Гидромеханическая передача транспортного средства Советский патент 1983 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU998149A1

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции гидромеханических передач с гидрозамедлителем.

Известна гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера соответственно с размещенными в них блокируемым гидротрансформатором и коробкой передач, поддон, механизм управления, гидравлически соединенный с уст ройством блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, д,вухпозиционным распределителем и регулирующим клапаном регулятора тормоза-замедлителя и с напорной гидролинией приводимого от входного вала коробки передач гидронасоса гидротрансформатора передач, первый гидронасос, соединенный каналом с поддоном, передачи, откачивающий гидронасос с приводом от входного вала коробки передач, второй гидронасос с приводом от выходного вала, теплообменник, одна секция которого соединена каналами со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса с гидробакам, а другая - с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клапан с напорной гидролинией первого гидронасоса, второй- с выходом второго гидронасоса, а третий - с гидробаком, причем последний соединен каналами с всасывающими гидролиниями первого и второго гидронасосов и со сливными каналами регулятора давления и откачивающего гидронасоса, пятилинейный двухпозиционный распределитель,, в котором два

10 выхода содинены соответственно с гидробаком, и всасывающей гидролининей второго гидронасоса, а три других - с поддоном, напорной гидролининей первого насоса и лопастями картеров передачи 1.

15

Недостатком гидромеханической передачи является невозможность получения плавного регулируемого по величине тормозного момента, так как при включении распредлителей тормоза-замедлителя весь ток рабочей жидкости направляется во внутренние полости картеров передачи и гйдробак полностью осущается.

Целью изобретения является повышение надежности путем получения в режиме гидроторможения плавного регулируемого по величине тормозного момента.

Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче регулятор тормоза-замедлителя снабжен дополнительно предохранительным клапаном, при этом последний и регулирующий клапан входными каналами соединены со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса, а выходными - с гидробаком и внутренними полостями картеров передачи.

На чертеже показана схема гидромеханической передачи.

Гидромеханическая передача включает гидротрансформатор 1 с механизмом 2 блокировки, помещенные в картере 3, коробку перемены передач в картере 4 с поддоном 5, входной 6 и выходной 7 валы.

Давление в передаче создается двумя гидронасосами, первым 8 и вторым 9, имеющими механические приводы от входного б и выходного 7 валов соответственно.

Из гидробака 10 по каналам 11 и 12 рабочая жидкость поступает к первому гидронасосу 8, а по каналам 13 и 14 через нормально открытый двухпозиционный пятилинейный распределитель 15 тормоза-замедлителя ко второму гидронасосу 9. Далее первый гидронасос 8 по каналам 16 и 17 через обратный клапан 18 и регулятор 19 давления, а второй гидронасос 9 через обратный канал 20 по каналу 21 подают рабочую жидкость через фильтр 22 в главную гидролинию 23, идущую к механизму 24 управления. Часть рабочей жидкости через дроссель 25 поступает в коробку перемены передач. Максимальное давление в главной гидролинии 23 ограничивается регулятором 19 давления, из которого избыточная жидкость по каналу 26 поступает в гидробак 10. От механизма 24 управлени) отводятся каналы 27 и 28 управления регулятором 29 и распределителем 15 тормоза-замедлителя соответственно, канал 30 включения механизма 2 блокировки гидротрансформатора, канал 31 подпитки гидротрансформатора, а также каналы 32, сообщающиеся с гидроцилиндрами (не показаны) включения фрикционных элементов (не обозначены) коробки перемы передач.

Рабочая жидкость через гидротрансформатор 1 по каналам 33, 34, 35 и каналу 36 теплообменника 37 прокачивается гидронасосом 38 гидротрансформатора с приводом от вала 6.

Рабочая жидкость из поддона 5 по гидролиниям 39, 40, 41 через коробочную секцию 42 теплообменника 37 и нормально открытый регулирующий клапан 43 регулятора 29 тормоза-замедлителя подается в гидробак iO откачивающим гидронасосом 44 с приводом от вала 6.

Рабочая жидкость от первого гидронасоса 8 по каналам 16 и 45 подается к двухпозиционному распределителю 15. Каналом 46 распределитель соединен с поддоном 5 передачи, а каналом 47 - с внутренними полостями картеров 3 и 4 передачи.

Предохранительный клапан 48 регулятора 29 тормоза-замедлителя входным каналом соединен со сливной гидролинией 40 откачивающего гидронасоса 44 перед входом ее в регулирующий клапан 43 регулятора, а выходным каналом гидролинией 49 соединен с внутренними полостями картеров 3 и 4 передачи.

На сливной гидролинии 40 откачивающего гидронасоса 44 параллельно регулирующему клапану 43 регулятора 29 установлен дроссель 50.

При работающем двигателе давление рабочей жидкости в главной магистрали 23 создается первым гидронасосом 8. Второй гидронасос 9 работает на главную гидролинию 23 только на очень малых оборотах двигателя, когда давление жидкости в гидролинии 23 ниже рабочей величины. В основном второй гидронасос предназначен для заводки двигателя буксировкой; а на режиме гидроторможения - для обеспечения давления в главной гидромагистрали 23.Управление тор.мозом-замедлителем осуществляется посредством механизма 24 управления, из которого по каналам 27 и 28 подается под давлением рабочая жидкость к торцам золотников регулирующего клапа-.

