19 Изобретение отйосится к области гидромшшностроення и мояют быть использовано при эксплуатации гидромашян. Известно устройство для контроля г профиля лопасти рабочего колеса гидромбшшнЫу снабженного ободом, расположенто сйгяосительно нижнего кольца на10)авляшщего аппарата с зазором, содержащее основание и прос.транствен ный шаблон. Иедостатками этого устройства является отсутствие центровки относительно лопастей рабочего колёса при установке пространственного шаблона и как следствие невысокая точность. Цель изобретения - повьшение точности воспроизведения профиля лопасти. Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно со держит закрепленную на основании и раеполохюнную перпендикулярно к нему стойку с направляющим прямоугольным пазомt йо; рижную Г-обраэную каретку, одна сторона который расположена в пазу стойки, а другая имеет ось и ус тановленный на ней поворотньй угловой стол, снабженный расположенными параллельно основанию поворотной и подвижной полками, элементом отсчета угла поворота стола, фиксатором его положения относительно каретки и осью, а щ остранствен{шй шаблон уста новлен на :этой оси и выполнен в виде продольной про шьной пластины, расположенной перпендикулярно к основанию и установленной на столе с возможностью относительного перемещения, причем основание выполнено в виде плоской пластины, ймекицей толщину, не превьшающую высоту зазора, и снабженной pacnopffi iMH болтами для закрепления в зазоре и упорами, расположенными со стороны направляющего аппарата сштетрично оси прямоугольного паза в плоскости, перпендикулярной к его боковым стенкам, и имеющими точеч ные контактные поёерхности, взаимодействующие с {1ШШИМ кольцом направляющего аппарата, а стойка и стол снабже ны элементами отсчета и фиксации соответственно каретки и продольной пластины относительно основания и стола. Продольная пластина снабжена подвижными поперечными про шьными пластинами, имеющими элементы отсчета и фиксации их положения. Каждая попе2речная пластина снабжена хвостовиком с направляющим пазом для размещения продольной пластины, а последняя уголками с плоской направляющей поверхностью, контактирующей с хвостовиком поперечной пластины. Устройство снабжено регулируемым упором, состоящим из опоры и распорными болтами для ее крепления в зазоре и рычага переменной длины, один конец которого закреплен на опоре, а другой снабжен кронштейном, закрепленным на боковой поверхности продольной пластины. На фиг. 1 изображено устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины, фронтальная проекция;- на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1. Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины, снабженного ободом 1, расположенным относительно нижнего кольца 2 направляющего аппарата с зазором Н, содержит основание и пространственный шаблон, закрепленную на основании и расположённую перпендикулярно к нему стойку 3 с направляющим прямоугольным пазом 4, подвижную Г-образную каретку 5, одна сторона которой расположена в пазу 4 стойки 3, а другая имеет ось 6 и установленный на ней поворотный угловой стол 7, снабженный расположенными параллельно основанию поворотной и подвижной полками 8 и 9, элементом 10 отсчета угла поворота стола 7, фиксатором 11 его положения относительно каретки 5 и осью 12, а пространственный шаблон установлен на оси 12 и выполнен в виде продольной профильной пластины 13, расположенной перпендикулярно к основанию и установленной на столе 7 с возможностью относительного перемещения, причем основание выполнено в виде плоской пластины 14, имекнцей толщину, не превышающую высоту зазора Н, и снабженной распорньми болтами 15 для закрепления в зазоре Н и упорами 16, расположенными со стороны направлякидего аппарата симметрично оси прямоугольного паза 4 в плоскости, перпендикулярной к его боковым стенкам, и имеющими точечные контактные поверхности, взаимодействующие с нижним кольцом 2 направляющего аппарата, а стойка 3 и стол 7 снабжены элементами 17, 18 и 19, 20 отсчета и фиксации соответственно каретки 5 и продольной пластины 13 относительно основания и стола 7. Продольная пластина 13 снабжена подвижными попе речными профильными пластинами 21, имеющими элементы 22 и 23 отсчета и фиксации их положения. Каждая поперечная пластина 21 снабжена хвостови ком 24 с направляюощм пазом 25 для размещения продольной пластины 13, а последняя - уголками 26 с плоской направляющей поверхностью S, контакт рукнцей с хвостовиком 24 поперечной Ш1асти1в 1 21. Устройство снабжено регулируемым упором, состоящим из опоры 27 с распорными болтами 28 для ее К1 еш1ения в зазоре Н и рычага 29 переменной длины, один конец которого закрештен на опоре 27, а другой снабжен кронштейном 30, закрепленным на боковой поверхности F продоль ной пластины 13. Для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины поворотный угловой стол 7 устанавливается на угол вС по отношению к каретке 5 и фиксируется фиксатором 11, подвижная полка 9 стола 7 устанавливается на расстоянии L .от поверхности упоров 16, а ось 12 - в положение, при кото ром точка N находится на расстоянии L от поверхности упоров 16, каретка 5 крепится в прямоугольном пазу 4 9 24 стойки 3 элементом 19 на высоте Hf от обода 1 рабочего колеса. Продольная пластина 13 поворачивается вокруг оси 12 в расчетное положение и фиксируется в этом положении элементом 20. Плоская пластина 14 основания устанавливается на обод 1 в зазоре Н и крепится там распорными болтами 15 так, чтобы точечные контактные поверхности упоров 16 касались нижнего кольца 2 направляющего аппарата, а вершина продольной пластины 13 была совмещена с вершиной входной кромки лопасти. Опора 27 закрепляется распорными болтами 28 в зазоре Н. Кронштейн 30 путем изменения рычага 29 приводится в соприкосновение наружной поверхностью с бЪковой поверхностью F продольной пластины 13. На продольную пластину 13 устанавливаются поперечные пластины 21 и ксируются в уголках 26 элементом 23 фиксации . Отклонение лопасти от теоретического профиля фиксируется путем измерения зазоров между продольной и поперечными пластинами 13 и 21. Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины позволяет повысить точность контроля, следовательно, и качество ремонта, что в свою очередь приводит к улучшению энергетических и кавитационных характеристик гидромашины.
