Изобретение относится,к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств.
По основному авт. св. № 1063651 известна конечная передача транспортного средства 1.
Недостатком известной передачи является пониженная долговечность трансмиссии и планетарного механизма, обусловленная большой продолжительностью колебательных процессов из-за упругости торсионного вала при изменении нагрузки.
Цель изобретения - повышение долговечности трансмиссии.
Поставлен1 ая цель достигается тем, что упоры для ограничения относительного поворота элементов планетарного механизма образованы перемычками, расположенными между ш,ек водила, и саттелитами, на которь1х выполнены срезы, а пространство между ними заполнено эластичным материалом.
На фиг. 1 изображена передача, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Конечная передача транспортного средства содержит ведомую шестерню 1, полую полуось 2, торсионный вал 3, размешенные в корпусе 4 заднего моста, ведушую шестерню 5, подшипники 6 и 7,. установленные в рукаве 8, связываемом с корпусом 4 посредством болтов 9. Водило 10 планетарного механизма состоит из двух ш,ек 11 и 12, между которыми на осях 13 установлены сателлиты 14, при этом ведомая шестерня 1 выполнена на шеке 11. Эпициклическая шестерня 15 планетарного механизма посредством шлиц 16 связана с концом 17 полуоси 2, а солнечная шестерня 18 выполнена на двухопорном полом валу 19, один конец 20 которого на подшипнике 21 установлен в конце 17 полуоси 2, а другой 22 на подшипнике 23 в корпусе 4 заднего моста. Торсионный вал 3 посредством шлиц 24 связан с концом 25 полуоси 2 и посредством шлиц 26 с концом 22 вала 19. Щека П водила 10 установлена относительно вала 19 на подшипнике 27, а шека 12 на подшипнике 28, диаметр которого больше наружного диаметра зубьев солнечной шестерни 18.
Щеки 11 и 12 водила 10 связаны .посредством перемычек 29, а сателлиты 14 снабжены срезами 30 и 31, пространство между которыми заполняется эластичным материалом 32, в качестве которого может выступать,например, резина.
Конечная передача транспортного средства работает следующим образом.
В начале движения транспортного средства крутяший момент посредством ведущей шестерни 5 и связанной с ней ведомой шестерни 1 передается к водилу 10. Так как на эпициклическую шес герню 15, связанную с полуосью 2, действует момент сопротивления и она остановлена, то сателлиты 14, сжимая эластичный материал 32, смешают солнечную шестерню 18, которая через вал 19 закручивает торсионный вал 3. Происходит это до тех пор, пока момент от .сжатия эластичного материала 32 и закрутки торсионного вала 3 с учетом передаточного отношения планетарного механизма не . превысит момента сопротивления на эпициклической шестерне 15, после чего она начинает вращаться совместно с полуосью 2, приводя в движение транспортное средство.
При увеличении момента сопротивления на полуоси 2, например при наезде
5 колеса на препятствие, при увеличении сопротивления грунта и т.д., что вызывает увеличение сопротивления на эпициклической шестерне 15, происходит дополнительное относительное смещение элементов планетарного механизма с дополнительной деформацией эластичного материала 32 и торсионного вала 3, что исключает ударные нагрузки на детали трансмиссии и повышает их надежность и долговечность.
При уменьшении момента сопротивле5 ния на полуоси 2, например, при съезде колеса с препятствия, при попадании на почву с малым сопротивлением и т.д., происходит обратная деформация эластичного материала 32 и раскрутка торсионного вала
- с . относительным обратным смещением элементов планетарного механизма.
Присутствующая при изменении нагрузки на полуось 2 упругая закрутка или раскрутка торсионного вала 3 вызывает колебательные процессы в планетарном механизме. Однако нагрузочная характеристика эластичного материала 32 при приеме и отдаче энергии характеризуется гистерезисом. Это способствует снижению энергии колебательных процессов и их продолжитель0 ности от упругости торсионного вала 3 при работе передачи, что уменьшает продолжительность работы планетарного механизма и снижает износы поверхностей его сопрягаемых элементов, а восприятие части удар ной энергии эластичным материалом 32 разгружает торсионный вал 3, что повышает его надежность.
Таким образом, выполнение упоров для ограничения поворота одного элемента
0 планетарного механизма относительно другого в виде параллельных оси сателлитов срезов их венца, пространство между которыми, а также перемычками и щеками водила, заполнено эластичным материалом,
г обеспечивает повышение работоспособнос.ти и долговечности конечной передачи транс портного средства путем уменьщения продолжительности колебательных процессов.
Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Конечная передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1063651A1 |
КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2392519C1 |
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1987 |
|
SU1593997A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1063650A1 |
Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства | 1983 |
|
SU1126465A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1987 |
|
SU1482831A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1986 |
|
SU1391977A1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДВАИВАНИЯ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСМИССИЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ | 2018 |
|
RU2731488C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2122953C1 |
ВОДИЛО ДЛЯ ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА | 2005 |
|
RU2294470C1 |
КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 1063651, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности трансмиссии, упоры ограничения относительного поворота элементов планетарного механизма образованы перемычками, расположенными между щек водила, и сателлитами, на которых выполнены срезы, а пространство между ними заполнено эластичным материалом. СО 00 О5 00
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР по заявке № 3529557/27-11, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1984-10-23—Публикация
1983-07-15—Подача