1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции гидромеханических передач с гидрозамедлителем.
Известна гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера соответственно с размещенными в них блокируемым гидротрансформатором и коробкой передач, поддон, механизм управления, гидравлически соединенный с уст ройством блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, д,вухпозиционным распределителем и регулирующим клапаном регулятора тормоза-замедлителя и с напорной гидролинией приводимого от входного вала коробки передач гидронасоса гидротрансформатора передач, первый гидронасос, соединенный каналом с поддоном, передачи, откачивающий гидронасос с приводом от входного вала коробки передач, второй гидронасос с приводом от выходного вала, теплообменник, одна секция которого соединена каналами со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса с гидробакам, а другая - с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клапан с напорной гидролинией первого гидронасоса, второй- с выходом второго гидронасоса, а третий - с гидробаком, причем последний соединен каналами с всасывающими гидролиниями первого и второго гидронасосов и со сливными каналами регулятора давления и откачивающего гидронасоса, пятилинейный двухпозиционный распределитель,, в котором два
10 выхода содинены соответственно с гидробаком, и всасывающей гидролининей второго гидронасоса, а три других - с поддоном, напорной гидролининей первого насоса и лопастями картеров передачи 1.
15
Недостатком гидромеханической передачи является невозможность получения плавного регулируемого по величине тормозного момента, так как при включении распредлителей тормоза-замедлителя весь ток рабочей жидкости направляется во внутренние полости картеров передачи и гйдробак полностью осущается.
Целью изобретения является повышение надежности путем получения в режиме гидроторможения плавного регулируемого по величине тормозного момента.
Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче регулятор тормоза-замедлителя снабжен дополнительно предохранительным клапаном, при этом последний и регулирующий клапан входными каналами соединены со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса, а выходными - с гидробаком и внутренними полостями картеров передачи.
На чертеже показана схема гидромеханической передачи.
Гидромеханическая передача включает гидротрансформатор 1 с механизмом 2 блокировки, помещенные в картере 3, коробку перемены передач в картере 4 с поддоном 5, входной 6 и выходной 7 валы.
Давление в передаче создается двумя гидронасосами, первым 8 и вторым 9, имеющими механические приводы от входного б и выходного 7 валов соответственно.
Из гидробака 10 по каналам 11 и 12 рабочая жидкость поступает к первому гидронасосу 8, а по каналам 13 и 14 через нормально открытый двухпозиционный пятилинейный распределитель 15 тормоза-замедлителя ко второму гидронасосу 9. Далее первый гидронасос 8 по каналам 16 и 17 через обратный клапан 18 и регулятор 19 давления, а второй гидронасос 9 через обратный канал 20 по каналу 21 подают рабочую жидкость через фильтр 22 в главную гидролинию 23, идущую к механизму 24 управления. Часть рабочей жидкости через дроссель 25 поступает в коробку перемены передач. Максимальное давление в главной гидролинии 23 ограничивается регулятором 19 давления, из которого избыточная жидкость по каналу 26 поступает в гидробак 10. От механизма 24 управлени) отводятся каналы 27 и 28 управления регулятором 29 и распределителем 15 тормоза-замедлителя соответственно, канал 30 включения механизма 2 блокировки гидротрансформатора, канал 31 подпитки гидротрансформатора, а также каналы 32, сообщающиеся с гидроцилиндрами (не показаны) включения фрикционных элементов (не обозначены) коробки перемы передач.
Рабочая жидкость через гидротрансформатор 1 по каналам 33, 34, 35 и каналу 36 теплообменника 37 прокачивается гидронасосом 38 гидротрансформатора с приводом от вала 6.
Рабочая жидкость из поддона 5 по гидролиниям 39, 40, 41 через коробочную секцию 42 теплообменника 37 и нормально открытый регулирующий клапан 43 регулятора 29 тормоза-замедлителя подается в гидробак iO откачивающим гидронасосом 44 с приводом от вала 6.
Рабочая жидкость от первого гидронасоса 8 по каналам 16 и 45 подается к двухпозиционному распределителю 15. Каналом 46 распределитель соединен с поддоном 5 передачи, а каналом 47 - с внутренними полостями картеров 3 и 4 передачи.
Предохранительный клапан 48 регулятора 29 тормоза-замедлителя входным каналом соединен со сливной гидролинией 40 откачивающего гидронасоса 44 перед входом ее в регулирующий клапан 43 регулятора, а выходным каналом гидролинией 49 соединен с внутренними полостями картеров 3 и 4 передачи.
На сливной гидролинии 40 откачивающего гидронасоса 44 параллельно регулирующему клапану 43 регулятора 29 установлен дроссель 50.
При работающем двигателе давление рабочей жидкости в главной магистрали 23 создается первым гидронасосом 8. Второй гидронасос 9 работает на главную гидролинию 23 только на очень малых оборотах двигателя, когда давление жидкости в гидролинии 23 ниже рабочей величины. В основном второй гидронасос предназначен для заводки двигателя буксировкой; а на режиме гидроторможения - для обеспечения давления в главной гидромагистрали 23.Управление тор.мозом-замедлителем осуществляется посредством механизма 24 управления, из которого по каналам 27 и 28 подается под давлением рабочая жидкость к торцам золотников регулирующего клапа-.
