Изобретение отноеится к транспортному маьииностроемию, а именно к гусеничным машинам.
Известен споеоб повышения проходимости 1усеничных машин по упругим и упругопластичным грунтам, например торфяно-болотным почвам, заключающийся в увеличении опорной поверхности гусеничных лент путем установки на машине уширенных звеньев гусеницы или съемных уширите.чей 1.
Данный способ значительно увеличивает проходимость гусеничных машин, однако замена гусеничных лент или установка съемных уширителей сопряжена со значительными затратами труда и времени и требует наличия сменного комплекта оборудования.
Известен также способ повышения проходимости гусеничных машин путем изменения натяжения гусеничной ленты в зависимости от условий движения 2.
Однако известный способ не предусматривает изменения натяжения гусеничных лент в зависимости от деформационных свойств грунта, по которому движется мапшна. И поэтому не обеспечивает повышения проходимости гусеничной машины но торфяно-болотным почвам.
Цель изобретения - снижение энергозатрат на передвижение гусеничной маnjnnbi путем оптимизации натяжения гусеничных лент в зависимости от деформационных свойств 1рунта.
Поставленная цель достигается тем, что cor;iacHO способу повышения проходимости гусеничных машин нуте.м изменения гусеничной ленты в зависимости от условий движе1шя натяжение гусеничной ленты производят в зависимости от изменения ее обратного прогиба в промежутках между онор.ны.ми катками в сторону уменьшения рассогласования величины обратного прогиба гусеничной ленты от заданного значения.
На фиг. 1 изображена ходовая система гусеничной машины, реализующей предлагаемый способ; на фиг. 2 - схема изменения обратного прогиба гусеничной лепты в промежутке между опорными катками.
На гусеничной машине 1, ходовая система которой включает опорные катки 2, натяжное колесо 3 и гусеничную ленту 4, установлен контактный или бесконтактный измеритель 5 обратного пр01иба 1усеничной ленты h.
Ири движении гусеничной машииы 1 по слабодеформируемым и пластичным грунтам обратный прогиб гусеничной ленты h практически отсутствует, и энергозатраты на передвижение состоят в основном из механических потерь в движителе и потерь на остаточную дефор.мацию грунта.
При движении по уиругопластичным грунтам нод опорной ветвью гусеничной ленты 4
в промежутках между опорными катками 2 возникает обратный прогиб h. Это обуслов;1ено действием упругой реакции грунта.
Величина обратного прогиба h зависит от шага гусеничных звеньев, расстояния .между опорны.ми катками 2, среднего давления под опорной поверхностью, и т. д., а также от физико-механических свойств грунта, по которому движется машина 1, и величины
натяжения Т гусеничных лент 4. При перекатывании опорных катков 2 по гусеничной ленте 4 они многократно унруго деформируют грунт, на что затрачивается значительная энергия. Одновременно увеличиваются потери в шарнирах звенчатой гусеничной
ленты 4, так как уве.чичивается суммарный угол поворота звеньев относительно друг друга. это приводит к увеличению энергозатрат на передвижение.
Способ реализуется следующим обра30 м.
Для конкретной машины при движении по упругопластичным грунтам определяют оптимальный уровень обратного прогиба гусеничной ленты, исходя из зависимости
энергозатрат от натяжения ленты. Этот уровень в дальнейшем является заданным значением обратного прогиба . Определяют также минимально допустимую величину натяжения гусениц Тмш , исходя из условий неспадания гусеничных лент при повороте, заднем ходе и торможении, и максимально донустимую величину натяжения Тнах по условиям прочности.
В движении по упругопластичны.м грунтам посредством контактного или бесконтактного из.мерителя определяют величину
обратного прогиба h.
При увеличении обратного прогиба до величины h , большей чем hjgjj.lh hja), натяжение Т увеличивают до снижения величины h до уровня Нзад. и наоборот, при
снижении обратного, прогиба h ниже Ьз() снижают усилие натяжения гусеничных лент Т.
Таким образом, при движении по упругим грунтам натяжение изменяют от
до Тмах.
Снижение энергозатрат на передвижение связано с тем, что при увеличении натяжения гусеничных лент выравнивается давление под опорной поверхностью и уменьшается обратный прогиб гусеничных лент
в промежутках между опорными катками. Поэтому на унругом грунте, несмотря на увеличение потерь на трение, за счет больших сил, приложенных к гусеничному обводу, увеличение натяжения гусеничных лент приводит к снижению потерь за счет уменьшения суммарного угла поворота в шарнирах и снижения энергозатрат на многократную упругую деформацию грунта. Общие энергозатраты при этом снижаются.
Использование изобретения позволяет повысить проходимость гусеничных машин по упругим и упругопластичным грунтам, в
частности по торфяно-болотным почвам, без значительных конструктивных изменени ходовой системы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2423681C1 |
Способ повышения проходимости гусеничного транспортного средства и гусеничное транспортное средство для его осуществления | 1988 |
|
SU1523454A1 |
Способ преодоления военной гусеничной машиной участков дорог с низкой несущей способностью | 2017 |
|
RU2690792C2 |
Ходовая часть гусеничной машины | 1981 |
|
SU1011436A1 |
Способ кратковременного повышения проходимости военных гусеничных машин по основаниям с низкой несущей способностью | 2021 |
|
RU2781168C1 |
Ходовая часть транспортного средства | 1990 |
|
SU1717464A1 |
ГУСЕНИЦА АМФИБИЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2021 |
|
RU2752301C1 |
ПНЕВМОГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2299825C1 |
СЪЕМНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2308396C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГРУНТАХ С ВЫСОКОЙ АДГЕЗИЕЙ И САМОХОДНОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2028242C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН путем изменения натяжения гусеничной ленты в зависимости от условий движения, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат на передвижение, изменение натяжения гусеничной ленты производят в зависимости от измеенения ее обратного прогиба в промежутках между опорными катками в сторону уменьшения рассогласования величины обратного прогиба гусеничной ленты от заданного значения. (Л О
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Гусеничные транспортеры-тягачи | |||
Под ред | |||
В | |||
Ф | |||
Платонова, М., «Машиностроение, 1978, с | |||
Прибор для измерения угла наклона | 1921 |
|
SU253A1 |
Устройство для разметки подлежащих сортированию и резанию лесных материалов | 1922 |
|
SU123A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Преобразователь телевизионного стандарта | 1988 |
|
SU1580589A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-08-30—Публикация
1981-09-09—Подача