Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при изготовлении и ремонте рабочих колес осевых пропеллерных гидромашин, турбин и насосов. Известно устройство для контроля профиля лопасти осевой турбины, содержащее шаблоны для рабочей и тыльной поверхностей пера лопасти 1. Однако это устройство не позволяет контролировать угол установки и шаг между лопастями при их монтаже на втулке рабочего колеса гидромашины. Наиболее близким к изобретению является устройство для установки и контроля угла установки лопастей на втулку рабочего колеса гидромашины, содержаш,ее основание и расположенные на нем поворотный стол с фланцем и плиту, последние из которых имеют опорные плоскости для установки соответственно втулки рабочего колеса и шаблонов 2. Однако известное устройство не позволяет контролировать профиль лопастей и шаг между ними. Кроме того, оно неудобно для контроля геометрических параметров рабочих колес больших габаритов, так как вертикальное расположение опорной плоскости фланца требует жесткого крепления к нему втулки рабочего колеса, для чего необходимо совмеш,ать отверстия под крепежные элементы на фланце и втулке. Консольное расположение втулки рабочего колеса на поворотном столе требует массивной конструкции устройства. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства для контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины. Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины, содержащем основание и расположенные на нем поворотный стол с фланцем и плиту, последние из которых имеют опорные плоскости для установки соответственно втулки рабочего колеса и шаблонов, опорные плоскости фланца и плиты расположены горизонтально, причем опорная плоскость плиты снабжена разметочными линиями установки шаблонов и оси плиты. На фиг. 1 изображено устройство контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид сверху. Устройство контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины содержит основание 1 и расположенные на нем поворотный стол 2 с фланцем 3 и плиту 4, последние из которых имеют горизонтальные опорные плоскости 5 и 6 для установки соответственно втулки 7 раббчего колеса с лопастями 8 и шаблонов 9, причем опорная плоскость 6 плиты 4 снабжена разметочными линиями 10 установки шаблонов 9 и оси 11 плиты 4. Поворотный стол 2 снабжен шкалой 12 отсчета для определения шага между лопастями 8, а фланец 3 - кольцевым буртиком 13 Для центрирования устанавливаемой на опорную плоскость 5 втулки 7 рабочего колеса. Плита 4 снабжена отверстиями 14 и штырями 15 для фиксации шаблонов 9 вдоль разметочных линий 10. Контроль геометрических параметров рабочего колеса производят следующим образом. Втулку 7 рабочего колеса с лопастями 8 устанавливают в положении, перевернутом на 180° по отношению к рабочему для вертикальных гидромашин и на 90° для горизонтальных на опорной плоскости 5 фланца 3 и центрируют .посредством кольцевого буртика 13, входящего по скользящей посадке в выточку втулки 7. Поворотный стол 2 поворачивают так, чтобы горизонтальная проекция оси вращения лопасти 8на плиту 4 совпала с ее осью 11. Совмещение горизонтальной проекции оси вращения лопасти 8 с осью 11 производят, например, с помощью цилиндрической скалки, вставляемой во втулку 7 вместо лопасти 8, и угольника, устанавливаемого на расстоянии половины диаметра скалки от оси П. По щкале 12 отсчета определяют угловое положение оси лопасти 8 в плане. Для контроля профиля рабочей поверхности пера лопасти 8 под ней на плите 4 устанавливают нижние половины шаблонов 9вдоль разметочных линий 10 и фиксируют их штырями 15 в отверстиях 14. Для контроля профиля тыльной поверхности пера лопасти 8 либо устанавливают верхние половины шаблонов 9 и скрепляют их с нижними половинами, либо стенкомером измеряют толщину лопасти в контрольных точках. Зазор между шаблонами 9 и лопастью 8 измеряют линейкой или щупом. При контроле угла установки лопасти 8 ее разворачивают на различные углы и добиваются наилучшего совпадения поверхностей пера лопасти 8 с шаблоном, соответствующий угол разворота фиксируется нанесением меток на лопасть 8 и втулку 7 рабочего колеса. Для возможности контроля профиля следующей лопасти 8 шаблоны 9 снимают с плиты 4, а поворотный стол 2 поворачивают до совпадения горизонтальной проекции оси вращения лопасти 8 с осью 11 плиты 4. Разность углов установки осей двух смежных лопастей 8 определяет щаг между ними. Для контроля перпендикулярности осей отверстий во втулке 7 под цапфы лопастей 8 оси втулки 7 в них вставляют цилиндрические скалки и проверяют щтанген-рейсмусом параллельность осей отверстий опорной поверхности 6 плиты 4.
Использование данного изобретения позволяет расширить функциональные возможности устройства для контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины, а также упростить его конструкцию.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕО.МЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ПРОПЕЛЛЕРНОЙ ГИДРОМАШЙНЫ, содержащее основание и расположенные на нем поворотный стол с фланцем и плиту, последние из которых имеют опорные плоскости для установки соответственно втулки рабочего колеса и шаблонов, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, опорные плоскости фланца и пляты расположены горизонтально, причем опорная плоскость плиты снабжена разметочными линиями установки шаблонов и оси плиты. (Л ел С5 00
Vui.Z
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Ковалев Н | |||
Н | |||
Гидротурбины, Л., «Машиностроение, 1971, с | |||
Способ получения сульфокислот из нефтяных масел | 1911 |
|
SU428A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
1971 |
|
SU415409A1 | |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1984-07-30—Публикация
1982-04-23—Подача