на 43 регулятора 29 и двухпозиционного распределителя 15.

Под воздействием давления происходит переключение золотника распределителя 15, при этом каналы 45 и 46 сообщаются с каналами 47 и 14, соответственно, а канал 13

закрывается. Жидкость от первого гидронасоса 8 по каналам 45 и 47 через распределитель 15 поступает во внутренние полости картеров 3 и 4.

По каналам 46 и 14 через распределитель 15 второй гидронасос 9 забирает жидкость из поддона 5 и подает ее в главную гидролинию 23 к механизму 24 управления, обеспечивая работу системы управления передачи на режиме гидроторможения.

Для обеспечения устойчивости работы

системы управления передачей, заборник рабочей жидкости откачивающего насоса 44 в поддоне 5 находится выше заборника второго насоса 9 (заборники на схеме не обозначены) .

Одновременно под воздействием переменного давления в канале 27 золотник регулирующего клапана 43 регулятора 29 тормоза-замедлителя перемещается и перекрывает частично или полностью, в зависимости от управляющего давления, сливную гидролинию 40 откачивающего гидронасоса 44. В гидролинии 40 давление повышается,, предохранительный клапан 48 регулятора 29 открывается и рабочая жидкость по гидролиниям 49 поступает во внутренние полости картеров 3 и 4 передачи. Расход жидкости в гидролинии 49 зависит от степени открытия золотника регулирующего клапана 43, которая задается механизмом 24 управления. Часть рабочей жидкости со сливной гидролинии 40 через дроссель 50 по гидролинии 41 поступит в гидробак Ю даже при полностью закрытом регулирующем клапане 43 регулятора 29 тормоза-змедлителя. В гидробаке 10 поступившая по гидролинии 41 жидкость смешивается с поступившей по гидролинии 26 регулятора 19 давления рабочей жидкостью и по каналу 11 поступает к первому насосу 8. Поступившая по каналам 47 и 49 рабочая жидкость заполняет внутренние полости картеров 3 и 4 передачи. Вращающиеся детали гидротрансформатора и коробки перемены передач взаимодействуют с рабочей жидкостью, в результате чего возникает тормозной момент на валу 7. Величина тормозного момента изменяется в зависимости от включенной ступени в коробке перемены передач, от того, заблокирован или разблокирован гидротрансформатор, но в основном зависит от объема заполнивщей внутренние полости картеров 3 и 4 передачи рабочей жидкости. Величина заполнения рабочей жидкостью внутренних полостей картеров передачи зависит от расхода жидкости в гидролинии 49. Гидромеханическая передача транспортного средства разрабатывается на базе серийно выпускаемой гидропередачи МАЗ--543. Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность гидромеханической передачи с тормозом-замедлителем за счет обеспечения плавно регулируемого по величине тормозного момента на выходном валу передачи. Формула изобретения Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера соответственно с размещенными в них блокируемым гидротрансформатором и коробкой передач, поддон, механизм управления, гидравлически соединенный с устройством блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, двухпозиционным распределителем и регулирующим клапаном регулятора тормозазамедлителя и с напорной гидролинией при водимого от входного вала коробки передач гидронасоса гидротрансформатора; первый гидронасос, соединенный каналом с поддоном передачи, откачивающий гидронасос с приводом от входного вала коробки передач, второй гидронасос с приводом от выходного вала, теплообменник, одна секция которого соединена каналами со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса и гидробаком, а другая - с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клапан с напорной гидролининей первого гидронасоса, второй - с выходом второго гидронасоса, а третий - с гидробаком, причем последний соединен каналами с всасывающими гидролиниями первого и второго гидронасосов и со сливными каналами регулятора давления и откачивающего гидронасоса, пятилинейный двухпозиционный распределитель, в котором два выхода соединены соответственно с гидробаком и всасывающей гидролининей второго гидронасоса, а три других - с поддоном, напорной гидролининей первого насоса и полостями картеров передачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем получения в режиме гидроторможения плавно регулируемого по величине тормозного момента, регулятор тормоз а-за медлителя снабжен дополнительно предохранительным клапаном, при этом последний и регулирующий клапан входными каналами соединены со сливной гидролининей откачивающего гидронасоса, а выходными - с гидробаком и внутренними полостями картеров передачи. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2930283/27-11, кл. В 60 К 17/10, 23.05.80 (прототип). 5 4-8 27 и-4/ JH::i СГй . 18 19 j

Похожие патенты SU998149A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1982
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1063646A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1982
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Доронин Борис Филимонович
SU1062036A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1980
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Доронин Борис Филимонович
SU903227A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1982
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Доронин Борис Филимонович
SU1039745A1
Гидромеханическая передача 1981
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1015168A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1984
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
SU1214508A1
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1131687A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Панченко Алексей Семенович
SU1085861A1
Система охлаждения гидромеханической передачи 1983
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1139651A1
Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1986
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Нишчик Натэлла Михайловна
SU1324875A1

Иллюстрации к изобретению SU 998 149 A1

Реферат патента 1983 года Гидромеханическая передача транспортного средства

Формула изобретения SU 998 149 A1

SU 998 149 A1

Авторы

Митяненко Анатолий Николаевич

Доронин Борис Филимонович

Даты

1983-02-23Публикация

1981-09-04Подача