на 43 регулятора 29 и двухпозиционного распределителя 15.
Под воздействием давления происходит переключение золотника распределителя 15, при этом каналы 45 и 46 сообщаются с каналами 47 и 14, соответственно, а канал 13
закрывается. Жидкость от первого гидронасоса 8 по каналам 45 и 47 через распределитель 15 поступает во внутренние полости картеров 3 и 4.
По каналам 46 и 14 через распределитель 15 второй гидронасос 9 забирает жидкость из поддона 5 и подает ее в главную гидролинию 23 к механизму 24 управления, обеспечивая работу системы управления передачи на режиме гидроторможения.
Для обеспечения устойчивости работы
системы управления передачей, заборник рабочей жидкости откачивающего насоса 44 в поддоне 5 находится выше заборника второго насоса 9 (заборники на схеме не обозначены) .
Одновременно под воздействием переменного давления в канале 27 золотник регулирующего клапана 43 регулятора 29 тормоза-замедлителя перемещается и перекрывает частично или полностью, в зависимости от управляющего давления, сливную гидролинию 40 откачивающего гидронасоса 44. В гидролинии 40 давление повышается,, предохранительный клапан 48 регулятора 29 открывается и рабочая жидкость по гидролиниям 49 поступает во внутренние полости картеров 3 и 4 передачи. Расход жидкости в гидролинии 49 зависит от степени открытия золотника регулирующего клапана 43, которая задается механизмом 24 управления. Часть рабочей жидкости со сливной гидролинии 40 через дроссель 50 по гидролинии 41 поступит в гидробак Ю даже при полностью закрытом регулирующем клапане 43 регулятора 29 тормоза-змедлителя. В гидробаке 10 поступившая по гидролинии 41 жидкость смешивается с поступившей по гидролинии 26 регулятора 19 давления рабочей жидкостью и по каналу 11 поступает к первому насосу 8. Поступившая по каналам 47 и 49 рабочая жидкость заполняет внутренние полости картеров 3 и 4 передачи. Вращающиеся детали гидротрансформатора и коробки перемены передач взаимодействуют с рабочей жидкостью, в результате чего возникает тормозной момент на валу 7. Величина тормозного момента изменяется в зависимости от включенной ступени в коробке перемены передач, от того, заблокирован или разблокирован гидротрансформатор, но в основном зависит от объема заполнивщей внутренние полости картеров 3 и 4 передачи рабочей жидкости. Величина заполнения рабочей жидкостью внутренних полостей картеров передачи зависит от расхода жидкости в гидролинии 49. Гидромеханическая передача транспортного средства разрабатывается на базе серийно выпускаемой гидропередачи МАЗ--543. Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность гидромеханической передачи с тормозом-замедлителем за счет обеспечения плавно регулируемого по величине тормозного момента на выходном валу передачи. Формула изобретения Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера соответственно с размещенными в них блокируемым гидротрансформатором и коробкой передач, поддон, механизм управления, гидравлически соединенный с устройством блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, двухпозиционным распределителем и регулирующим клапаном регулятора тормозазамедлителя и с напорной гидролинией при водимого от входного вала коробки передач гидронасоса гидротрансформатора; первый гидронасос, соединенный каналом с поддоном передачи, откачивающий гидронасос с приводом от входного вала коробки передач, второй гидронасос с приводом от выходного вала, теплообменник, одна секция которого соединена каналами со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса и гидробаком, а другая - с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клапан с напорной гидролининей первого гидронасоса, второй - с выходом второго гидронасоса, а третий - с гидробаком, причем последний соединен каналами с всасывающими гидролиниями первого и второго гидронасосов и со сливными каналами регулятора давления и откачивающего гидронасоса, пятилинейный двухпозиционный распределитель, в котором два выхода соединены соответственно с гидробаком и всасывающей гидролининей второго гидронасоса, а три других - с поддоном, напорной гидролининей первого насоса и полостями картеров передачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем получения в режиме гидроторможения плавно регулируемого по величине тормозного момента, регулятор тормоз а-за медлителя снабжен дополнительно предохранительным клапаном, при этом последний и регулирующий клапан входными каналами соединены со сливной гидролининей откачивающего гидронасоса, а выходными - с гидробаком и внутренними полостями картеров передачи. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2930283/27-11, кл. В 60 К 17/10, 23.05.80 (прототип). 5 4-8 27 и-4/ JH::i СГй . 18 19 j
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1982 |
|
SU1063646A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1982 |
|
SU1062036A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU903227A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1039745A1 |
Гидромеханическая передача | 1981 |
|
SU1015168A1 |
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1984 |
|
SU1214508A1 |
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1983 |
|
SU1131687A1 |
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1983 |
|
SU1085861A1 |
Система охлаждения гидромеханической передачи | 1983 |
|
SU1139651A1 |
Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1986 |
|
SU1324875A1 |
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1981-09-04—Подача