Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, преимущественно к устройствам для гашения вибрационных и ударных нагрузок при бурении.
Известен наддолотный амортизатор, состоящий из корпуса, верхнего и нижнего переводников и тарельчатой пружины.
Недостатком аналога является то, что он гасит только динамические нагрузки за счет совместного действия тарельчатой пружины и шарикового замка.
Известен буровой амортизатор, содержащий корпус, ствол и упругий элемент, установленный между ними.
Недостатком этого амортизатора является то. что он не гасит вибрации, возникающие от гидравлических нагрузок. Амортизатор имеет сложную конструкцию, в которой использован набор сферических оболочек, прикрепленных к стволу и Корпусу амортизатора.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является разъединитель для бурения гидроударником. Это устройство включает корпус, поршень, пружины и ствол, жестко соединенный со штоком, выходящим за пределы корпуса.
а
Јь 00
1
Х8
Прогогип обладает рядом недостатков. Так, квадратный шток не гасит горизонтальную составляющую вибрации. При больших осевых нагрузках шток занимает крайнее верхнее положение и гидравлический виброгаситель не участвует в процессе гашения вибраций. Из-за отсутствия герметизирующего узла в этом процессе не участвует и жидкость, находящаяся во внутренней полости амортизатора.
Цель изобретения - повышение эффективности работы амортизатора за счет гашения вертикальных и горизонтальных колебаний.
Поставленная цель достигается тем, что в наддолотном амортизаторе, включающем корпус, поршень, подвижный шток, упругий элемент, верхний и нижний переводник, поршень жестко соединен со штоком и образует с корпусом герметичную камеру, за- полненнуо жидкостью, упругий элемент выполнен в виде поочередно установленных друг над другом упругих и жестких колец, а узел передачи крутящего момента - в виде шариков, расположенных с Зазором относительно полости, образованной канавками на штоке и корпусе, пр ичем на торцах поршня и верхнего переводника выполнены соответственно кольцевой выступ и ответная канавка.
На чертеже представлено продольное сечение нэддолотного амортизатора.
Корпус 1 соединен с верхним переводником 2, Внутри корпуса 1 размещен шток 3 с поршнем, включающим неподвижную часть 4, упругие эластичные элементы 5 и подвижные металлические кольца 6. Со штоком соединен нижний переводник 14,
Узел передачи крутящего момента представлен шлицевой парой 7, выполненной в виде канавок на сопряженных деталях (шток и корпус), заполненных шариками, w размещен в герметичной жидкостной камере, имеющей верхнюю 9 и нижнюю 10 полости. Наполнение камеры жидкостью осуществляют через штуцера 11. Герметичность внутренней полости в нижней части достигается установкой сальников из упругих эластичных материалов 12. Для установки штуцера предусмотрено седло 13.
Для смягчениД динамических ударов, возникающих при больших осевых нагрузках, предусмотрен гидравлический гаситель в виде пары выступ 16- канавка 15, расположенных на торце верхнего переводника 2 и неподвижной части поршня 4.
Наддолотный амортизатор устанавливается непосредственно над долотом и работает следующим образом.
При создании осевой нагрузки на долото без циркуляции нижний переводник 14 вместе со штоком движется вверх, сжимая находящуюся в полостях 9 и 10 жидкость,
вплоть до соприкосновения поршня 4 с переводником 2.
При работе насоса движущейся по трубам жидкостью за счет разности площадей поршня и проходного сечения создается усилие, перемещающее шток 3 от крайнего верхнего положения вниз и сжимающие упругие элементы 5. В свою очередь, сжатые элементы передают давление на жидкость, находящуюся между корпусом 1 и штоком 3.
Гашение вертикальных вибраций осуществляется за счет работы упругих элементов, упругих свойств жидкости, заполняющей полости амортизатора, а также бурового раствора, находящегося в бурильной колонне выше переводника 2,
Возникающие при вращении долота горизонтальные вибрации гасятся в узле 7 передачи крутящего момента поскольку размеры шаров меньше размера канавок на
сопрягаемых деталях, шары могут перемещаться в различных плоскостях, тем самым иметь несколько контактных зон. Шары не имеют постоянного защемления и несут нагрузку попеременно и таким образом гасят
вибрации.
Предлагаемый наддолотный амортизатор позволяет по сравнению с прототипом увеличить скорость механического бурения до 5%, увеличить проходку на долото до
10%, а также уменьшить износ бурильных труб и поверхностного оборудования.
Формула изобретен.ия
Наддолотный амортизатор, включающий корпус, шток с поршнем, расположенные в полости между корпусом и штоком упругий элемент и узел передачи крутящего момента, верхний и нижний переводники,
отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы амортизатора За счет гашения вертикальных и горизонтальных колебаний, поршень жестко соединен со штоком и образует с корпусом
герметичную камеру, заполненную жидкостью, упругий элемент выполнен в виде по- оче редно установленных друг над другом упругих и жестких колец, а узел передачи крутящего момента в виде шариков, расположенных с зазором относительно полости, образованной канавками на штоке и корпусе, причем на торцах поршня и верхнего переводника выполнены соответственно кольцевой выступ и ответная канавка.
Л - А
L
л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 1994 |
|
RU2065023C1 |
АМОРТИЗАТОР НАДДОЛОТНЫЙ | 2020 |
|
RU2749705C1 |
БУРОВОЙ НАДДОЛОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР | 1989 |
|
RU2049905C1 |
Наддолотный амортизатор | 1983 |
|
SU1125353A1 |
Амортизатор бурильной колонны | 1979 |
|
SU796382A1 |
БУРОВОЙ НАДДОЛОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР | 1991 |
|
RU2015294C1 |
АМОРТИЗАТОР-МЕТАЛЛОУЛОВИТЕЛЬ | 1989 |
|
RU2014426C1 |
НАДДОЛОТНЫЙ АЛЮРТИЗАТОРВСЕСОЮЗНАЯnATLHiHe-YCXiu;" н,чяБИБЛИОТЕКА | 1971 |
|
SU312038A1 |
Наддолотный амортизатор | 1988 |
|
SU1615314A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ В КОМПОНОВКЕ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ | 2020 |
|
RU2778910C2 |
Изобретение относится к бурению. Цель изобретения - повышение эффективности работы наддолотного амортизатора за счет гашения вертикальных и горизонтальных колебаний, для чего последний включает верхние и нижние переводники, корпус, .шток, жестко соединенный с поршнем, расположенные в образованной между корпусом и штоком герметичной к амере, заполненной жидкостью упругий эл емент, выполненный в виде поочередно установленных друг над другом упругих и жестких колец, за счет сжатия которых и одновременного сжатия бурового раствора, находящегося над поршнем, гасятся вертикальные вибрации, а также узел передачи крутящего момента в виде шариков, расположенных с зазором относительно полости, образованной канавками на штоке и корпусе, за счет чего они одновременно гасят и горизонтальные колебания, а для смягчения динамических ударов, возникающих при больших осевых нагрузках, на торцах поршня и верхнего переводника выполнены соответственно кольцевой выступ и ответная канавка. 1 ил. с/ С
НАДДОЛОТНЫЙ АМОРТИЗАТОР | 0 |
|
SU192119A1 |
кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Буровой амортизатор | 1973 |
|
SU451833A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ | 1923 |
|
SU1974A1 |
Авторское свидетельство СССР № 227240 | |||
кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Приспособление для контроля движения | 1921 |
|
SU1968A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1989-03-28—Подача