Вм Д
п1п J гт|п .
Ti: :3
-f ----«.
ФигЛ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ ЛОПАСТИ | 1991 |
|
RU2031352C1 |
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНЫЙ БОРТОВОЙ ПОДЪЁМНИК | 2015 |
|
RU2602269C2 |
Устройство для измерения радиуса и угла сопряжения поверхностей деталей | 1981 |
|
SU1221486A1 |
Стенд для контроля углов установки монтированных на поворотных цапфах лопастей рабочих колес осевых гидромашин | 1989 |
|
SU1687872A1 |
Устройство для контроля геометрических параметров рабочего колеса осевой пропеллерной гидромашины | 1982 |
|
SU1105681A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ, СТАНОК ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ | 1996 |
|
RU2179502C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЛЕНТ | 1997 |
|
RU2201858C2 |
Способ измерения положения входных и выходных кромок лопастей | 1990 |
|
SU1770600A1 |
Станок для правки пластин | 1989 |
|
SU1706761A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ И ШЛИФОВАЛЬНЫЙ СТАНОК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2162782C2 |
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ ЛОПАСТИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОМАШИНЫ, снабженного ободом, расположенным относительно нижнего кольца направляющего аппарата с зазором, содержащее основание и пространственный шаблон, отличающееся тем, что, с целью повьшения точности воспроизведения профиля лопасти, оно дополнительно содержит закрепленную на основании и расположенную перпендикулярно к нему стойку с направляющим прямоугольным пазом, подвижную Г-образную каретку, одна сторона которой расположена в пазу стойки, а другая имеет ось и установленный на ней поворотный угловой стол, снабженный расположенными параллельно основанию поворотной и подвижной полками, -элементом отсчета угла поворота стола, фиксатором его положения относительно каретки и осью, а пространственный шаблон установлен на этой оси и выполнен в виде продольной профильной пластины, расположенной перпендикулярно к основанию и установленной на столе с возможностью относительно-. го перемещения, причем основание выполнено в виде плоской пластины, имеющей толщину, не превышающую высоту зазора, и снабженной распорными болтами для закрепления в зазоре и упорами, расположенными со стороны направляющего аппарата симметрично оси прямоугольного паза в плоскости, перпендикулярной к его боковым стенкам, и имеющими точечные контактные поверхности, взаимодействующие с нижним кольцом направляющего аппарата, а стойка и стол снабжены элементами отсчета и фиксации соответственно каретки и продольной пластины относительно основания и стола. с 9 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что продоль(Л ная пластина снабжена подвижными поперечными профильными пластинами, имеющими элементы отсчета и фиксации их положения. 3.Устройство по пп. 1 и 2, о тличающееся тем, что каждая со поперечная пластина снабжена хвостовиком с направляющим пазом для размес щения продольной пластины, а последО) няя - уголками с плоской направляю to щей поверхностью, контактирующей с хвостовиком поперечной пластины. 4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью увеличения жесткости, оно снабжено регулируемым упором, состоящим из опоры с распорными болтами для ее крепления в зазоре и рычага переменной длины, один конец которого закреплен на опоре, а другой снабжен кронштейном, закрепленным на боковой поверхности продольной пластины.
Способ контроля геометрии поверхности лопасти рабочего колеса радиальноосевой гидротурбины | 1974 |
|
SU543778A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1988-12-07—Публикация
1980-05-16—Подача