гидронасосом 1 в каналах 22 и 5 и магистрали 17 создается давление, определяемое регулировкой клапана 2. Под действием этого давления поршни 11 и 13 смещены в крайнее левое положение и соединяют канал 5 первой передачи с каналом 19. Золотник клапана 15 подпитки смещен вправо и разобщает каналы 19 и 20.

При переключении передач клапан избирателя передач переводится в положение подачи масла во включаемую передачу, например вторую. В начале заполнения гидроцилиндра включаемой передачи давление за дросселем 14-резко падает, вследствие чего золотник клапана 15 подпитки перемещается влево и сообщает каналы 19 и 20, соединив тем самым устройство 10 с нагнетательной магистралью. С этого момента масло, подаваемое насосом, делится на два потока в соответствии с сечениями дросселей 14 и 21. Один поток, проходящий через дроссель 14, направляется к клапану 4 и далее по каналу 6 во включаемый гидроцнлиндр второй передачи, а другой поток, проходящий через дроссель 21, поступает в каналы 20 и 19. Последний благодаря порщням 13 н 11 попрежнему соединен с каналом 5 выключаемого гидроцилиндра, например, первой передачи. Таким образом, гидронасос 1 одновременно заполняет гидроцилиндр включаемой второй передачи и подпитывает гидроцилиндр выключаемой первой передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой клапана 16. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполнится гидроцилиндр включаемой второй передачи, после чего давление в канале 6 и магистрали 17 резко возрастет, вследствие чего золотник клапана 15 подпитки перемещается вправо, разобщая каналы 20 и 19. Одновременно возросшее давление в канале 6 второй передачи по каналу 23 передается устройству 10, вызывая перемещение поршня 12 влево, а поршня 13 - вправо (в положение, показанное пунктиром), в результате чего происходит окончательное отключение

гидроцилиндра первой передачи от канала 19.

Для трогания и разгона машины на низшей передаче, например первой, с временным подключением одной из высших передач, например второй, водитель на остановленной машине (включена лзеханическая нейтраль в коробке передач) переводит рычаг управления клапаном избирателя передач в положение второй передачи. При этом плавающие поршни устройства 10 займут положение, изображенное на фиг. 2, и соединят гидроцилиндр второй передачи с каналом 19. Затем водитель нажимает педаль 27 клапана изменения давления 26, сбрасывая давление в магистрали 17, и рычагом клапана 4 включает первую передачу. При этом золотник клапана 15 перемещается влево и сообщает каналы 19 и 20,

0 благодаря чему устройство 10 н канал 23 второй передачи соединяются с нагнетательной магистралью.

Таким образом, нагнетательная магистраль одновременно соединена с гидроци5 линдрами первой передачи через клапан 4, и второй передачи - через каналы 20 и 19. Для трогания водитель (после включения механической части коробки передач) плавно отпускает педаль 27 клапана 26. При

0 этом давление в нагнетательной магистрали 17 постепенно наращивается. Масло поступает в гидроцилиндры первой н второй передач пропорционально сечениям дросселей 14 н 21. В тот момент, когда давление за

5 дросселем 14, в канале 18, достигнет значения, определяемого пружиной клапана 15, последний переместится право, отсекая канал 19 от нагнетательной магистрали. После этого рост давления в гидроцилиндре

0 второй передачи (в каналах 23 и 6) прекращается, и она отключается.

Давление в канале 5 и гидроцилиндре первой передачи продолжает нарастать в соответствии с темпом воздействия водите5 ля на клапан изменеция давления.

При желании водитель может разгонять машину только на гидроподжимной муфте первой передачи, например, при малой тяговой нагрузке. Для этого он должен включать первую передачу, нажать на педаль клапана изменения дав.тения, включить механическую часть коробки передач и плавно отпустить педаль 27 клапана. При этом давление будет изменяться (нарастать)

5 только в гидроцилиндре первой передачи,

поскольку плавающие поршни устройства

10 и клапан 4 сообщают с нагнетательной

магистралью только канал 5.

Таким образом, предлагаемая гидравлическая система обеспечивает безразрывное переключение передач, а также трогание и разгон мащины по желанию на одной или на двух передачах, в зависимости от загрузки машины.

В то же время гидросистема очень проста и легко компонуется в малых габаритах. Наличие двух постоянных дросселей позволяет управлять давлением в гидроцилиндрах, включенных при трогании передач, и после того, как поток масла через дроссель 14 прекратится, чего нет в известной гидросистеме.

Формула изобретения

Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержаихая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через дроссель с клапаном избирателя, клапан подпитки, гидравлически связанный гидролиниями с нагнетательной

гидролинией до и после дросселя, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и баком, отличающаяся тем, что, с целью

расширения функциональных возможностей гидросистемы, она снабжена клапаном изменения давления с педалью управления, установленным в нагнетательной гидролинин между гидронасосом и дросселем, при

этом последний установлен в гндролинии, соединяющей упомянутый клапан подпитки с нагнетательной гидролинией до дросселя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 526535, кл. В 60К 41/00, 1972.

Похожие патенты SU682397A1

название год авторы номер документа
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства 1983
  • Прилуцкий Юрий Назарович
  • Штонда Владимир Григорьевич
  • Кравченко Николай Александрович
SU1098837A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 1973
  • Огий Григорий Ефимович
  • Якименко Иван Александрович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Заикин Александр Александрович
SU526535A1
Устройство управления гусеничного транспортного средства 1977
  • Левитанус Адольф Давидович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Забелышинский Зиновий Эммануилович
  • Волошина Татьяна Борисовна
SU737283A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 1990
  • Артюшенко Анатолий Дмитриевич
  • Прохоров Владимир Петрович
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Прокопенко Виктор Николаевич
SU1759672A1
Система управления движением сочлененных тракторов 1988
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Гридин Николай Федотович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1546334A2
Система управления движением сочлененных тракторов 1987
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Гридин Николай Федотович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1459965A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1743933A1
Гидравлическая система управления функциональными элементами коробки передач 1988
  • Ким Петр Сергеевич
  • Кихтенко Всеволод Антонович
  • Кравчук Иван Федорович
  • Пилипенко Николай Семенович
SU1676851A1
Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач 1973
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Огий Григорий Ефимович
  • Скрыпник Инна Андреевна
SU521158A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1984
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Мандрыка Владимир Ростиславович
  • Пуховой Юрий Владимирович
  • Галуцких Анатолий Данилович
SU1167049A1

Иллюстрации к изобретению SU 682 397 A1

Реферат патента 1979 года Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства

Формула изобретения SU 682 397 A1

SU 682 397 A1

Авторы

Левитанус Адольф Давыдович

Зеликовский Леонид Михайлович

Скрыпник Инна Андреевна

Шапиро Ефим Михайлович

Даты

1979-08-30Публикация

1976-12-03Подача